РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Все новости


Итоги работы семинара «Современный театр в культурологической перспективе изучения»
22.12.2024

Итоги работы семинара «Современный театр в культурологической перспективе изучения»

Научный семинар «Современный театр в культурологической перспективе изучения» факультета культурологии подводит итоги работы в осеннем семестре 2024 – 2025 г. 


В этом семестре работа семинара делилась на два блока. Первый был связан со всероссийской  конференцией «Александр Сергеевич Пушкин в мировой художественной культуре XX – XXI вв.», которая прошла в РГГУ 17 – 18 октября. 

Участники семинара (как представлявшие доклады в текущем семестре, там и ранее участвовавшие в его работе) выступили с докладами о театральных интерпретациях произведений А.С. Пушкина в контексте современной культуры. Так, режиссер Анастасия Патлай рассказала о своем документальном проекте «Пушкин и деньги» как об опыте вовлечения в актуальный живой диалог о художественном наследии прошлого и истории детей и подростков. Магистрантка Эмма Горовиц представила доклад о балете «Онегин» Д. Крэнко и о том, как «энциклопедия русской жизни» интерпретируется в танце, проблематизируя культурную и историческую дистанцию. Магистрантки Мария Эль-Факи и Анастасия Фролова проанализировали спектакль «Евгений Онегин» в постановке Римаса Туминаса в Театре имени Е.Б. Вахтангова. А студент бакалавриата Антон Дюкарев рассказал об эксперименте современной «цифровой оперы» (также эта тема была им более развернуто представлена в рамках заседания семинара в декабре).

В декабре прошел цикл заседаний семинара, посвященный теме «Опера в системе современного театра».
Выбор темы был обусловлен исследовательскими интересами студентов факультета культурологии, которые выбирают это поле театральной культуры для своих проектов. В рамках встреч семинара выступили студенты разных форм обучения (очного бакалавриата, очной и заочной магистратуры, очно-заочной формы), что важно для укрепления «горизонтальных связей» на факультете культурологии. К участию были приглашены студенты всех факультетов университета, а также коллеги, занимающиеся музыкальным театром и исследованиями звука.
Опера как сложный жанр открывает возможности для междисциплинарного изучения. В семинаре были представлены подходы звуковых исследований, исследований медиа и цифровой среды (феномен «цифровой оперы»), музыковедческие и театроведческие взгляды на феномен современной оперы. Отдельное внимание было уделено проблеме коммуникации в этом виде искусства и фигуре зрителя. 

10 декабря в онлайн формате  была обсуждена тема «От имплицитного к эксплицитному: фигура слушателя авангардной оперы “Плотина” А.В. Мосолова», спикер  - магистрантка ФК РГГУ Анастасия Фролова. Она рассказала о стратегиях работы со слушателем в раннесоветской опере. Художественную культуру раннего Советского Союза сформировал целый ряд незаурядных и талантливых деятелей искусств. Одним из наиболее ярких композиторов, появившихся в тот период, был Александр Мосолов. Им были написаны произведения, содержащие элементы конструктивистской эстетики, которая в истории музыки занимает особое место. Примеров такой музыки немного, и один из них - опера «Плотина». Особое внимание было уделено фигуре слушателя (советского имплицитного и современного эксплицитного). А именно, тому, как композитор через свою музыку вступает в диалог со слушателями и формирует у них совершенно новый опыт прослушивания авангардной музыки. Через обращение к советской действительности Мосолов описывал музыкой происходящее в городском пространстве 1920 – 1930-х гг. А уже позже, в 2012-м году, композитор Игорь Роголёв представил современному слушателю переработку советской оперы, пытаясь приблизить каждое музыкальное изменение оригинала к тому, что было знакомо слушателю советского периода и ново для современного слушателя.
Доклад вызвал интерес как студентов и магистрантов факультета, так и исследователей, занимающихся проблематикой советского. В вопросах и обсуждении были предложены новые ракурсы исследования фигуры имплицитного зрителя, которые Анастасия применит в своей магистерской диссертации.

