РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Все новости


2–3 декабря состоялась онлайн-конференция «Дети и детство в истории культуры: современные междисциплинарные исследования»
10.12.2022

2–3 декабря состоялась онлайн-конференция «Дети и детство в истории культуры: современные междисциплинарные исследования»


Организаторами Третьей всероссийской научной онлайн-конференции с международным участием памяти В. Г. Безрогова «Дети и детство в истории культуры: современные междисциплинарные исследования» выступили Факультет культурологии РГГУ и Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого. Всего в ней приняли участие исследователи из пяти стран включая Россию. Представители 19 научных и образовательных организаций обсудили различные аспекты культуры детства.

Во время конференции были представлены результаты исследовательской работы, сопряжённой с актуальными вопросами истории образования и воспитания; детского творчества; продукции для детей; репрезентации детства в истории культуры; детского восприятия мира. Каждый доклад сопровождался заинтересованным обсуждением участников — профессионалов из различных областей социально-гуманитарного знания.

Программа конференции

В открывшей конференцию секции «История детства в междисциплинарном научном дискурсе» были представлены исследования, посвящённые вопросам истории концепций воспитания и воспоминаний о детстве. Юлия Петровна Крылова (Институт Всеобщей истории РАН) поставила вопрос о том, почему французские моралисты XIV–XV веков при наставлении собственных детей очень сухо и скупо сообщали о красоте добродетелей и, напротив, беззастенчиво и подробно писали о деталях греховного поведения. Исследовательница заключила, что при общем негативном — связанном с христианским миропониманием — отношении к греху, его демонстрация считалась дидактическим, а не развращающим элементом. Воспитательные стратегии опирались на удержание внимания читателя и необходимость запоминания различных сюжетов, чему лучше способствовало красочное описание греха. Владимир Дмитриевич Любков (Государственный академический университет гуманитарных наук), в свою очередь, рассмотрел вопрос о том, как представлено детство в записях русского купца второй половины XVIII века И. А. Толчёнова. Исследователь отметил, что воспоминание о собственном детстве было выстроено автором вокруг описания своих отношений с окружавшими его людьми. Другой пример повествования о детстве — уже периода конца XIX и начала XX века — привела Юлия Олеговна Ивченко (Санкт-Петербургский государственный университет), проанализировавшая дневники, которые в качестве ежедневно выполняемого упражнения вели Кирилл и Ксения Половцовы (дети А. В. Половцова) в период с 6 и 7 до 14 и 16 лет соответственно. В их записях, как отметила исследовательница, обнаруживается особое значение игрушек и игровых ситуаций, через которые дети обретали первый опыт социализации и эмоционального самовыражения. С другой — институциональной — стороны игрушку рассмотрела Ольга Павловна Илюха (Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН). Обратившись к истории массовой советской игровой куклы, исследовательница показала, как стоявшие на повестке дня политические вопросы решались через изменение облика детской игрушки, отображавшей нормативные представления о профессиональных и социальных возможностях ребёнка. В свою очередь, дискурсивный образ врага как «немца» в советских дворовых играх последней четверти XX века, представленный в воспоминаниях жителей ряда городов, был проанализирован Марией Владимировной Суховой (Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко). Завершил секцию доклад Аллы Аркадьевны Сальниковой (Казанский (Приволжский) федеральный университет), в котором исследовательница поделилась опытом прочтения собранных ею воспоминаний людей, чьё детство прошло в России 1990-х.


В секции «Тексты и контексты: учебная книга и образовательные практики Европы и России» был и представлены результаты исследований содержания, оформления и практик использования учебников и пособий. В докладе Маргариты Анатольевны Корзо (Институт философии РАН) в качестве источника рассматривались книги «Проблемы о естестве человека» (переложение латинского текста Problemata Arystotelis и его польского перевода XVI века) и «Трактат о душе» Касиана Саковича, которые относятся многими учёными к числу пособий по философии и богословию первой трети XVII века. Исследовательница, проанализировав формат изданий, структуру и содержание этих книг, выдвинула предположение, что изначально они создавались К. Саковичем как тексты для индивидуального чтения духовенства и мирян, что не отменяет их возможность использования в качестве пособий в рамках соответствующих учебных курсов. Совершенно другая судьба текста для обучения была прослежена Анной Александровной Сенькиной (независимая исследовательница). В своём докладе она рассмотрела неудачную попытку изъятия в 1911–1912 годах из народных начальных школ учебника В. и Э. Вехтеровых «Мир в рассказах для детей», а также её важные институциональные и политические последствия. Завершающим для секции стала презентация содержания книг для чтения образовательной системы «Школа 2100», подготовленная Юлией Геннадьевной Куровской и Верой Алексеевной Щетинской (Институт стратегии развития образования РАО).


