Что такое «биоэкзорцизм» и как сконструировать загробный мир: на семинаре «Фантастическое в популярной культуре» обсудили раннее творчество Тима Бёртона.
Первая в 2023 г. встреча участников постоянно действующего научного семинара «Фантастическое в популярной культуре» стала своего рода продолжением круглого стола «Странные сказки 1980-х», состоявшегося на факультете культурологии 24 декабря. В 1980-е началась самостоятельная кинокарьера Тима Бёртона, чрезвычайно яркой фигуры, чьи киноработы – «Эдвард Руки-Ножницы», «Сонная Лощина», «Чарли и шоколадная фабрика», «Алиса в стране чудес» и множество других – отмечены неповторимым авторским стилем. К семинару его участникам было предложено ознакомиться с двумя исследовательскими работами – главой из коллективной монографии под названием «Tim Burton and the Idea of Fairy Tales» Брайана Рэя и статьей Анны Демшиной «Игры с архетипами в современном искусстве: интерпретации образа Арлекина в творчестве Тима Бертона».
28 января участники семинара стали слушателями доклада магистрантки факультета культурологии РГГУ Анны Семенюк под названием «Биоэкзорцизм качественно и недорого: Анализ фэнтези-комедии "Битлджус" (1988)». В докладе, посвященном второму самостоятельному проекту Бёртона, разбирались и ранний этап творчества Бёртона, и сюжет «Битлджуса», и особенности визуальных решений в этой эксцентричной истории, балансирующей между жанрами фэнтези, хоррора и комедии. По завершении доклада началось обсуждение, в ходе которого были затронуты такие сюжеты, как трансформация сказочных коллизий и персонажей в пространстве фильмов Бёртона, отсылки к литературе XIX века и параллели с современными Бёртону произведениями популярной культуры (в том числе возможную перекличку между фильмом «Марс атакует!» и аниме «Гиперпространственная крепость Макросс», которое начало выходить примерно на 10 лет раньше»). Большой интерес вызвал образ загробного мира, представленный в «Битлджусе» – с его довольно новаторским на момент премьеры уподоблением места, куда попадают души недавно скончавшихся бюрократической конторе и отказом от стандартного деления «того света» на Рай и Ад.
Завершился семинар возобновленной рубрикой, в которой участники семинара знакомят друг друга со ссылками на сайты с доступной на легальной основе исследовательской литературой и потенциально интересными материалами. На сей раз ведущая семинара АлександраТарасова рассказала о коллективной монографии 2010 г. «Fairy Tale Films: Visions of Ambiguity», выложенной в открытый доступ на сайте jstor.org.
В весеннем семестре 2024-2025 уч.г. перезапускает свою работу научный семинар факультета культурологии «Советское» как предмет культурологического исследования». Первая встреча семинара прошла 3 апреля и была посвящена позднесоветскому кино о Северном Кавказе
26 марта 2025 г. в Центре визуальных исследований Средневековья и Нового времени факультета культурологии РГГУ прошло очередное заседание научного семинара «Антропология религии: люди, реликвии, практики на (пост)советском пространстве».
15 марта Валерия Косякова, доцент Высшей школы европейских культур факультета культурологии, провела лекцию с дискуссией «Образ женщины в военном кинематографе» в рамках воспитательной работы факультета культурологии.
5 марта 2025 г. в Учебно-научном центре визуальных исследований Средневековья и Нового времени факультета культурологии РГГУ прошла реставрация и каталогизация советских икон, собранных во время полевой практики.
22 февраля 2025 г. в рамках Недели карьеры факультета культурологии прошла ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция «Профессия – культуролог – VII»
26 февраля 2025 г. в РГГУ прошла встреча участников научного семинара «Фантастическое в популярной культуре». Серию заседаний, объединённых темой «Медиевализм в фантастических мирах», открыл доклад об использовании средневековой геральдики в компьютерных играх.
27 февраля 2025 г. в РГГУ в рамках цикла «Христианские ценности в современном мире» прошла беседа на тему «Христианство и наслаждение», организованная факультетом культурологии совместно с Институтом психологии им. Л.С. Выготского РГГУ.
24 февраля в онлайн-формате состоялось очередное заседание семинара «Культурные практики в технологических медиа средах». С докладом на тему «Анонимность vs партиципация: практики коммуникации в фандоме молодежного сериала» выступила Анастасия Россинская, магистр искусствоведения, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории социокультурных образовательных практик Московского городского педагогического университета.
В рамках Недели карьеры 17 - 22 февраля были проведены лекции и мастер-классы от выпускников и преподавателей факультета культурологии, а также от специалистов в сфере трудоустройства.
В среду 19 февраля 2025 г. прошло очередное заседание научного семинара «Антропология религии: люди, реликвии, практики на (пост)советском пространстве».