РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Все новости


Итоги работы семинара «Современный театр в культурологической перспективе изучения»
22.12.2024

Итоги работы семинара «Современный театр в культурологической перспективе изучения»

Научный семинар «Современный театр в культурологической перспективе изучения» факультета культурологии подводит итоги работы в осеннем семестре 2024 – 2025 г.


В этом семестре работа семинара делилась на два блока. Первый был связан со всероссийской  конференцией «Александр Сергеевич Пушкин в мировой художественной культуре XX – XXI вв.», которая прошла в РГГУ 17 – 18 октября.

Участники семинара (как представлявшие доклады в текущем семестре, там и ранее участвовавшие в его работе) выступили с докладами о театральных интерпретациях произведений А.С. Пушкина в контексте современной культуры. Так, режиссер Анастасия Патлай рассказала о своем документальном проекте «Пушкин и деньги» как об опыте вовлечения в актуальный живой диалог о художественном наследии прошлого и истории детей и подростков. Магистрантка Эмма Горовиц представила доклад о балете «Онегин» Д. Крэнко и о том, как «энциклопедия русской жизни» интерпретируется в танце, проблематизируя культурную и историческую дистанцию. Магистрантки Мария Эль-Факи и Анастасия Фролова проанализировали спектакль «Евгений Онегин» в постановке Римаса Туминаса в Театре имени Е.Б. Вахтангова. А студент бакалавриата Антон Дюкарев рассказал об эксперименте современной «цифровой оперы» (также эта тема была им более развернуто представлена в рамках заседания семинара в декабре).

В декабре прошел цикл заседаний семинара, посвященный теме «Опера в системе современного театра». Выбор темы был обусловлен исследовательскими интересами студентов факультета культурологии, которые выбирают это поле театральной культуры для своих проектов. В рамках встреч семинара выступили студенты разных форм обучения (очного бакалавриата, очной и заочной магистратуры, очно-заочной формы), что важно для укрепления «горизонтальных связей» на факультете культурологии. К участию были приглашены студенты всех факультетов университета, а также коллеги, занимающиеся музыкальным театром и исследованиями звука.

Опера как сложный жанр открывает возможности для междисциплинарного изучения. В семинаре были представлены подходы звуковых исследований, исследований медиа и цифровой среды (феномен «цифровой оперы»), музыковедческие и театроведческие взгляды на феномен современной оперы. Отдельное внимание было уделено проблеме коммуникации в этом виде искусства и фигуре зрителя.

10 декабря в онлайн формате была обсуждена тема «От имплицитного к эксплицитному: фигура слушателя авангардной оперы “Плотина” А.В. Мосолова», спикер  - магистрантка ФК РГГУ Анастасия Фролова. Она рассказала о стратегиях работы со слушателем в раннесоветской опере. Художественную культуру раннего Советского Союза сформировал целый ряд незаурядных и талантливых деятелей искусств. Одним из наиболее ярких композиторов, появившихся в тот период, был Александр Мосолов. Им были написаны произведения, содержащие элементы конструктивистской эстетики, которая в истории музыки занимает особое место. Примеров такой музыки немного, и один из них - опера «Плотина». Особое внимание было уделено фигуре слушателя (советского имплицитного и современного эксплицитного). А именно, тому, как композитор через свою музыку вступает в диалог со слушателями и формирует у них совершенно новый опыт прослушивания авангардной музыки. Через обращение к советской действительности Мосолов описывал музыкой происходящее в городском пространстве 1920 – 1930-х гг. А уже позже, в 2012-м году, композитор Игорь Роголёв представил современному слушателю переработку советской оперы, пытаясь приблизить каждое музыкальное изменение оригинала к тому, что было знакомо слушателю советского периода и ново для современного слушателя.

Доклад вызвал интерес как студентов и магистрантов факультета, так и исследователей, занимающихся проблематикой советского. В вопросах и обсуждении были предложены новые ракурсы исследования фигуры имплицитного зрителя, которые Анастасия применит в своей магистерской диссертации.

Серию докладов продолжили 12 декабря также в онлайн-формате студент факультета культурологии РГГУ Антон Дюкарев и магистрантка факультета культурологии РГГУ Людмила Артемьева с темой «Опера в интерфейсе игры: современный театр в цифровом пространстве».

Антон Дюкарев осветил особенности художественного проекта оперного режиссера Дмитрия Отяковского «Пушкинская тетралогия», представляющего собой серию фильмов-опер по «Маленьким трагедиям» А. С. Пушкина. Экспериментируя с форматами screenlife и let’s play, данные фильмы используют цифровое пространство и интерфейс как выразительные средства, заменяя сцену рабочим столом, окнами приложений и видеоигрой.