В секцию «Антропология детства» были включены доклады, посвящённые вопросам деятельного освоения и изучения повседневных практик детей и молодёжи. Николай Иванович Куприянов (Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмулы) представил в своём выступлении разработанный им метод развития у детей визуальной грамотности — способности мысленно и в изобразительной практике реконструировать и моделировать зрительные образы из набора базовых элементов. В докладе Натальи Сергеевны Галушиной были представлены результаты возглавляемого ею исследовательского проекта студентов Факультета культурологии РГГУ (магистрантки Кристины Ибрагим, а также студентов программ бакалавриата Эммы Горовиц, Ирины Дуровой, Полины Шведовой, Якова Шельдяева, Вероники Коноваловой, Дарьи Щиголевой, Анны Агафоновой, Таисии Корнеевой, Надежды Севостьяновой), направленного на качественное социологическое изучение практик детского чтения в понимании их родителей. По итогам исследования выяснилось, что в среднем респонденты — москвичи, родители детей от 9 до 13 лет, — связывают детское чтение с концепцией морального воспитания. Важной её характеристикой оказались категории защиты и традиции. Алексей Валерьевич Кудряшёв (Московский городской педагогический университет) представил обнаруженные им изменения в подходах к репрезентации праздника Нового года в обложках журнала «Вожатый» (1950–1960). Доклад Бориса Викторовича Куприянова (Московский городской педагогический университет) был посвящён изучению социокультурных функций лагерей комсомольского актива в 1970–1980-х гг.. Завершил секцию доклад Ольги Михайловны Щедриной (Российский государственный гуманитарный университет) о влиянии глобального медиаландшафта эпохи 1990-х на формирование локальной идентичности.

В закрывающей конференцию тематической панели «Ян Амос Коменский: к юбилею гения» участвовали исследователи из России, Сербии, Италии и Нидерландов. Учёные обсудили наследие знаменитого основоположника педагогики. Были сделаны доклады на следующие темы: «Переводы Orbis Pictus Яна Амоса Коменского в рукописном собрании БАН (СПб): опыт сравнения» (Ольга Евгеньевна Кошелева, Институт всеобщей истории РАН), «Orbis Pictus Яна Амоса Коменского в России XVIII в.: трансфер образов и идей» (Ирина Павловна Кулакова, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова), “On the Anniversary of a Genius —  Comenius in Serbian Schools” (Майя Панайот Николова, UNIHUB, Белград, Сербия), «Рецепции Orbis Pictus: «Все в картинах» А. А. Пчельниковой (1862)» (Екатерина Юрьевна Ромашина, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого).


Участники выразили надежду на то, что в следующих конференциях будут принимать активное участие молодые исследователи (студенты и аспиранты), которых рекомендовали усиленно приглашать к участию. Также было предложено организовать постоянно действующий междисциплинарный научный межвузовский семинар по антропологии детства (на базе факультета культурологии РГГУ). По итогам работы конференции часть докладов была рекомендована к публикации в журнале «Вестник РГГУ».
Поделиться новостью в Телеграм!
Факультет культурологии
читайте также
06 марта 2025
В РГГУ прошла VII Всероссийская научно-практическая конференция «Профессия – культуролог»

22 февраля 2025 г. в рамках Недели карьеры факультета культурологии прошла ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция «Профессия – культуролог – VII»

04 марта 2025
«Геральдика в “средневековых” компьютерных играх»

26 февраля 2025 г. в РГГУ прошла встреча участников научного семинара «Фантастическое в популярной культуре». Серию заседаний, объединённых темой «Медиевализм в фантастических мирах», открыл доклад об использовании средневековой геральдики в компьютерных играх.

03 марта 2025
В РГГУ прошла встреча на тему «Христианство и наслаждение»

27 февраля 2025 г. в РГГУ в рамках цикла «Христианские ценности в современном мире» прошла беседа на тему «Христианство и наслаждение», организованная факультетом культурологии совместно с Институтом психологии им. Л.С. Выготского РГГУ. 

01 марта 2025
Практики коммуникации в фандоме молодежного сериала обсудили на семинаре факультета культурологии

24 февраля в онлайн-формате состоялось очередное заседание семинара «Культурные практики в технологических медиа средах». С докладом на тему «Анонимность vs партиципация: практики коммуникации в фандоме молодежного сериала» выступила Анастасия Россинская, магистр искусствоведения, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории социокультурных образовательных практик Московского городского педагогического университета.

27 февраля 2025
На факультете культурологии прошла Неделя карьеры 2025

В рамках Недели карьеры 17 - 22 февраля были проведены лекции и мастер-классы от выпускников и преподавателей факультета культурологии, а также от специалистов в сфере трудоустройства.

20 февраля 2025
Состоялось заседание научного семинара «Антропология религии: люди, реликвии, практики на (пост)советском пространстве»

В среду 19 февраля 2025 г. прошло очередное заседание научного семинара «Антропология религии: люди, реликвии, практики на (пост)советском пространстве».

20 февраля 2025
Студенты РГГУ приняли участие в реставрации советских икон

В УНЦ визуальных исследований Средневековья и Нового времени факультета культурологии РГГУ в понедельник 17 февраля 2025 г. состоялась реставрация и каталогизация советских икон, собранных во время полевой практики.

20 февраля 2025
Выставка советских икон в Воронеже

14 февраля 2025 г. в Воронежском художественном музее им. И.Н. Крамского открылась экспозиция советских икон «Христианская народная культура в СССР: исчезающее наследие», организованная научными сотрудниками РГГУ. Выставка продлится до 6 апреля 2025 г.

05 февраля 2025
На факультете культурологии обсудили культурные трансформации мифа об искусственной женщине

25 января состоялась встреча научного онлайн-семинара Факультета культурологии РГГУ «Мифология и фольклор в контексте современной культуры». Аспирант кафедры ИТК РГГУ Татиана Крувко представила доклад на тему «Миф об искусственной женщине: традиция и современность».

27 января 2025
Магистрант РГГУ стал стипендиатом Исследовательского центра Еврейского музея

Магистрант факультета культурологии Федор Трофимов в 2024/2025 учебном году стал участником программы стипендий для студентов магистратуры и аспирантов, которая осуществляется Исследовательским центром ЧУК «Еврейский музей и Центр толерантности» при финансовой поддержке А.И. Клячина.