РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Все новости


Подведены итоги работы семинара «Современный театр в культурологической перспективе изучения»
21.05.2024

Подведены итоги работы семинара «Современный театр в культурологической перспективе изучения»

Во втором семестре учебного года 2023–2024 продолжил свою работу семинар факультета культурологии «Современный театр в культурологической перспективе изучения». Ещё 29 марта на круглом столе «Культурология в системе социально-гуманитарного знания XXI века. Презентация научных проектов участников постоянно действующих научных семинаров факультета культурологии» (проходил в рамках «Гуманитарных чтений» в РГГУ) руководитель семинара  Г. А. Шматова сделала доклад о работе семинара и его ближайших планах. Она рассказала о задачах семинара, в которые входит знакомство студентов с современной театральной жизнью, а также поддержание академического диалога среди практиков и исследователей перформативных искусств. В завершающемся семестре были проведены мероприятия, удовлетворяющие всем поставленным задачам.


Так, 10 апреля студенты факультета были приглашены в Театр Моссовета. В рамках Года семьи студенты и художественный руководитель театра Евгений Марчелли обсудили спектакль «Жестокие игры». Пьеса классика советской драматургии Алексея Арбузова в 1970-е поставила вопрос о том, легко ли быть молодым в современном мире, почему отцы и дети не могут найти общего языка для значимых тем. Сегодня постановщик Евгений Марчелли возвращается к этим проблемам, обозначая их на современном сценическом языке. 

Беседа, модерируемая руководителем семинара Г. А. Шматовой, прошла в живой атмосфере, студенты имели возможность задать интересующие их вопросы, посмотреть на процесс подготовки сцены к спектаклю и посетить экскурсию в музее театра.

Далее работа семинара вернулась в формат обсуждений теоретических тем в междисциплинарном контексте. Цикл состоявшихся встреч был посвящен теме тела в перформативных практиках.
Современные теоретики театра уделяют большое внимание телесности актера/танцовщика/перформера, его качеству присутствия в постановках. 
Тело актора может быть профессиональным и нет, «нормативным» и «нет» (в какой-то системе координат), действующим по принципу машины или «естественным», запрограммированным или спонтанным…
На семинарах обсуждались разные режимы работы с телом – демонстрации тела и восприятия тела. Для чего артист в своей телесности предстает перед зрителем? Какой отклик это вызывает в зрителе, на какой режим восприятия настраивает? Какой опыт получают оба в процессе взаимодействия?

8 мая прошел семинар, спикером которого выступила режиссер Анастасия Патлай с темой «Телесность в документальном театре». На материале собственных постановок Анастасия продемонстрировала в своей презентации, как выстраиваются отношения тело актера – образ в актуальных документальных постановках разных жанров: в «документальной опере», в лаборатории «документальной хореографии», в спектаклях на историческом и современном материале. В обсуждении приняли участие исследователи из Москвы и Санкт-Петербурга, студенты факультета культурологии ,артисты и режиссеры, работающие в документальных проектах. 

20 мая с докладом выступила Эмма Горовиц, магистрантка факультета культурологии, которая уже успешно защитила диплом о языке балета в рамках бакалавриата. Эмма – постоянная участница семинара. На этот раз ею была представлена тема «Балетное тело в современных медийных контекстах». В докладе проблематизировалось то,  как «профессиональное» театральное (балетное) тело существует сегодня не только на сцене, но и в современных медийных контекстах (прежде всего, цифровых). Танцовщики балета ведут личные блоги, рассказывая о своей работе, развенчивая или подтверждая мифы о мире балета. Границы между «личным» и «профессиональным», «индивидуальным» и «общим», «высоким» и «массовым», «художественным» и «бытовым» размываются, и эта культурная ситуация дает материал для рефлексии. В заседании семинара приняла участие исследовательница современного танца, автор значимых книг в этой области Ирина Сироткина, студенты РГГУ и преподаватели кафедры.

