18 октября 2024 г. в рамках Дней студенческой науки РГГУ на факультете культурологии прошла ежегодная студенческая научная конференция «Изучение культуры в современном мире – VI»
Ежегодно на факультете культурологии проходит студенческая конференция «Изучение культуры в современном мире – VI», на которой студенты представляют результаты своих курсовых и дипломных исследований. В 2024 году в конференции приняли участие 9 человек, среди которых бакалавры 3-5 курсов, магистранты, а также ученица Предуниверсария РГГУ.
Доклады первой части конференции были посвящены художественным практикам, затрагивающим различные чувственные и интермедиальные режимы восприятия. В докладе Анастасии Фроловой (магистратура, 1 курс) речь шла о роли музыки в формировании чувственного и одновременно культурного опыта советского человека в 1920-1930-х годах. В качестве основного источника выступили музыкальные сочинения А.В. Мосолова. В докладе Дарьи Ивановой (бакалавриат, 4 курс) был проанализирован танец «Серпантин» Лои Фуллер (1892) с точки зрения нового визуального режима просмотра – динамичного взгляда, который он предполагал. Наталья Тарасова (бакалавриат, 4 курс) продолжила тему взгляда и визуального образа в контексте современных иммерсивных видеоинсталляций. Наталья предложила рассматривать эти художественные практики через призму гаптического опыта.
Второй блок конференции начался с доклада Екатерины Гуськовой (11 класс, Предуниверсарий РГГУ) об особенностях репрезентации квазиисторической реальности в двух эпических циклах – о Марко Королевиче и Илье Муромце. В докладе Евгении Илларионовой (бакалавриат, 3 курс) был рассмотрен образ Воланда в спектакле «Мастер и Маргарита», поставленном в Театре на Таганке в 1977 году. Доклад Аяны Кубаныч (бакалавриат, 5 курс, в/о) был посвящен опере «Воццек» А. Берга (1925), его сюжетным и музыкальным особенностям.
В третьей части конференции речь шла о фанатских практиках и формах современной массовой культуры. Ольга Попова (бакалавриат, 3 курс) рассказала о практиках парасоциальных отношений, популярных среди российских фанатов (на материале сообществ в социальных сетях). Ольга выделила несколько основных видов такого типа практик. В докладе Марии Эль-Факи (магистратура, 1 курс) проблематизировались фанатские практики российских толкинистов начала 2000-х годов. На материале фильма, снятого фанатами по мотивам «Властелина колец», Мария показала, что пародирование было важнейшей формой и взаимодействия с культовым текстом, и коммуникации внутри самого сообщества. Екатерина Мавлянова (4 курс, бакалавриат, в/о) рассказала о том, в чем специфика интертекстуальности в видеоиграх и как ее можно исследовать.
Текст: Виктория Плужник
Фото: Виктория Плужник