РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Все новости


Ностальгическое в фантастическом обсудили на факультете культурологии
04.05.2024

Ностальгическое в фантастическом обсудили на факультете культурологии

4 мая состоялась встреча участников семинара факультета культурологии РГГУ «Фантастическое в популярной культуре». Она стала первой из запланированного блока семинаров, посвященных ностальгии по произведениям конца XX – начала XXI вв. в жанре фантастики и фэнтези, а также тому, как откликаются на эту ностальгию создатели культурной продукции. 


На семинаре был представлен доклад А.В. Тарасовой «Ностальгическое в фантастическом и фантастическое в ностальгическом», основным объектом рассмотрения в котором стал выпущенный 15 августа 2023 г. полнометражный анимационный фильм «Вавилон 5: Дорога домой». Он представляет собой продолжение к культовому американскому телесериалу «Вавилон-5» (1993-1998) – классическому примеру «космической оперы», вокруг которого сформировалось международное фанатское сообщество, не утратившее активности и спустя тридцать лет после премьеры сериала. Кратко остановившись на сюжете сериала 1990-х, его основных персонажах и фигуре создателя как оригинального «Вавилона-5», так и анимационного фильма 2023 – Джозефа Майкла Стражински, ведущая семинара обратилась к «реставрирующей» и «рефлексирующей» ностальгии, которые С. Бойм определяет как тенденции, позволяющие «придать форму и смысл тоске». Эти определения помогают увидеть в анимационном фильме и визуальные и сюжетные решения, направленные на создание у ностальгирующей аудитории впечатление воссоздания знакомых мест и образов (вплоть до почти буквального воспроизведения некоторых кадров из телесериала), и хорошо считываемые сигналы, указывающие на невозможность возвращения к «Вавилону-5» 1990-х. 

Само повествование, на первый взгляд кажется довольно незамысловатым: один из центральных персонажей сериала, Джон Шеридан, вынужден пережить несколько скачков во времени – то в будущее, то в прошлое, а также посетить несколько параллельных миров, где события телесериала развиваются иначе. Это позволяет как включить в сюжет фильма основных героев сериала (в том числе и тех, кто уже не может появиться в игровом фильме, поскольку исполнявших эти роли актеров уже нет в живых), так и показать зрителю-фанату максимальное число ключевых локаций сериала. Но более тщательное осмысление повествования, созданного автором эпопеи про космическую станцию «Вавилон-5», обнаруживает его достаточно сложную структуру. Заложенная в нарратив возможность иного взгляда на основную сюжетную линию и отсутствие явных признаков того, что какой-то из представших на экране параллельных миров можно определить как принадлежащий той же фикциональной реальности, в которой разворачивалось действие сериала ставят под сомнение даже фигуру главного героя – тот ли это Шеридан, по которому тоскует аудитория или его двойник из параллельного мира? Но вместе с тем демонстрация альтернативных вариантов сюжета, знакомого по оригинальному сериалу, а также доказанная анимационным фильмом возможность «омолодить» и даже «оживить» персонажей поддерживают у целевой аудитории надежду на новую встречу – хотя бы с альтернативным «Вавилоном-5» и его командой.

 «Вавилон -5: Дорога домой», таким образом, по мнению докладчицы, представляет собой и наглядный пример ностальгического повествования, созданного в первую очередь для фанатов сериала тридцатилетней давности, и образец успешного использования приемов, возможных только в жанре фантастики, для поддержания ностальгической рефлексии – как зрительской, так и авторской. Предложенные в докладе тезисы побудили участников семинара к дискуссии о ностальгии по несуществующему месту – межпланетной станции из сериала 1990-х гг., о включении сериальных повествований в личный опыт зрителя, о том, насколько обесценивает, и обесценивает ли подобные ностальгические переживания коммерческий характер объекта этих переживаний, и о том, какие достоинства телевизионного «Вавилона-5» обеспечили ему столь долговременную любовь его почитателей.

Текст: А. В. Тарасова
Фото: А. В. Тарасова

Поделиться новостью в Телеграм!
Факультет культурологии
читайте также
27 марта 2025
В РГГУ обсудили символико-экономический обмен в православных сообществах

26 марта 2025 г. в Центре визуальных исследований Средневековья и Нового времени факультета культурологии РГГУ прошло очередное заседание научного семинара «Антропология религии: люди, реликвии, практики на (пост)советском пространстве».

17 марта 2025
В. Косякова провела лекцию с дискуссией на тему «Образ женщины в военном кинематографе»

15 марта Валерия Косякова, доцент Высшей школы европейских культур факультета культурологии, провела лекцию с дискуссией «Образ женщины в военном кинематографе» в рамках воспитательной работы факультета культурологии.

11 марта 2025
Студенты РГГУ приняли участие в реставрации икон

5 марта 2025 г. в Учебно-научном центре визуальных исследований Средневековья и Нового времени факультета культурологии РГГУ прошла реставрация и каталогизация советских икон, собранных во время полевой практики.

06 марта 2025
В РГГУ прошла VII Всероссийская научно-практическая конференция «Профессия – культуролог»

22 февраля 2025 г. в рамках Недели карьеры факультета культурологии прошла ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция «Профессия – культуролог – VII»

04 марта 2025
«Геральдика в “средневековых” компьютерных играх»

26 февраля 2025 г. в РГГУ прошла встреча участников научного семинара «Фантастическое в популярной культуре». Серию заседаний, объединённых темой «Медиевализм в фантастических мирах», открыл доклад об использовании средневековой геральдики в компьютерных играх.

03 марта 2025
В РГГУ прошла встреча на тему «Христианство и наслаждение»

27 февраля 2025 г. в РГГУ в рамках цикла «Христианские ценности в современном мире» прошла беседа на тему «Христианство и наслаждение», организованная факультетом культурологии совместно с Институтом психологии им. Л.С. Выготского РГГУ. 

01 марта 2025
Практики коммуникации в фандоме молодежного сериала обсудили на семинаре факультета культурологии

24 февраля в онлайн-формате состоялось очередное заседание семинара «Культурные практики в технологических медиа средах». С докладом на тему «Анонимность vs партиципация: практики коммуникации в фандоме молодежного сериала» выступила Анастасия Россинская, магистр искусствоведения, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории социокультурных образовательных практик Московского городского педагогического университета.

27 февраля 2025
На факультете культурологии прошла Неделя карьеры 2025

В рамках Недели карьеры 17 - 22 февраля были проведены лекции и мастер-классы от выпускников и преподавателей факультета культурологии, а также от специалистов в сфере трудоустройства.

20 февраля 2025
Состоялось заседание научного семинара «Антропология религии: люди, реликвии, практики на (пост)советском пространстве»

В среду 19 февраля 2025 г. прошло очередное заседание научного семинара «Антропология религии: люди, реликвии, практики на (пост)советском пространстве».

20 февраля 2025
Студенты РГГУ приняли участие в реставрации советских икон

В УНЦ визуальных исследований Средневековья и Нового времени факультета культурологии РГГУ в понедельник 17 февраля 2025 г. состоялась реставрация и каталогизация советских икон, собранных во время полевой практики.