Семинар продолжит свою работу в следующем семестре. 

Текст: Г. Шматова
Фото: Г. Шматова

Поделиться новостью в Телеграм!
Факультет культурологии
читайте также
20 февраля 2025
Состоялось заседание научного семинара «Антропология религии: люди, реликвии, практики на (пост)советском пространстве»

В среду 19 февраля 2025 г. прошло очередное заседание научного семинара «Антропология религии: люди, реликвии, практики на (пост)советском пространстве».

20 февраля 2025
Студенты РГГУ приняли участие в реставрации советских икон

В УНЦ визуальных исследований Средневековья и Нового времени факультета культурологии РГГУ в понедельник 17 февраля 2025 г. состоялась реставрация и каталогизация советских икон, собранных во время полевой практики.

20 февраля 2025
Выставка советских икон в Воронеже

14 февраля 2025 г. в Воронежском художественном музее им. И.Н. Крамского открылась экспозиция советских икон «Христианская народная культура в СССР: исчезающее наследие», организованная научными сотрудниками РГГУ. Выставка продлится до 6 апреля 2025 г.

05 февраля 2025
На факультете культурологии обсудили культурные трансформации мифа об искусственной женщине

25 января состоялась встреча научного онлайн-семинара Факультета культурологии РГГУ «Мифология и фольклор в контексте современной культуры». Аспирант кафедры ИТК РГГУ Татиана Крувко представила доклад на тему «Миф об искусственной женщине: традиция и современность».

27 января 2025
Магистрант РГГУ стал стипендиатом Исследовательского центра Еврейского музея

Магистрант факультета культурологии Федор Трофимов в 2024/2025 учебном году стал участником программы стипендий для студентов магистратуры и аспирантов, которая осуществляется Исследовательским центром ЧУК «Еврейский музей и Центр толерантности» при финансовой поддержке А.И. Клячина. 

27 декабря 2024
Творчество пионера медиаарта С. М. Зорина обсудили на Факультете культурологии

26 декабря состоялась встреча онлайн-семинара по изучению медиа и образа «Культурные практики в технологических медиа средах». С докладом на тему «Световое искусство XX века: от аналогового к цифровому» выступила ученица светохудожника С. М. Зорина, психолог Дарья Ивановна Голованова.

26 декабря 2024
Монография «Визуальный образ и его медиум» получила диплом Премии Гильдии киноведов и кинокритиков

25 декабря 2024 года в Белом зале Центрального дома кино состоялась торжественная церемония награждения IV Премии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России в области аудиовизуального творчества, исследования искусства экрана и художественной критики.

24 декабря 2024
В РГГУ состоялась встреча на тему «Христианское отношение к врагу – утопия или реальность?»

20 декабря в РГГУ состоялась встреча «Христианское отношение к врагу – утопия или реальность?», организованная факультетом культурологии совместно с Институтом Психологии им. Л.С. Выготского в рамках цикла «Христианские ценности в современном мире». В неформальной обстановке – за чаем – собрались учащиеся бакалавриата, магистратуры, дополнительного образования разных факультетов и вузов.

24 декабря 2024
На семинаре факультета культурологии обсудили тематический номер журнала ГРЦ (№ 3, 2024)

В понедельник 23 декабря 2024 г. прошло очередное заседание научного семинара «Антропология религии: люди, реликвии, практики на (пост)советском пространстве». Докладчиками выступили Д.И. Антонов, Д.Ю. Доронин и А.И. Завьялова. Авторы представили подготовленный ими тематический номер журнала «Государства, религия, церковь в России и за рубежом» (№ 3, 2024), посвященный советским иконам и материальной религии эпохи СССР.

22 декабря 2024
Итоги работы семинара «Современный театр в культурологической перспективе изучения»

Научный семинар «Современный театр в культурологической перспективе изучения» факультета культурологии подводит итоги работы в осеннем семестре 2024 – 2025 г.