Что такое «биоэкзорцизм» и как сконструировать загробный мир: на семинаре «Фантастическое в популярной культуре» обсудили раннее творчество Тима Бёртона.
Первая в 2023 г. встреча участников постоянно действующего научного семинара «Фантастическое в популярной культуре» стала своего рода продолжением круглого стола «Странные сказки 1980-х», состоявшегося на факультете культурологии 24 декабря. В 1980-е началась самостоятельная кинокарьера Тима Бёртона, чрезвычайно яркой фигуры, чьи киноработы – «Эдвард Руки-Ножницы», «Сонная Лощина», «Чарли и шоколадная фабрика», «Алиса в стране чудес» и множество других – отмечены неповторимым авторским стилем. К семинару его участникам было предложено ознакомиться с двумя исследовательскими работами – главой из коллективной монографии под названием «Tim Burton and the Idea of Fairy Tales» Брайана Рэя и статьей Анны Демшиной «Игры с архетипами в современном искусстве: интерпретации образа Арлекина в творчестве Тима Бертона».
28 января участники семинара стали слушателями доклада магистрантки факультета культурологии РГГУ Анны Семенюк под названием «Биоэкзорцизм качественно и недорого: Анализ фэнтези-комедии "Битлджус" (1988)». В докладе, посвященном второму самостоятельному проекту Бёртона, разбирались и ранний этап творчества Бёртона, и сюжет «Битлджуса», и особенности визуальных решений в этой эксцентричной истории, балансирующей между жанрами фэнтези, хоррора и комедии. По завершении доклада началось обсуждение, в ходе которого были затронуты такие сюжеты, как трансформация сказочных коллизий и персонажей в пространстве фильмов Бёртона, отсылки к литературе XIX века и параллели с современными Бёртону произведениями популярной культуры (в том числе возможную перекличку между фильмом «Марс атакует!» и аниме «Гиперпространственная крепость Макросс», которое начало выходить примерно на 10 лет раньше»). Большой интерес вызвал образ загробного мира, представленный в «Битлджусе» – с его довольно новаторским на момент премьеры уподоблением места, куда попадают души недавно скончавшихся бюрократической конторе и отказом от стандартного деления «того света» на Рай и Ад.
Завершился семинар возобновленной рубрикой, в которой участники семинара знакомят друг друга со ссылками на сайты с доступной на легальной основе исследовательской литературой и потенциально интересными материалами. На сей раз ведущая семинара АлександраТарасова рассказала о коллективной монографии 2010 г. «Fairy Tale Films: Visions of Ambiguity», выложенной в открытый доступ на сайте jstor.org.
В среду 19 февраля 2025 г. прошло очередное заседание научного семинара «Антропология религии: люди, реликвии, практики на (пост)советском пространстве».
В УНЦ визуальных исследований Средневековья и Нового времени факультета культурологии РГГУ в понедельник 17 февраля 2025 г. состоялась реставрация и каталогизация советских икон, собранных во время полевой практики.
14 февраля 2025 г. в Воронежском художественном музее им. И.Н. Крамского открылась экспозиция советских икон «Христианская народная культура в СССР: исчезающее наследие», организованная научными сотрудниками РГГУ. Выставка продлится до 6 апреля 2025 г.
25 января состоялась встреча научного онлайн-семинара Факультета культурологии РГГУ «Мифология и фольклор в контексте современной культуры». Аспирант кафедры ИТК РГГУ Татиана Крувко представила доклад на тему «Миф об искусственной женщине: традиция и современность».
Магистрант факультета культурологии Федор Трофимов в 2024/2025 учебном году стал участником программы стипендий для студентов магистратуры и аспирантов, которая осуществляется Исследовательским центром ЧУК «Еврейский музей и Центр толерантности» при финансовой поддержке А.И. Клячина.
26 декабря состоялась встреча онлайн-семинара по изучению медиа и образа «Культурные практики в технологических медиа средах». С докладом на тему «Световое искусство XX века: от аналогового к цифровому» выступила ученица светохудожника С. М. Зорина, психолог Дарья Ивановна Голованова.
25 декабря 2024 года в Белом зале Центрального дома кино состоялась торжественная церемония награждения IV Премии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России в области аудиовизуального творчества, исследования искусства экрана и художественной критики.
20 декабря в РГГУ состоялась встреча «Христианское отношение к врагу – утопия или реальность?», организованная факультетом культурологии совместно с Институтом Психологии им. Л.С. Выготского в рамках цикла «Христианские ценности в современном мире». В неформальной обстановке – за чаем – собрались учащиеся бакалавриата, магистратуры, дополнительного образования разных факультетов и вузов.
В понедельник 23 декабря 2024 г. прошло очередное заседание научного семинара «Антропология религии: люди, реликвии, практики на (пост)советском пространстве». Докладчиками выступили Д.И. Антонов, Д.Ю. Доронин и А.И. Завьялова. Авторы представили подготовленный ими тематический номер журнала «Государства, религия, церковь в России и за рубежом» (№ 3, 2024), посвященный советским иконам и материальной религии эпохи СССР.
Научный семинар «Современный театр в культурологической перспективе изучения» факультета культурологии подводит итоги работы в осеннем семестре 2024 – 2025 г.