20 и 22 декабря в рамках научного семинара факультета культурологии РГГУ «Современный театр в культурологической перспективе изучения» прошла серия встреч под общим названием «Смотреть (нельзя) участвовать: театр на расстоянии».
Целью мероприятий было объединить теоретиков театра, практиков перформативных искусств и студентов бакалавриата и магистратуры РГГУ в осмыслении условий театральной коммуникации, возникшим в период пандемии (в прессе и научных статьях уже начинают употреблять выражения «театр в постковидную эпоху», «театр в эпоху самоизоляции» и т.д.). В этих обстоятельствах театр почти полностью перешел в сетевое пространство.
Ставились вопросы о том, как театр существует сегодня в цифровой среде? Какие форматы дистанцированности и включенности предполагают новые театральные жанры? Можем ли мы вообще говорить о каких-либо парадигмальных сдвигах в театральной коммуникации – или это слишком сильное утверждение? Как изменились формы и способы взаимодействия со зрителем, отношения зрителя и перформера? Какие новые этические аспекты выдвигаются на первый план в актуальных проектах «на дистанции»? Как трансформировалось театральное пространство? Что произошло с концептами «живости», телесности, голоса в «постковидную эпоху» театра?
Семинар с Полиной Жуковой, магистранткой культурологии, РГГУ
«Новые формы медиакоммуникации в современном российском театре: опыт исследовательской рефлексии»
Полина представила кейсы, связанные с использованием новых медийных технологий в театре. Акценты были сделаны на проблемах переосмысления театра и театральности в современных условиях, смыслообразующей роли технологий в театре, новую темпоральность и пространственные характеристики театра в сети (и театра в мобильном телефоне), «демократизацию» театральной коммуникации. Был поставлен вопрос о том, как мы можен анализировать медиализированные театральные проекты «постковидной эпохи», если они зачастую являются не творческим поиском, а вынужденной необходимостью, продиктованной режимами изоляции артистов и зрителей.
Запись встречи: https://youtu.be/-g9hYv5Um6E
Семинар с Анной Хлёсткиной, режиссером, хореографом, перформером, актрисой
«Новые формы медиакоммуникации в современном российском театре: осмысление через практику»
Анна рассказала о своем уникальном опыте участия в различных театральных проектах «на дистанции» в актуальном театральном контексте. Так, спектакль «На расстоянии» проходил в форме телефонного звонка зрителю. А проект «Лаборатория окна» разворачивался в мессенджере Telegram. Были поставлены вопросы о режимах телесности в этих проектах, о функциях голоса, о договоре со зрителем и этических аспектах медийно опосредованной театральной коммуникации, о ее спонтанности и непредсказуемости и о контроле внутри нее.
Запись встречи: https://youtu.be/gATsqojYMBo
Ведущий семинара: Галина Шматова, кандидат культурологии, доцент кафедры истории и теории культуры РГГУ
20 декабря в РГГУ состоялась встреча «Христианское отношение к врагу – утопия или реальность?», организованная факультетом культурологии совместно с Институтом Психологии им. Л.С. Выготского в рамках цикла «Христианские ценности в современном мире». В неформальной обстановке – за чаем – собрались учащиеся бакалавриата, магистратуры, дополнительного образования разных факультетов и вузов.
В понедельник 23 декабря 2024 г. прошло очередное заседание научного семинара «Антропология религии: люди, реликвии, практики на (пост)советском пространстве». Докладчиками выступили Д.И. Антонов, Д.Ю. Доронин и А.И. Завьялова. Авторы представили подготовленный ими тематический номер журнала «Государства, религия, церковь в России и за рубежом» (№ 3, 2024), посвященный советским иконам и материальной религии эпохи СССР.
Научный семинар «Современный театр в культурологической перспективе изучения» факультета культурологии подводит итоги работы в осеннем семестре 2024 – 2025 г.
Доцент кафедры истории и теории культуры Оксана Вячеславовна Гавришина приняла участие в подкасте «История истории». Ведущий подкаста – Артём Клюев, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского. Тема выпуска «„Визуальный поворот“ и современная историческая наука».
Международный учебно-научный центр «Высшая школа европейских культур» факультета культурологии РГГУ вновь организовал для студентов экскурсию на Рождественский базар в Немецкой школе.
3 декабря состоялась встреча онлайн-семинара по изучению медиа и образа «Культурные практики в технологических медиа средах». С докладом на тему «Искусство новейших генеративных медиа» выступил магистрант факультета культурологии Павел Печенкин.
27 ноября 2024 г. международный учебно-научный центр «Высшая школа европейских культур» факультета культурологии РГГУ организовал для студентов экскурсию в Гёте-Институт с посещением выставки, приуроченной к юбилею Франца Кафки.
2 декабря в рамках проекта «100 юбилейных дат» в РГГУ открылась выставка «Русские юристы — деятели судебной реформы», организованная факультетом культурологии при участии юридического факультета и посвященная 160-летию утверждения императором Александром II новых российских судебных законов 20 ноября (2 декабря)1864 г.
27 ноября в РГГУ состоялась беседа на тему «Христианство и биотехнологии улучшения человека», организованная факультетом культурологии совместно с Институтом Психологии им. Л.С. Выготского в рамках цикла «Христианские ценности в современном мире». Ведущие – доценты Лидия Владимировна Крошкина и Елена Викторовна Бахадова.
27 ноября 2024 г. прошло очередное заседание научного семинара «Антропология религии: люди, реликвии, практики на (пост)советском пространстве».