РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Все новости


Ностальгическое в фантастическом обсудили на факультете культурологии
04.05.2024

Ностальгическое в фантастическом обсудили на факультете культурологии

4 мая состоялась встреча участников семинара факультета культурологии РГГУ «Фантастическое в популярной культуре». Она стала первой из запланированного блока семинаров, посвященных ностальгии по произведениям конца XX – начала XXI вв. в жанре фантастики и фэнтези, а также тому, как откликаются на эту ностальгию создатели культурной продукции. 


На семинаре был представлен доклад А.В. Тарасовой «Ностальгическое в фантастическом и фантастическое в ностальгическом», основным объектом рассмотрения в котором стал выпущенный 15 августа 2023 г. полнометражный анимационный фильм «Вавилон 5: Дорога домой». Он представляет собой продолжение к культовому американскому телесериалу «Вавилон-5» (1993-1998) – классическому примеру «космической оперы», вокруг которого сформировалось международное фанатское сообщество, не утратившее активности и спустя тридцать лет после премьеры сериала. Кратко остановившись на сюжете сериала 1990-х, его основных персонажах и фигуре создателя как оригинального «Вавилона-5», так и анимационного фильма 2023 – Джозефа Майкла Стражински, ведущая семинара обратилась к «реставрирующей» и «рефлексирующей» ностальгии, которые С. Бойм определяет как тенденции, позволяющие «придать форму и смысл тоске». Эти определения помогают увидеть в анимационном фильме и визуальные и сюжетные решения, направленные на создание у ностальгирующей аудитории впечатление воссоздания знакомых мест и образов (вплоть до почти буквального воспроизведения некоторых кадров из телесериала), и хорошо считываемые сигналы, указывающие на невозможность возвращения к «Вавилону-5» 1990-х. 

Само повествование, на первый взгляд кажется довольно незамысловатым: один из центральных персонажей сериала, Джон Шеридан, вынужден пережить несколько скачков во времени – то в будущее, то в прошлое, а также посетить несколько параллельных миров, где события телесериала развиваются иначе. Это позволяет как включить в сюжет фильма основных героев сериала (в том числе и тех, кто уже не может появиться в игровом фильме, поскольку исполнявших эти роли актеров уже нет в живых), так и показать зрителю-фанату максимальное число ключевых локаций сериала. Но более тщательное осмысление повествования, созданного автором эпопеи про космическую станцию «Вавилон-5», обнаруживает его достаточно сложную структуру. Заложенная в нарратив возможность иного взгляда на основную сюжетную линию и отсутствие явных признаков того, что какой-то из представших на экране параллельных миров можно определить как принадлежащий той же фикциональной реальности, в которой разворачивалось действие сериала ставят под сомнение даже фигуру главного героя – тот ли это Шеридан, по которому тоскует аудитория или его двойник из параллельного мира? Но вместе с тем демонстрация альтернативных вариантов сюжета, знакомого по оригинальному сериалу, а также доказанная анимационным фильмом возможность «омолодить» и даже «оживить» персонажей поддерживают у целевой аудитории надежду на новую встречу – хотя бы с альтернативным «Вавилоном-5» и его командой.

 «Вавилон -5: Дорога домой», таким образом, по мнению докладчицы, представляет собой и наглядный пример ностальгического повествования, созданного в первую очередь для фанатов сериала тридцатилетней давности, и образец успешного использования приемов, возможных только в жанре фантастики, для поддержания ностальгической рефлексии – как зрительской, так и авторской. Предложенные в докладе тезисы побудили участников семинара к дискуссии о ностальгии по несуществующему месту – межпланетной станции из сериала 1990-х гг., о включении сериальных повествований в личный опыт зрителя, о том, насколько обесценивает, и обесценивает ли подобные ностальгические переживания коммерческий характер объекта этих переживаний, и о том, какие достоинства телевизионного «Вавилона-5» обеспечили ему столь долговременную любовь его почитателей.

