20 мая Высшая школа европейских культур ФК провела первую в истории учебно-научного центра международную научно-практическую конференцию на английском языке — «Moscow. Cultural. Studies». Целью конференции была артикуляция вопросов, связанных с современными существованием cultural studies(культурных исследований) на английском языке и возможностью создания англоязычного пространства различных форм исследований культуры в России, и в частности, в Москве.
В начале конференции с приветственным словом выступила проректор РГГУ по международному сотрудничеству Вера Заботкина. Она отметила важность заявленных в темах выступлений проблем для социогуманитарного интеллектуального пространства и профессиональной международной коммуникации.
В первой части конференции были представлены доклады преподавателей ВШЕК, продемонстрировавшие полифонию разрабатываемых в поле культурных исследований проблемных полей. В докладе Ксении Ельцовой «Socialist Realism as Urbanism and Gloss: Discourse on Social Realism in the Digital Lifestyle Project the “Afisha.Daily” in the 2010s» рассматривался вопрос конструировании представления о Другом в контексте формирования образа Москвы на портале «Афиша Daily». Доклад Валерии Косяковой «Moscow Eschatology: Representation of the Political Ambitions of the Moscow Kingdom» стал примером современного критического разбора исторического материала. Анализируя контекст создания и бытования собора Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (храм Василия Блаженного), Валерия Александровна продемонстрировала взаимосвязь властных устремлений и амбиций Ивана IV и религиозных, эсхатологических конструктов. В докладе Марии Золотухиной «“Nobody is Waiting in Line for These Kids”: Understanding the Concept of “Other” in Contemporary Moscow and Russia» вновь прозвучал вопрос о Другом, но применительно к межкультурному и межэтническому взаимоотношению в контексте современной России. Кейсом для анализа стала проблема восприятия в социальном пространстве детей от смешанных браков и практики усыновления детей других национальностей. В заключительном докладе Марты Яраловой «Social and Intellectual Responsibility of Moscow-based Cultural Studies» был проблематизирован процесс формирования такой характеристики культурных исследований и культурологии как социальная и интеллектуальная ответственность субъектов исследовательского и академического процесса.
Во второй части конференции, в рамках круглого стола, были представлены и проанализированы результаты первого года работы англоязычной программы ВШЕК «Russia and Europe: Linguistic and Cultural Interaction». С коллективными докладами выступили российские и итальянские (Миланский государственный университет) первого года обучения. Докладу российских студентов «It Was Cool, But What Was It? On the Experience of Studying at the First Year of English-Speaking MA Program» предшествовал опрос, проведенный магистрантами среди одногруппников; сам доклад представлял собой анализ результатов опроса, дополненный рефлексией процесса обучения на английском языке в Москве. Итальянские студенты в докладе «Studying Culture in Moscow in English: A View from Italy» показали различия в построении учебного процесса на английском языке в рамках итальянской и российской академических систем.
Индивидуальные и групповые доклады сопровождались большим количеством вопросов и активной дискуссией, позволившей выявить разные точки зрения на опыт преподавания на английском языке на факультете культурологии РГГУ.
В рамках Недели карьеры 17 - 22 февраля были проведены лекции и мастер-классы от выпускников и преподавателей факультета культурологии, а также от специалистов в сфере трудоустройства.
В среду 19 февраля 2025 г. прошло очередное заседание научного семинара «Антропология религии: люди, реликвии, практики на (пост)советском пространстве».
В УНЦ визуальных исследований Средневековья и Нового времени факультета культурологии РГГУ в понедельник 17 февраля 2025 г. состоялась реставрация и каталогизация советских икон, собранных во время полевой практики.
14 февраля 2025 г. в Воронежском художественном музее им. И.Н. Крамского открылась экспозиция советских икон «Христианская народная культура в СССР: исчезающее наследие», организованная научными сотрудниками РГГУ. Выставка продлится до 6 апреля 2025 г.
25 января состоялась встреча научного онлайн-семинара Факультета культурологии РГГУ «Мифология и фольклор в контексте современной культуры». Аспирант кафедры ИТК РГГУ Татиана Крувко представила доклад на тему «Миф об искусственной женщине: традиция и современность».
Магистрант факультета культурологии Федор Трофимов в 2024/2025 учебном году стал участником программы стипендий для студентов магистратуры и аспирантов, которая осуществляется Исследовательским центром ЧУК «Еврейский музей и Центр толерантности» при финансовой поддержке А.И. Клячина.
26 декабря состоялась встреча онлайн-семинара по изучению медиа и образа «Культурные практики в технологических медиа средах». С докладом на тему «Световое искусство XX века: от аналогового к цифровому» выступила ученица светохудожника С. М. Зорина, психолог Дарья Ивановна Голованова.
25 декабря 2024 года в Белом зале Центрального дома кино состоялась торжественная церемония награждения IV Премии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России в области аудиовизуального творчества, исследования искусства экрана и художественной критики.
20 декабря в РГГУ состоялась встреча «Христианское отношение к врагу – утопия или реальность?», организованная факультетом культурологии совместно с Институтом Психологии им. Л.С. Выготского в рамках цикла «Христианские ценности в современном мире». В неформальной обстановке – за чаем – собрались учащиеся бакалавриата, магистратуры, дополнительного образования разных факультетов и вузов.
В понедельник 23 декабря 2024 г. прошло очередное заседание научного семинара «Антропология религии: люди, реликвии, практики на (пост)советском пространстве». Докладчиками выступили Д.И. Антонов, Д.Ю. Доронин и А.И. Завьялова. Авторы представили подготовленный ими тематический номер журнала «Государства, религия, церковь в России и за рубежом» (№ 3, 2024), посвященный советским иконам и материальной религии эпохи СССР.