23 ноября 2023 г. на факультете культурологии прошел круглый стол «“Доктору Кто” 60 лет: культовый фантастический телесериал как культурный феномен»
Круглый стол, организованный факультетом культурологии, был посвящен культовому британскому телесериалу «Доктор Кто», который в 2023 году отмечает свое 60-летие. В рамках круглого стола обсуждались причины популярности «Доктора Кто», его внутренняя мифология, его отношения с общепринятой системой жанров, образ главное героя сериала – Доктора, различные периоды-«эпохи» в его истории, его реакцию на злободневные проблемы, волновавшие его зрителей в прошлом и волнующие сейчас, его влияние на телевидение и кинематограф последней трети XX века и первых двух десятилетий XXI-го и многое другое. Имея долгую историю, сериал породил и большое количество спин-оффов, которые тоже были затронуты в ходе разговора.
Круглый стол собрал поклонников сериала, среди которых были как опытные исследователи, так студенты бакалавриата из разных университетов и городов России.
Открывался круг стол докладом Александры Тарасовой (ф-т культурологии РГГУ) о первом появлении в телесериале Далеков – главных антагонистах Доктора. В докладе затрагивались особенности визуальной и нарративной репрезентации архизлодеев и значение этих персонажей для вселенной сериала. Доклад Ксении Романенко (Институт образования и ФГН НИУ ВШЭ) был посвящен в целом жанру хронофантастики, а на материале «Доктора Кто» рассматривалась проблема ответственности за время и историю, а также разные варианты взаимодействия со временем в разных сериях. Мария Штейнман (Институт медиа НИУ ВШЭ) на материале первых пяти сезонов «нью-скула» (2005-2010) показала, какие социокультурные темы и архетипы затрагивались в сериале, как они были связаны с контекстом времени выхода сериала, как в сериале проявляются размышления о новых технологиях XXI века, с одной стороны, и о британском культурном каноне, с другой. Евгений Кремнёв (Иркутский государственный университет) в своем докладе ««Скажи мне, я хороший человек?»: Доктор – протагонист или скрытый антагонист?” обратил внимание на амбивалентность образа Доктора и на то, что этот вопрос со временем становится всё более и более артикулирующимся (здесь, в особенности, были разобраны сцены из «эпохи» 12-го Доктора).
После перерыва вопросы, поставленные докладчиками первого блока, были продолжены и развиты в последующих докладах. В докладе Ксении Аблакатовой (ф-т дизайна и моды Института бизнеса и дизайна) была проблематизирована категория человечности – то, как человечность представлена в «Докторе Кто», какие характеристиками она наделяется и что ей противопоставлено в лице других инопланетных рас. Александр Лабазин (Самарский национальный исследовательский университет им. академика С. П. Королёва) проанализировал образы спутниц Доктора в период 1963-1989 гг. и выделил несколько основных ролей или типажей: спутница-внучка, романтическая спутница, профессионал и другие. Доклад Александры Мантейфель (ф-т культурологии РГГУ) был посвящен спин-оффу «Доктора Кто» - сериалу «Охотники за чужими». В докладе были рассмотрены образы «чужих» (инопланетян, монстров), которые, по мнению докладчицы, всегда в этом сериале маркированы отрицательно, хотя в самом «Докторе Кто» мы находим более сложные и проблемные репрезентации «чужих». В докладе Веры Волынкиной (МФТИ) были затронуты более практические вопросы, а именно то, как сериал можно использовать в образовательных целях, как можно на основе его сюжетов формулировать креативные задачи для студентов-инженеров.
По итогам круглого стола было решено продолжать научные дискуссии о «Докторе Кто» в будущем, так как сериал содержит неисчерпаемое количество культурных тем и имеет трансмедийные проекты, также заслуживающие внимания.
Текст: Виктория Плужник
Фото: Виктория Плужник
26 декабря состоялась встреча онлайн-семинара по изучению медиа и образа «Культурные практики в технологических медиа средах». С докладом на тему «Световое искусство XX века: от аналогового к цифровому» выступила ученица светохудожника С. М. Зорина, психолог Дарья Ивановна Голованова.
25 декабря 2024 года в Белом зале Центрального дома кино состоялась торжественная церемония награждения IV Премии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России в области аудиовизуального творчества, исследования искусства экрана и художественной критики.
20 декабря в РГГУ состоялась встреча «Христианское отношение к врагу – утопия или реальность?», организованная факультетом культурологии совместно с Институтом Психологии им. Л.С. Выготского в рамках цикла «Христианские ценности в современном мире». В неформальной обстановке – за чаем – собрались учащиеся бакалавриата, магистратуры, дополнительного образования разных факультетов и вузов.
В понедельник 23 декабря 2024 г. прошло очередное заседание научного семинара «Антропология религии: люди, реликвии, практики на (пост)советском пространстве». Докладчиками выступили Д.И. Антонов, Д.Ю. Доронин и А.И. Завьялова. Авторы представили подготовленный ими тематический номер журнала «Государства, религия, церковь в России и за рубежом» (№ 3, 2024), посвященный советским иконам и материальной религии эпохи СССР.
Научный семинар «Современный театр в культурологической перспективе изучения» факультета культурологии подводит итоги работы в осеннем семестре 2024 – 2025 г.
Доцент кафедры истории и теории культуры Оксана Вячеславовна Гавришина приняла участие в подкасте «История истории». Ведущий подкаста – Артём Клюев, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского. Тема выпуска «„Визуальный поворот“ и современная историческая наука».
Международный учебно-научный центр «Высшая школа европейских культур» факультета культурологии РГГУ вновь организовал для студентов экскурсию на Рождественский базар в Немецкой школе.
3 декабря состоялась встреча онлайн-семинара по изучению медиа и образа «Культурные практики в технологических медиа средах». С докладом на тему «Искусство новейших генеративных медиа» выступил магистрант факультета культурологии Павел Печенкин.
27 ноября 2024 г. международный учебно-научный центр «Высшая школа европейских культур» факультета культурологии РГГУ организовал для студентов экскурсию в Гёте-Институт с посещением выставки, приуроченной к юбилею Франца Кафки.
2 декабря в рамках проекта «100 юбилейных дат» в РГГУ открылась выставка «Русские юристы — деятели судебной реформы», организованная факультетом культурологии при участии юридического факультета и посвященная 160-летию утверждения императором Александром II новых российских судебных законов 20 ноября (2 декабря)1864 г.