РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Все новости


Открыта книжная выставка «Здесь кровью полит каждый метр…»
07.05.2024

Открыта книжная выставка «Здесь кровью полит каждый метр…»

Выставка открыта у входа в Читальный зал и посвящена 80-летию освобождения Крыма от фашистов. Представлены книги и периодические издания, знакомящие с ключевыми событиями битвы за Крым.


В первую очередь, это героическая 250-дневная оборона Севастополя 1941-1942 гг., мужественная защита Аджимушкайских каменоломен и освобождение Крыма весной 1944 г. На выставке представлены исследования, воспоминания участников и современников крымских сражений, а также художественные произведения, в которых нашли отражение эти события.

Война для жителей Крымского полуострова началась рано утром 22 июня 1941 г., когда фашистская авиация совершила первый налет на Севастополь. Именно на крымской земле прогремели первые взрывы Великой Отечественной войны. Операция по захвату Крыма была частью плана «Барбаросса», который предусматривал нападение гитлеровских войск на СССР и завершение войны осенью 1941 года. Оккупации Крыма придавалось большое значение, так как это позволяло контролировать Черное и Азовское моря, немецкая армия получала доступ к Кавказу, где находились стратегические запасы нефти. В одном из выступлений в августе 1941 г. Гитлер говорил, что важнейшей задачей до наступления зимы является захват Крыма, а не Москвы.

Командование Красной армии всеми силами стремилось сохранить Крым, который являлся важным плацдармом для советской авиации. В июле 1941 г. в Севастополе начали строить укрепления, были возведены две линии обороны: внешняя и внутренняя. Оборона Крыма была возложена на войска 51-й Отдельной армии под командованием генерал-полковника Федора Исидоровича Кузнецова, его заместителем был Павел Иванович Батов.

На Крым наступала 11-я немецкая армия под командованием Эриха фон Манштейна, насчитывающая более 200 тысяч солдат. С воздуха ее поддерживали свыше 600 самолетов. 12 сентября передовые отряды немецкой армии подошли к полуострову и 24 сентября при поддержке авиации и артиллерии начали штурм Перекопских позиций, после захвата которых Крым был отрезан от материковой части Советского Союза.

Так как деблокировать Крым в этой ситуации было невозможно, верховное командование приказало всеми силами удерживать крымские перешейки. К 30 сентября советские войска отошли к Ишуньским позициям. Манштейн из-за больших потерь отдал приказ приостановить наступление.

В Ставке принимают решение об эвакуации Одессы, чтобы укрепить оборону Крыма. Командованию 51-й армии до прихода подкреплений приказали сконцентрировать все силы для обороны Ишуньских позиций, южного берега Сиваша, Арабатской стрелки и Чонгарского перешейка. 51-я армия, которую с 30 октября возглавил генерал Батов, отводилась для обороны Керченского полуострова.

Битва за Севастополь

К концу октября 1941 г. немецкие войска захватили большую часть Крыма, непокоренным оставался город Севастополь. 4 ноября сухопутные войска и силы флота, защищавшие город, были объединены в Севастопольский оборонительный район, насчитывавший около 55 тысяч солдат и офицеров. Руководил обороной вице-адмирал Филипп Сергеевич Октябрьский. В городе была создана эшелонированная оборона. Часть морских орудий перевезена на берег для укрепления позиции сухопутных частей. Огонь по фашистам вели советские дальнобойные батареи, в том числе бронебашенные батареи № 30 и 35, вооруженные 305-миллиметровыми орудиями. Кроме того, артиллеристам удалось снять с затонувших и поврежденных из-за бомбежек боевых кораблей около 150 палубных орудий. Ключевыми районами стали Сапун‑гора, Малахов курган, Мекензиевы высоты.