Серию докладов продолжили 12 декабря также в онлайн-формате студент факультета культурологии РГГУ Антон Дюкарев и магистрантка факультета культурологии РГГУ Людмила Артемьева с темой «Опера в интерфейсе игры: современный театр в цифровом пространстве». 
Антон Дюкарев осветил особенности художественного проекта оперного режиссера Дмитрия Отяковского «Пушкинская тетралогия», представляющего собой серию фильмов-опер по «Маленьким трагедиям» А. С. Пушкина. Экспериментируя с форматами screenlife и let’s play, данные фильмы используют цифровое пространство и интерфейс как выразительные средства, заменяя сцену рабочим столом, окнами приложений и видеоигрой.
Людмила Артемьева, исследовательница и практик медиализации театральных практик, рассказала о теоретических подходах к изучению театра на экране, а также о тех вызовах и проблемах, которые стоят перед ней как перед исследовательницей этой области искусства. Доклады завершились продуктивной дискуссией, в частности, о категориях миметического и диегетического применительно к цифровым театральным практикам.
Последняя тема в «оперном блоке» этого семестра  - «”Гармония” и “безумие” в оперном искусстве начала ХХ в.: А. Шенберг», спикер – студентка факультета культурологии Аяны Кубаныч. Здесь в центре внимания те парадигмальные изменениях в культуре рубежа XIX – XX в., которые привели к появлению новой логики, новых подходов в физике, появлению «открытых произведений» (в терминологии У. Эко) и музыкальных произведений нового типа. Ярчайшим примером подобной музыки является творчество Шенберга, основателя новой венской школы музыки, автора таких техник, как додекафония и серийная техника. Аяна, совмещая взгляд музыковеда и культуролога, рассказывает об опере Шенберга «Воццек», о репрезентации безумия музыкальными средствами в контексте европейской культуры периода «между двумя войнами».

Семинар продолжит свою работу в следующем семестре.

Текст: Г. Шматова
Фото: В. Плужник, Г. Шматова

Поделиться новостью в Телеграм!
Факультет культурологии
читайте также
22 декабря 2024
Итоги работы семинара «Современный театр в культурологической перспективе изучения»

Научный семинар «Современный театр в культурологической перспективе изучения» факультета культурологии подводит итоги работы в осеннем семестре 2024 – 2025 г. 

20 декабря 2024
Преподавательница РГГУ Гавришина О. В. приняла участие в выпуске подкаста «История истории»

Доцент кафедры истории и теории культуры Оксана Вячеславовна Гавришина приняла участие в подкасте «История истории». Ведущий подкаста – Артём Клюев, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского. Тема выпуска «„Визуальный поворот“ и современная историческая наука».

10 декабря 2024
Студенты РГГУ посетили Рождественский базар в Немецкой школе

Международный учебно-научный центр «Высшая школа европейских культур» факультета культурологии РГГУ вновь организовал для студентов экскурсию на Рождественский базар в Немецкой школе.

07 декабря 2024
Искусство новейших генеративных медиа обсудили на Факультете культурологии

3 декабря состоялась встреча онлайн-семинара по изучению медиа и образа «Культурные практики в технологических медиа средах». С докладом на тему «Искусство новейших генеративных медиа» выступил магистрант факультета культурологии Павел Печенкин.

04 декабря 2024
Студенты РГГУ посетили Гёте-Институт

27 ноября 2024 г. международный учебно-научный центр «Высшая школа европейских культур» факультета культурологии РГГУ организовал для студентов экскурсию в Гёте-Институт с посещением выставки, приуроченной к юбилею Франца Кафки.

03 декабря 2024
В РГГУ открылась выставка «Русские юристы — деятели судебной реформы»

2 декабря в рамках проекта «100 юбилейных дат» в РГГУ открылась выставка «Русские юристы — деятели судебной реформы», организованная факультетом культурологии при участии юридического факультета и посвященная 160-летию утверждения императором Александром II новых российских судебных законов 20 ноября (2 декабря)1864 г. 

29 ноября 2024
В РГГУ состоялась беседа на тему «Христианство и биотехнологии улучшения человека»

27 ноября в РГГУ состоялась беседа на тему «Христианство и биотехнологии улучшения человека», организованная факультетом культурологии совместно с Институтом Психологии им. Л.С. Выготского в рамках цикла «Христианские ценности в современном мире». Ведущие – доценты Лидия Владимировна Крошкина и Елена Викторовна Бахадова.

29 ноября 2024
На факультете культурологии обсудили значение реликвий в христианстве

27 ноября 2024 г. прошло очередное заседание научного семинара «Антропология религии: люди, реликвии, практики на (пост)советском пространстве».

12 ноября 2024
На факультете культурологии проведён кураторский час о Дне народного единства

7 ноября на факультете культурологии кураторы И. Н. Захарова и А. В. Тарасова провели для студентов-первокурсников тематический кураторский час, посвященный Дню народного единства.

06 ноября 2024
В РГГУ состоялась встреча на тему «Христианство и современность: зачем человек?»

31 октября в РГГУ состоялась беседа «Христианство и современность: зачем человек?», организованная факультетом культурологии совместно с Институтом Психологии им. Л.С. Выготского в рамках цикла «Христианские ценности в современном мире».