Людмила Артемьева, исследовательница и практик медиализации театральных практик, рассказала о теоретических подходах к изучению театра на экране, а также о тех вызовах и проблемах, которые стоят перед ней как перед исследовательницей этой области искусства. Доклады завершились продуктивной дискуссией, в частности, о категориях миметического и диегетического применительно к цифровым театральным практикам.

Последняя тема в «оперном блоке» этого семестра - «”Гармония” и “безумие” в оперном искусстве начала ХХ в.: А. Шенберг», спикер – студентка факультета культурологии Аяны Кубаныч. Здесь в центре внимания те парадигмальные изменениях в культуре рубежа XIX – XX в., которые привели к появлению новой логики, новых подходов в физике, появлению «открытых произведений» (в терминологии У. Эко) и музыкальных произведений нового типа. Ярчайшим примером подобной музыки является творчество Шенберга, основателя новой венской школы музыки, автора таких техник, как додекафония и серийная техника. Аяна, совмещая взгляд музыковеда и культуролога, рассказывает об опере Шенберга «Воццек», о репрезентации безумия музыкальными средствами в контексте европейской культуры периода «между двумя войнами».

Семинар продолжит свою работу в следующем семестре.

Текст: Шматова Г. 
Фото: Плужник В., Шматова Г. 

Поделиться новостью в Телеграм!
Факультет культурологии
читайте также
27 марта 2025
В РГГУ обсудили символико-экономический обмен в православных сообществах

26 марта 2025 г. в Центре визуальных исследований Средневековья и Нового времени факультета культурологии РГГУ прошло очередное заседание научного семинара «Антропология религии: люди, реликвии, практики на (пост)советском пространстве».

17 марта 2025
В. Косякова провела лекцию с дискуссией на тему «Образ женщины в военном кинематографе»

15 марта Валерия Косякова, доцент Высшей школы европейских культур факультета культурологии, провела лекцию с дискуссией «Образ женщины в военном кинематографе» в рамках воспитательной работы факультета культурологии.

11 марта 2025
Студенты РГГУ приняли участие в реставрации икон

5 марта 2025 г. в Учебно-научном центре визуальных исследований Средневековья и Нового времени факультета культурологии РГГУ прошла реставрация и каталогизация советских икон, собранных во время полевой практики.

06 марта 2025
В РГГУ прошла VII Всероссийская научно-практическая конференция «Профессия – культуролог»

22 февраля 2025 г. в рамках Недели карьеры факультета культурологии прошла ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция «Профессия – культуролог – VII»

04 марта 2025
«Геральдика в “средневековых” компьютерных играх»

26 февраля 2025 г. в РГГУ прошла встреча участников научного семинара «Фантастическое в популярной культуре». Серию заседаний, объединённых темой «Медиевализм в фантастических мирах», открыл доклад об использовании средневековой геральдики в компьютерных играх.

03 марта 2025
В РГГУ прошла встреча на тему «Христианство и наслаждение»

27 февраля 2025 г. в РГГУ в рамках цикла «Христианские ценности в современном мире» прошла беседа на тему «Христианство и наслаждение», организованная факультетом культурологии совместно с Институтом психологии им. Л.С. Выготского РГГУ. 

01 марта 2025
Практики коммуникации в фандоме молодежного сериала обсудили на семинаре факультета культурологии

24 февраля в онлайн-формате состоялось очередное заседание семинара «Культурные практики в технологических медиа средах». С докладом на тему «Анонимность vs партиципация: практики коммуникации в фандоме молодежного сериала» выступила Анастасия Россинская, магистр искусствоведения, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории социокультурных образовательных практик Московского городского педагогического университета.

27 февраля 2025
На факультете культурологии прошла Неделя карьеры 2025

В рамках Недели карьеры 17 - 22 февраля были проведены лекции и мастер-классы от выпускников и преподавателей факультета культурологии, а также от специалистов в сфере трудоустройства.

20 февраля 2025
Состоялось заседание научного семинара «Антропология религии: люди, реликвии, практики на (пост)советском пространстве»

В среду 19 февраля 2025 г. прошло очередное заседание научного семинара «Антропология религии: люди, реликвии, практики на (пост)советском пространстве».

20 февраля 2025
Студенты РГГУ приняли участие в реставрации советских икон

В УНЦ визуальных исследований Средневековья и Нового времени факультета культурологии РГГУ в понедельник 17 февраля 2025 г. состоялась реставрация и каталогизация советских икон, собранных во время полевой практики.