Первый штурм Севастополя фашистами начался 30 октября и продолжался до 21 ноября. 7 ноября в районе села Дуванкой подвиг совершили 5 матросов 18-го отдельного батальона морской пехоты во главе с политруком Николаем Фильченковым. Прикрывая фланг батальона, они ценой собственных жизней, отразили атаку фашистов, уничтожив десять танков. Все участники сражения были представлены к званию Героя Советского Союза. После нанесения советскими войсками сильных контрударов и обстрела немецких позиций береговыми батареями и кораблями флота фашисты, понеся большие потери, отступили. Для разрушения оборонительных укреплений севастопольцев немцы подвезли к городу сверхтяжелую артиллерию, включая железнодорожную артиллерийскую 807- миллиметровыми установку «Дора». Вес орудия составлял 40 тонн, а вес снаряда достигал 7 тонн. Кроме того, для подавления советской артиллерии фашисты активно использовали авиацию. Люфтваффе ежедневно совершала более 600 налетов, однако защитники Севастополя стойко и организованно отражали атаки. Здесь нелишне вспомнить, что в начале наступления на город Манштейн отдал приказ: «Севастополь — крепость слабая. Взять маршем, коротким ударом».

Второй штурм города начался 17 декабря, однако и он провалился. В эти дни совершил подвиг и героически погиб гарнизон ДЗОТа № 11, находившийся на переднем рубеже обороны в районе Мекензиевых гор. Личный состав, состоящий из 10 человек, трое суток выдерживал атаки немецкой пехоты и танков, сражаясь до последнего бойца. В кармане немецкого солдата, убитого в районе ДЗОТа, было найдено письмо, в котором было написано: «За два дня мы девять раз атаковали высоту, занимаемую русскими, потеряли больше ста человек, а когда после десятой атаки наконец заняли ее, то обнаружили там только трех человек и два разбитых пулемета». 26 декабря началась Керченско-Феодосийская десантная операция, это вынудило Манштейна прекратить штурм Севастополя и перебросить часть войск на керченское направление.

Зимой 1942 г. защитники Севастополя провели ряд наступательных операций и вернули некоторые ранее утраченные позиции. Руководство города не забывало и о мирном населении, не успевшем эвакуироваться. Все дни обороны в городе работали детские сады, с декабря строились подземные школы. Весной 1942 г. после разгрома советских войск на Керченском полуострове положение осажденного Севастополя существенно ухудшилось. Город был хорошо укреплен, но боеприпасы могли доставляться только по воде. Понимая это, Манштейн принимает решение полностью блокировать город с моря, бросив на это более 1 тысячи самолетов и морских судов. Это отрезало Севастополь от снабжения, и сдача города стала вопросом времени.

Перед третьим штурмом города немцы имели двукратный перевес в живой силе и артиллерии и десятикратный в авиации и танках. После двухнедельной артиллерийской подготовки, сопровождавшейся постоянными авианалетами, 7 июня 1942 г. фашисты начали последний штурм неприступного города. Командир эскадрильи 8-го истребительного авиаполка Михаил Авдеев вспоминал: «Отразить массированные, волна за волной налеты авиации на Севастополь не было никакой возможности - не хватало ни истребителей, ни зенитных орудий…». Чтобы сломить сопротивление защитников Севастополя в ходе третьего штурма, Германии пришлось израсходовать почти весь боезапас тяжелой и сверхтяжелой артиллерии, накопленный за несколько лет. Более 2 тысяч стволов полевой артиллерии исчерпали запас прочности и после осады Севастополя были отправлены на металлолом.

