24 мая на факультете культурологии состоялась очередная онлайн-встреча постоянно действующего научного семинара «Фантастическое в популярной культуре». Она продолжила тему взаимоотношений фантастики и ностальгии, на этот раз обратившись к космической тематике в англоязычных телесериалах конца 1990-х - 2000-х гг.
Семинар открылся докладом его ведущей Александры Тарасовой «Куклы в телевизионном Космосе рубежа XXI в.: старомодно или своевременно?». Начав с обзора телевизионной «космической» фантастики обозначенного периода – которая впечатляет количеством и разнообразием вариаций на тему межпланетных путешествия и контактов с инопланетянами, докладчица далее сосредоточилась на одном из образцов жанра «космической оперы» того времени – австралийско-американском сериале 1999–2003 гг. «Farscape», который в России прошел под названием «На краю Вселенной». Сериал этот примечателен и как пример активности сложившегося вокруг него фандома – после закрытия сериала его поклонники добились выпуска трехчасового продолжения, в котором были доведены до финала основные сюжетные линии – так и подходом его создателей к визуализации представителей инопланетных цивилизаций. Хотя во время запуска сериала уже была доступна технология захвата движений (что убедительно продемонстрировал вышедший в 1999-м г. полнометражный фильм «Звездные Войны: Эпизод 1 – Скрытая угроза»), в «На краю Вселенной», выбор был сделан в пользу более традиционного пластического грима и фантазийных костюмов на актерах; более того – некоторых персонажей, в том числе – центральных, представляли куклы. Такой выбор, обусловленный в том числе и участием знаменитой «The Jim Henson Company», специализирующейся на производстве кукол (на счету компании не только «Маппет-шоу», но и полнометражные фильмы 1980-х «Темный кристалл» и «Лабринт», в котором куклы сосуществовали в одном кадре с актерами-людьми), мог показаться архаичным. Однако это не помешало сериалу стать достаточно успешным – что подтверждается как упомянутым чуть выше свидетельством не только настойчивости, но многочисленности его фанатов (иначе их настойчивость не смогла бы стать заметной), так и тем, что его фан-сообщества существуют во всемирной сети и по сей день; становился он и объектом академических исследований.
Недостатки и преимущества такого типа визуализации нечеловеческих персонажей были проанализированы в ходе доклада, при этом акцент был сделан на укорененности образа куклы как игрушки и куклы театральной в мировой культуре, что позволило создателям сериала обратиться и к зрительскому опыту своей аудитории, и к более древним фреймам в ее картине мира. В сопровождении большого количества отсылок к популярной культуре 1970-х–1980-х, в том числе исходящих от главного героя – американского астронавта Джона Крайтона, по воле случая заброшенного в неизведанную часть Вселенной, – и будучи включенными в нарратив, построенный на максимально широком диапазоне сюжетных коллизий, словно суммирующих все возможные темы «космических» сериалов, «На краю Вселенной» в каком-то смысле подводил итог развитию фантастических повествований второй половины XX–начала XXI вв. И его относительный успех, возможно, опирался на предвосхищенную им ностальгию зрителей, которые осознавали наступление нового периода в истории кино- и телевизионной фантастики и заранее сожалели об уходящий эпохе.
За докладом последовала содержательная дискуссия, после чего семинар перешел к заключительной части: его участница Ольга Закутняя, представляющая Институт Космических Исследований РАН, рассказала о запланированном на 1-5 октября международной конференции по космическому образованию «Дорога в Космос», в рамках которой запланированы секции «Популяризация в СМИ и космическое просвещение» и «Космос в литературе и искусстве», представляющие интерес для студентов и преподавателей факультета культурологию.
Текст: А. Тарасова
Фото: А. Тарасова
В среду 19 февраля 2025 г. прошло очередное заседание научного семинара «Антропология религии: люди, реликвии, практики на (пост)советском пространстве».
В УНЦ визуальных исследований Средневековья и Нового времени факультета культурологии РГГУ в понедельник 17 февраля 2025 г. состоялась реставрация и каталогизация советских икон, собранных во время полевой практики.
14 февраля 2025 г. в Воронежском художественном музее им. И.Н. Крамского открылась экспозиция советских икон «Христианская народная культура в СССР: исчезающее наследие», организованная научными сотрудниками РГГУ. Выставка продлится до 6 апреля 2025 г.
25 января состоялась встреча научного онлайн-семинара Факультета культурологии РГГУ «Мифология и фольклор в контексте современной культуры». Аспирант кафедры ИТК РГГУ Татиана Крувко представила доклад на тему «Миф об искусственной женщине: традиция и современность».
Магистрант факультета культурологии Федор Трофимов в 2024/2025 учебном году стал участником программы стипендий для студентов магистратуры и аспирантов, которая осуществляется Исследовательским центром ЧУК «Еврейский музей и Центр толерантности» при финансовой поддержке А.И. Клячина.
26 декабря состоялась встреча онлайн-семинара по изучению медиа и образа «Культурные практики в технологических медиа средах». С докладом на тему «Световое искусство XX века: от аналогового к цифровому» выступила ученица светохудожника С. М. Зорина, психолог Дарья Ивановна Голованова.
25 декабря 2024 года в Белом зале Центрального дома кино состоялась торжественная церемония награждения IV Премии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России в области аудиовизуального творчества, исследования искусства экрана и художественной критики.
20 декабря в РГГУ состоялась встреча «Христианское отношение к врагу – утопия или реальность?», организованная факультетом культурологии совместно с Институтом Психологии им. Л.С. Выготского в рамках цикла «Христианские ценности в современном мире». В неформальной обстановке – за чаем – собрались учащиеся бакалавриата, магистратуры, дополнительного образования разных факультетов и вузов.
В понедельник 23 декабря 2024 г. прошло очередное заседание научного семинара «Антропология религии: люди, реликвии, практики на (пост)советском пространстве». Докладчиками выступили Д.И. Антонов, Д.Ю. Доронин и А.И. Завьялова. Авторы представили подготовленный ими тематический номер журнала «Государства, религия, церковь в России и за рубежом» (№ 3, 2024), посвященный советским иконам и материальной религии эпохи СССР.
Научный семинар «Современный театр в культурологической перспективе изучения» факультета культурологии подводит итоги работы в осеннем семестре 2024 – 2025 г.