11 октября 2024 г. Дарья Иванова и Екатерина Мавлянова, студентки 4 курса факультета культурологии, получили дипломы конкурса «Третьекурсник-исследователь РГГУ»
Ежегодно в РГГУ проводится конкурс курсовых работ «Третьекурсник-исследователь РГГУ». 11 октября в Зале Ученого совета состоялось торжественное вручение дипломов победителям и финалистам конкурса 2024 года. Среди награжденных студентов есть и старшекурсницы факультета культурологии, чьи курсовые работы демонстрируют высокий уровень академической культуры и включенность авторов в профессиональное пространство культурологии. Благодарственные письма также получили научные руководители студенток.
Дарья Иванова (4 курс, очное отделение) получила диплом I степени за курсовую работу на тему «“Образ тела” во французской визуальной культуре рубежа XIX-XX вв.» (научный руководитель О.В. Гавришина, доцент кафедры истории и теории культуры).
Курсовая работа Дарьи Ивановой посвящена особенностям представления тела на рубеже XIX – XX веков. В качестве источников в данной работе выступают текстовое описание и киносъемка знаменитого танца Лои Фуллер. В 1892 году она впервые представила номер «Серпантин» (La danse serpentine) в парижском варьете Фоли-Бержер. В ходе выступления Фуллер выходила из темноты на сцену и совершала движения руками, к которым были прикреплены длинные полотна шёлковой ткани. Одно из центральных понятий в работе – «образ». Образность, в отличие от языка, по-другому оформляет восприятие, имеет свои каналы воздействия на зрителя, связанные с его телесным опытом, «переживанием» визуального. Танец «Серпантин», по свидетельствам современников, в числе которых были С. Малларме, Анри Тулуз-Лотрек, Клод Дебюсси, производил захватывающее, почти гипнотическое воздействие. Главными факторами в представлении тела в номере Фуллер становятся не хореография, а электрический свет и непрерывное движение. Поэтому можно говорить не столько о теле, сколько об «образе тела», расширяющем границы телесной формы с помощью технологий, который и затрагивает чувственные структуры смотрящего.
Екатерина Мавлянова (4 курс, вечернее отделение) получила диплом II степени за курсовую работу на тему «Функции интертекстуальности в видеоиграх (на примере “Borderlands 2”)» (научный руководитель В.В. Плужник, доцент кафедры социокультурных практик и коммуникаций).
Курсовая работа Екатерины Мавляновой посвящена исследованию функций интертекстуальности в видеоигре Borderlands 2 и их влиянию на игровой процесс и восприятие игры. В работе выделяются три методологических поля: нарративный и текстовый аспекты видеоигр, теория интертекстуальности и междисциплинарные подходы game studies. В Borderlands 2 интертекст выполняет различные функции, обогащая игровой опыт, стимулируя творческую интерпретацию и создавая культурный диалог между игроками и текстами культуры. Интертекстуальность является ключевым элементом игрового процесса, который не только усложняет и углубляет уникальный игровой опыт, но и способствует диалогу между текстами культуры и переосмыслению места видеоигры в современной культуре.
Поздравляем студенток факультета с полученными наградами!
Текст: Плужник Виктория
Фото: Плужник Виктория
В среду 19 февраля 2025 г. прошло очередное заседание научного семинара «Антропология религии: люди, реликвии, практики на (пост)советском пространстве».
В УНЦ визуальных исследований Средневековья и Нового времени факультета культурологии РГГУ в понедельник 17 февраля 2025 г. состоялась реставрация и каталогизация советских икон, собранных во время полевой практики.
14 февраля 2025 г. в Воронежском художественном музее им. И.Н. Крамского открылась экспозиция советских икон «Христианская народная культура в СССР: исчезающее наследие», организованная научными сотрудниками РГГУ. Выставка продлится до 6 апреля 2025 г.
25 января состоялась встреча научного онлайн-семинара Факультета культурологии РГГУ «Мифология и фольклор в контексте современной культуры». Аспирант кафедры ИТК РГГУ Татиана Крувко представила доклад на тему «Миф об искусственной женщине: традиция и современность».
Магистрант факультета культурологии Федор Трофимов в 2024/2025 учебном году стал участником программы стипендий для студентов магистратуры и аспирантов, которая осуществляется Исследовательским центром ЧУК «Еврейский музей и Центр толерантности» при финансовой поддержке А.И. Клячина.
26 декабря состоялась встреча онлайн-семинара по изучению медиа и образа «Культурные практики в технологических медиа средах». С докладом на тему «Световое искусство XX века: от аналогового к цифровому» выступила ученица светохудожника С. М. Зорина, психолог Дарья Ивановна Голованова.
25 декабря 2024 года в Белом зале Центрального дома кино состоялась торжественная церемония награждения IV Премии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России в области аудиовизуального творчества, исследования искусства экрана и художественной критики.
20 декабря в РГГУ состоялась встреча «Христианское отношение к врагу – утопия или реальность?», организованная факультетом культурологии совместно с Институтом Психологии им. Л.С. Выготского в рамках цикла «Христианские ценности в современном мире». В неформальной обстановке – за чаем – собрались учащиеся бакалавриата, магистратуры, дополнительного образования разных факультетов и вузов.
В понедельник 23 декабря 2024 г. прошло очередное заседание научного семинара «Антропология религии: люди, реликвии, практики на (пост)советском пространстве». Докладчиками выступили Д.И. Антонов, Д.Ю. Доронин и А.И. Завьялова. Авторы представили подготовленный ими тематический номер журнала «Государства, религия, церковь в России и за рубежом» (№ 3, 2024), посвященный советским иконам и материальной религии эпохи СССР.
Научный семинар «Современный театр в культурологической перспективе изучения» факультета культурологии подводит итоги работы в осеннем семестре 2024 – 2025 г.