17 июня в Севастополь пришел последний транспорт «Белосток», 26 июня прорвался последний из крупных надводных кораблей – «Ташкент». 30 июня пал Малахов курган, была подорвана бронебашенная 35-я батарея, расстрелявшая последние снаряды. В ночь на 1 июля было получено разрешение Ставки Верховного Главнокомандования на эвакуацию высшего и старшего командного состава, среди спасшихся офицеров был и вице-адмирал Октябрьский. Однако десятки тысяч солдат и офицеров не смогли покинуть Севастополь и сражались до последнего патрона. Трагичной была судьба попавших в плен защитников города. Одним из них был военврач Валентин Кофман, разработавший методику поточного ведения хирургических операций в боевых условиях. Он отдал свой пропуск на эвакуацию военфельдшеру Кононовой с новорожденным сыном и был расстрелян фашистами 3 июля. В сводках Совинформбюро от 3 июля говорилось: «Севастополь оставлен советскими войсками, но оборона Севастополя войдёт в историю Отечественной войны Советского Союза как одна из самых ярких её страниц». В битве за город фашисты потеряли около 300 тысяч солдат и офицеров, потери советских войск составили около 160 тысяч человек. Уже 25 июля в немецкой армии был учрежден памятный знак «Крымский щит», подчеркивающий значимость захвата Крыма и тяжесть боев за него. В декабре 1942 г. в Красной армии была учреждена медаль «За оборону Севастополя», которой наградили более 52 тысячи красноармейцев.

Вспоминая бои за Севастополь, Манштейн, получивший звание фельдмаршала, в своих мемуарах признавал выносливость, стойкость и самоотверженность советских солдат, защищавших каждый клочок родной земли, и говорил, что до конца не был уверен в успехе осады: «Несмотря на эти с трудом завоеванные успехи, судьба наступления в эти дни, казалось, висела на волоске. Ещё не было никаких признаков ослабления воли противника к сопротивлению, а силы наших войск заметно уменьшались».

Среди защитников Севастополя наибольшую известность приобрела женщина-снайпер Людмила Павличенко, уничтожившая 309 солдат вермахта, в том числе 36 снайперов противника. После ранения в июне 1942 г. она была эвакуирована и, пройдя лечение, вместе с делегацией советской молодежи посетила США и Канаду. Во время выступления перед американской аудиторией Павличенко произнесла фразу, получившую широкую известность: «Мне 25 лет, на фронте я успела уничтожить 309 фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?»

В 1943 г., когда Крым находился в оккупации, в газете «Красный флот» был опубликован очерк «Севастопольский камень», написанный участником обороны Севастополя Леонидом Соловьевым. В его основу легла реальная история о матросе, который при отступлении взял кусочек гранита, отбитый снарядом от севастопольской набережной, и дал себе клятву вернуться в освобождённый от захватчиков город и положить его на место. Получив смертельное ранение, он передает этот камень своим товарищам с наказом выполнить его клятву. На основе этого очерка композитор Борис Мокроусов написал песню «Заветный камень» на стихи поэта Александра Жарова. Исполнявший эту песню Леонид Утесов называл ее «Царь-песня», она стала музыкальным памятником обороне Севастополя.

Оборона Аджимушкайских каменоломен

После разгрома керченской группировки более 13 тысяч красноармейцев, не успев отступить на материк, нашли убежище в шахтах Аджимушкайских каменоломен под Керчью. Обороной руководил начальник штаба по боевой подготовке Крымского фронта полковник Павел Максимович Ягунов, который смог создать целый подземный укрепрайон.

До войны в штольнях Аджимушкая были оборудованы склады военторга, и к середине мая 1942 г. здесь оставались небольшие запасы провианта: немного сухарей, крупы, табака, чая и стратегические запасы сахара. Однако имеющихся припасов не хватало для долговременной осады - не было медикаментов, оружия и боеприпасов, а колодцы с водой находились только снаружи. В первый период обороны каменоломен гарнизон пытался удержать наземные позиции, чтобы иметь возможность снабжения водой и продовольствием. Каждая вылазка за водой влекла за собой кровопролитную схватку. Как вспоминали участники тех событий, «за ведро воды платили ведром крови». Фашисты, понимая жизненную необходимость воды для осажденных, уничтожили все колодцы в районе каменоломен. По приказу Ягунова был создан специальный отряд для сбора воды в местах, где жидкость капала с потолка. Вся вода учитывалась, на каждого защитника приходилось по несколько глотков в день. Одновременно команды солдат высасывали воду из камней и собирали ее в котелки, так как в каменоломнях очень влажный воздух и камни пропитывались влагой. Кроме того, они прорубали подкопы к наружным колодцам. Чтобы солдаты не чувствовали себя оторванными от событий, происходящих на материке, руководство ежедневно зачитывало защитникам Аджимушкая новости о боевых действиях, которые велись на Большой земле.

