21.05.2024
Подведены итоги работы семинара «Современный театр в культурологической перспективе изучения»
Во втором семестре учебного года 2023–2024 продолжил свою работу семинар факультета культурологии «Современный театр в культурологической перспективе изучения». Ещё 29 марта на круглом столе «Культурология в системе социально-гуманитарного знания XXI века. Презентация научных проектов участников постоянно действующих научных семинаров факультета культурологии» (проходил в рамках «Гуманитарных чтений» в РГГУ) руководитель семинара Г. А. Шматова сделала доклад о работе семинара и его ближайших планах. Она рассказала о задачах семинара, в которые входит знакомство студентов с современной театральной жизнью, а также поддержание академического диалога среди практиков и исследователей перформативных искусств. В завершающемся семестре были проведены мероприятия, удовлетворяющие всем поставленным задачам.
Так, 10 апреля студенты факультета были приглашены в Театр Моссовета. В рамках Года семьи студенты и художественный руководитель театра Евгений Марчелли обсудили спектакль «Жестокие игры». Пьеса классика советской драматургии Алексея Арбузова в 1970-е поставила вопрос о том, легко ли быть молодым в современном мире, почему отцы и дети не могут найти общего языка для значимых тем. Сегодня постановщик Евгений Марчелли возвращается к этим проблемам, обозначая их на современном сценическом языке.
Беседа, модерируемая руководителем семинара Г. А. Шматовой, прошла в живой атмосфере, студенты имели возможность задать интересующие их вопросы, посмотреть на процесс подготовки сцены к спектаклю и посетить экскурсию в музее театра.
Далее работа семинара вернулась в формат обсуждений теоретических тем в междисциплинарном контексте. Цикл состоявшихся встреч был посвящен теме тела в перформативных практиках.
Современные теоретики театра уделяют большое внимание телесности актера/танцовщика/перформера, его качеству присутствия в постановках.
Тело актора может быть профессиональным и нет, «нормативным» и «нет» (в какой-то системе координат), действующим по принципу машины или «естественным», запрограммированным или спонтанным…
На семинарах обсуждались разные режимы работы с телом – демонстрации тела и восприятия тела. Для чего артист в своей телесности предстает перед зрителем? Какой отклик это вызывает в зрителе, на какой режим восприятия настраивает? Какой опыт получают оба в процессе взаимодействия?
8 мая прошел семинар, спикером которого выступила режиссер Анастасия Патлай с темой «Телесность в документальном театре». На материале собственных постановок Анастасия продемонстрировала в своей презентации, как выстраиваются отношения тело актера – образ в актуальных документальных постановках разных жанров: в «документальной опере», в лаборатории «документальной хореографии», в спектаклях на историческом и современном материале. В обсуждении приняли участие исследователи из Москвы и Санкт-Петербурга, студенты факультета культурологии ,артисты и режиссеры, работающие в документальных проектах.
20 мая с докладом выступила Эмма Горовиц, магистрантка факультета культурологии, которая уже успешно защитила диплом о языке балета в рамках бакалавриата. Эмма – постоянная участница семинара. На этот раз ею была представлена тема «Балетное тело в современных медийных контекстах». В докладе проблематизировалось то, как «профессиональное» театральное (балетное) тело существует сегодня не только на сцене, но и в современных медийных контекстах (прежде всего, цифровых). Танцовщики балета ведут личные блоги, рассказывая о своей работе, развенчивая или подтверждая мифы о мире балета. Границы между «личным» и «профессиональным», «индивидуальным» и «общим», «высоким» и «массовым», «художественным» и «бытовым» размываются, и эта культурная ситуация дает материал для рефлексии. В заседании семинара приняла участие исследовательница современного танца, автор значимых книг в этой области Ирина Сироткина, студенты РГГУ и преподаватели кафедры.
Семинар продолжит свою работу в следующем семестре.
Текст: Г. Шматова
Фото: Г. Шматова