Текст: А. В. Тарасова
Фото: А. В. Тарасова

Поделиться новостью в Телеграм!
Факультет культурологии
читайте также
27 декабря 2024
Творчество пионера медиаарта С. М. Зорина обсудили на Факультете культурологии

26 декабря состоялась встреча онлайн-семинара по изучению медиа и образа «Культурные практики в технологических медиа средах». С докладом на тему «Световое искусство XX века: от аналогового к цифровому» выступила ученица светохудожника С. М. Зорина, психолог Дарья Ивановна Голованова.

26 декабря 2024
Монография «Визуальный образ и его медиум» получила диплом Премии Гильдии киноведов и кинокритиков

25 декабря 2024 года в Белом зале Центрального дома кино состоялась торжественная церемония награждения IV Премии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России в области аудиовизуального творчества, исследования искусства экрана и художественной критики.

24 декабря 2024
В РГГУ состоялась встреча на тему «Христианское отношение к врагу – утопия или реальность?»

20 декабря в РГГУ состоялась встреча «Христианское отношение к врагу – утопия или реальность?», организованная факультетом культурологии совместно с Институтом Психологии им. Л.С. Выготского в рамках цикла «Христианские ценности в современном мире». В неформальной обстановке – за чаем – собрались учащиеся бакалавриата, магистратуры, дополнительного образования разных факультетов и вузов.

24 декабря 2024
На семинаре факультета культурологии обсудили тематический номер журнала ГРЦ (№ 3, 2024)

В понедельник 23 декабря 2024 г. прошло очередное заседание научного семинара «Антропология религии: люди, реликвии, практики на (пост)советском пространстве». Докладчиками выступили Д.И. Антонов, Д.Ю. Доронин и А.И. Завьялова. Авторы представили подготовленный ими тематический номер журнала «Государства, религия, церковь в России и за рубежом» (№ 3, 2024), посвященный советским иконам и материальной религии эпохи СССР.

22 декабря 2024
Итоги работы семинара «Современный театр в культурологической перспективе изучения»

Научный семинар «Современный театр в культурологической перспективе изучения» факультета культурологии подводит итоги работы в осеннем семестре 2024 – 2025 г.

20 декабря 2024
Преподавательница РГГУ Гавришина О. В. приняла участие в выпуске подкаста «История истории»

Доцент кафедры истории и теории культуры Оксана Вячеславовна Гавришина приняла участие в подкасте «История истории». Ведущий подкаста – Артём Клюев, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского. Тема выпуска «„Визуальный поворот“ и современная историческая наука».

10 декабря 2024
Студенты РГГУ посетили Рождественский базар в Немецкой школе

Международный учебно-научный центр «Высшая школа европейских культур» факультета культурологии РГГУ вновь организовал для студентов экскурсию на Рождественский базар в Немецкой школе.

07 декабря 2024
Искусство новейших генеративных медиа обсудили на Факультете культурологии

3 декабря состоялась встреча онлайн-семинара по изучению медиа и образа «Культурные практики в технологических медиа средах». С докладом на тему «Искусство новейших генеративных медиа» выступил магистрант факультета культурологии Павел Печенкин.

04 декабря 2024
Студенты РГГУ посетили Гёте-Институт

27 ноября 2024 г. международный учебно-научный центр «Высшая школа европейских культур» факультета культурологии РГГУ организовал для студентов экскурсию в Гёте-Институт с посещением выставки, приуроченной к юбилею Франца Кафки.

03 декабря 2024
В РГГУ открылась выставка «Русские юристы — деятели судебной реформы»

2 декабря в рамках проекта «100 юбилейных дат» в РГГУ открылась выставка «Русские юристы — деятели судебной реформы», организованная факультетом культурологии при участии юридического факультета и посвященная 160-летию утверждения императором Александром II новых российских судебных законов 20 ноября (2 декабря)1864 г.