Командование вермахта, понимая, как опасно держать у себя в тылу боевые части советской армии, неоднократно предпринимало попытки штурма подземного гарнизона, но каждый раз их отбрасывали. 24 мая 1942 г., впервые в истории Второй Мировой войны, фашисты применили удушающий газ для уничтожения защитников каменоломен. Во время первой газовой атаки из Аджимушкая была передана радиограмма: «Всем! Всем! Всем! Всем народам Советского Союза! Мы, защитники обороны Керчи, задыхаемся от газа, умираем, но в плен не сдаемся!». Газовые атаки унесли жизни тысяч защитников Аджимушкая, и к началу июня в живых осталось чуть больше 3 тысяч красноармейцев, гражданское население к этому времени покинуло каменоломни.

Помимо боевых действий, защитникам приходилось постоянно терпеть бытовые трудности. Температура в подземелье в самые жаркие месяцы не превышала 7 градусов, а когда кончилось электричество, люди постоянно находились в полутьме, так как главным источником света были лучины от покрышек. Темнота, постоянные холод и голод стали неизменными спутниками защитников Аджимушкая. После гибели Ягунова 5 июля оборону возглавил подполковник Григорий Михайлович Бурмин. Защитники гарнизона почти каждый день в течение июня и июля устраивали вылазки, а в ночь на 9 июля совершили самую массовую атаку на немцев, захватив вооружение и боеприпасы. К августу боевая активность гарнизона стала угасать, солдаты голодали, приходилось резать и варить кожаные ремни, собирать траву, коренья, колоски ячменя. 30 октября 1942 г., войдя в каменоломни, фашисты взяли в плен последних измождённых защитников Аджимушкая.

Освобождение Крыма

После захвата Севастополя в городе был установлен жесточайший оккупационный режим, проведена регистрация населения, введен комендантский час, за нарушение которого следовал расстрел. Коммунистов, комсомольцев, сотрудников правоохранительных органов, пожарных и евреев убивали сразу, остальных направляли на принудительные работы. У жителей города изымали продукты питания, работающим выделяли 300 г хлеба в день,  а детям всего 100 г. Однако, оказавшись в оккупации, жители Крыма не прекратили сопротивление, организовав более 80 партизанских отрядов и 200 подпольных организаций, уничтожив за все время более 35 тысяч солдат противника. Подпольщики спасали военнопленных, распространяли листовки и передавали информацию для разведки Черноморского флота. К сожалению, не все крымчане оказывали сопротивление врагу. Более 20 тысяч крымских татар дезертировали из 51-й армии при отступлении из Крыма в 1941 г. В начале 1942 г. фашисты начали создавать на территории Крыма батальоны вспомогательной полиции, состоящие в основном из татарского населения, их численность составляла более 20 тысяч человек. Наибольшую эффективность они показали в борьбе против партизан, также принимали активное участие в убийствах мирных жителей и пленных солдат.

Долгожданное освобождение Крыма началось только поздней осенью 1943 г., когда в результате Мелитопольской и Керченско-Эльтигенской десантной операции советские войска захватили плацдармы на южном берегу Сиваша и на Керченском полуострове. Немецкое руководство придавало большое военное и политическое значение удержанию Крыма, так как это позволяло сохранить поддержку Турции и союзников на Балканах.  Когда Красная армия подступила к Крыму, Гитлер говорил: «Мы обязаны оборонять Крым, этот второй Сталинград, пока это вообще допустимо… Я считаю самой большой бедой потерю Крыма». Командующего 17-й армией Эрвина Йенеке обязали до последнего удерживать полуостров, усилив его части дополнительными дивизиями.

