20 и 22 декабря в рамках научного семинара факультета культурологии РГГУ «Современный театр в культурологической перспективе изучения» прошла серия встреч под общим названием «Смотреть (нельзя) участвовать: театр на расстоянии».
Целью мероприятий было объединить теоретиков театра, практиков перформативных искусств и студентов бакалавриата и магистратуры РГГУ в осмыслении условий театральной коммуникации, возникшим в период пандемии (в прессе и научных статьях уже начинают употреблять выражения «театр в постковидную эпоху», «театр в эпоху самоизоляции» и т.д.). В этих обстоятельствах театр почти полностью перешел в сетевое пространство.
Ставились вопросы о том, как театр существует сегодня в цифровой среде? Какие форматы дистанцированности и включенности предполагают новые театральные жанры? Можем ли мы вообще говорить о каких-либо парадигмальных сдвигах в театральной коммуникации – или это слишком сильное утверждение? Как изменились формы и способы взаимодействия со зрителем, отношения зрителя и перформера? Какие новые этические аспекты выдвигаются на первый план в актуальных проектах «на дистанции»? Как трансформировалось театральное пространство? Что произошло с концептами «живости», телесности, голоса в «постковидную эпоху» театра?
Семинар с Полиной Жуковой, магистранткой культурологии, РГГУ
«Новые формы медиакоммуникации в современном российском театре: опыт исследовательской рефлексии»
Полина представила кейсы, связанные с использованием новых медийных технологий в театре. Акценты были сделаны на проблемах переосмысления театра и театральности в современных условиях, смыслообразующей роли технологий в театре, новую темпоральность и пространственные характеристики театра в сети (и театра в мобильном телефоне), «демократизацию» театральной коммуникации. Был поставлен вопрос о том, как мы можен анализировать медиализированные театральные проекты «постковидной эпохи», если они зачастую являются не творческим поиском, а вынужденной необходимостью, продиктованной режимами изоляции артистов и зрителей.
Запись встречи: https://youtu.be/-g9hYv5Um6E
Семинар с Анной Хлёсткиной, режиссером, хореографом, перформером, актрисой
«Новые формы медиакоммуникации в современном российском театре: осмысление через практику»
Анна рассказала о своем уникальном опыте участия в различных театральных проектах «на дистанции» в актуальном театральном контексте. Так, спектакль «На расстоянии» проходил в форме телефонного звонка зрителю. А проект «Лаборатория окна» разворачивался в мессенджере Telegram. Были поставлены вопросы о режимах телесности в этих проектах, о функциях голоса, о договоре со зрителем и этических аспектах медийно опосредованной театральной коммуникации, о ее спонтанности и непредсказуемости и о контроле внутри нее.
Запись встречи: https://youtu.be/gATsqojYMBo
Ведущий семинара: Галина Шматова, кандидат культурологии, доцент кафедры истории и теории культуры РГГУ