Освобождение Крыма было возложено на войска 4-го Украинского фронта, под командованием генерала Федора Ивановича Толбухина и Отдельную Приморскую армию генерала Андрея Ивановича Еременко. Их координировал начальник Генерального штаба Красной армии маршал А. М. Василевский. Подготовка наступления началась в феврале 1944 г. В ходе Крымской операции планировалось одновременное наступление на Симферополь и Севастополь и уничтожение германской армии. Крымские партизанские отряды в это время должны были разрушать железные дороги, устраивать засады на горных дорогах, уничтожать узлы связи и нарушать работу Ялтинского порта, препятствуя отступлению и эвакуации немецко-румынских войск.

После мощной артиллерийской подготовки 8 апреля началось освобождение Крыма. Уже 11 апреля Приморская армия освободила Керчь, к 15 апреля - Евпаторию, Симферополь, Феодосию, Бахчисарай, Алушту, Ялту. 16 апреля передовые части Красной армии вышли к Севастополю и начали готовиться к штурму города. С 26 апреля по 4 мая 1944 г. советские войска проводили разведку боем для уточнения оборонительных позиций врага. Сомневающийся в целесообразности и дальше оборонять город генерал Йенеке был отстранен от командования. Новый командующий 17-й армии генерал Альмендингер 3 мая отдал приказ защищать «каждую пядь Севастопольского плацдарма».

7 мая начался штурм Сапун-горы. Для прорыва обороны противника, где на 1 кв. км приходилось 6-8 дотов и дзотов, использовалось массированное применение артиллерии и авиации. Советские солдаты и моряки буквально прогрызали оборону врага, часто доходило до рукопашных схваток. Девять часов шла яростная схватка, в итоге немецкий 5-й армейский корпус не выдержал. Захват Сапун-горы стал сигналом к развалу системы обороны германской армии.

Понимая свое незавидное положение, 8 мая командующий группой армий «Южная Украина» Фердинанд Шернер запросил ставку Гитлера об эвакуации, так как дальнейшая оборона Севастополя стала невозможной. 9 мая войска Красной армии с севера, востока и юго-востока ворвались в Севастополь и освободили город. Остатки немецкой 17-й армии, преследуемые 19-м танковым корпусом, отходили на мыс Херсонес, где были окончательно разгромлены 12 мая.

Если в 1941-1942 гг. вермахт в течение 250 дней держал в осаде и штурмовал Севастополь, то советским войскам понадобилось всего 35 суток, чтобы полностью очистить от врага весь Крым.

Сразу после освобождения Крыма, с 18 по 20 мая 1944 г., произошла массовая высылка крымско-татарского населения в Узбекскую и Казахскую ССР и другие республики. Основанием для такой жесткой меры было то, что «значительная часть татарского населения Крыма активно сотрудничала с немецко-фашистскими оккупантами и вела борьбу против Советской власти. Из частей Красной Армии в 1941 году дезертировало свыше 20 тысяч татар, которые изменили Родине, перешли на службу к немцам и с оружием в руках боролись против Красной Армии».

За годы оккупации фашисты нанесли Крыму огромный ущерб: были разрушены такие города, как Севастополь, Керчь, Феодосия и Евпатория, выведены из строя более 300 промышленных предприятий, почти полностью истреблено поголовье скота. К моменту освобождения население Севастополя составляло 3 тысячи человек (до войны 109 тысяч). В городе осталось всего 6 % жилого фонда, пригодного для проживания. За время оккупации было убито более 130 тысяч крымчан, более 85 тысяч человек угнано в рабство.

Текст: Никульшин Николай Владимирович
Фото: