В первые выходные сентября в Москве отмечается день города. В этом году столице исполняется 877 лет. Сотрудники Научной библиотеки подготовили книжную выставку «Москва в исследованиях XIX - начала XX вв.», где представлены издания, знакомящие с историей изучения разных аспектов жизни столицы.
Здесь вы увидите труды, посвященные истории Кремля и Красной площади, загородным резиденциям русских царей, духовным и образовательным учреждениям Москвы и многое другое. Все издания, представленные на выставке, хранятся в Отделе редких книг.
Первый русский статистик К. И. Арсеньев характеризовал XVIII век как «блистательную эпоху в рассуждении познания России». Во второй половине этого столетия началось изучение истории Москвы, и до конца века было написано более двух десятков научных и научно-популярных сочинений. Это были научные труды по истории, географии, экономике, статистике, археологии, а также первые путеводители. Первой работой, посвященной истории города, стала статья выдающегося поэта и писателя А. П. Сумарокова «О первоначалии и созидании Москвы», опубликованная в журнале «Трудолюбивая пчела» в январе 1759 г. Историк И. Е. Забелин так объяснил причины ее появления: «Сумароков писал о первоначалии Москвы, по всему вероятию, в ответ ходившим в его время вопросам и запросам со стороны любопытствующего общества». Первый путеводитель по Москве - «Описание императорского, столичного города Москвы...» - издал в 1782 г. писатель и поэт В. Г. Рубан. Это издание представляет собой обзор, содержащий «звание городских ворот, каменных и деревянных мостов, больших улиц и переулков, монастырей, церквей, дворцов, присутственных и других казенных мест, число обывательских дворов и покоев, рядов и рынков, фабрик, заводов, кладбищ, дорог, застав, число извозчиков и прочая». Описания достопримечательностей в книге нет, автор приводит лишь статистические данные и названия основных строений.
О Москве писали основоположник российской географической науки И. К. Кирилов, автор первого капитального труда по русской истории В. Н. Татищев, историк и публицист М. М. Щербатов и другие. В этих произведениях город был показан как неотъемлемая часть общего описания России. Одной из таких работ являлось шеститомное издание «Новый и полный географический словарь Российского государства, или Лексикон» (М., 1788-1789), подготовленное географом и переводчиком Л. М. Максимовичем. Это был один из первых географических словарей, изданный в России и дополненный богатым краеведческим материалом. Автор посвятил Москве сорок страниц в третьем томе, где привел ее географическое и историческое описание.
Первое научное исследование исторического прошлого города написал по распоряжению Екатерины II литератор и переводчик М. И. Ильинский. В книге «Опыт историческаго описания о начале города Москвы, как и по каким причинам она основалась, кем и когда престол великокняжеский туда перенесен, и от чего сей город получил тогда свое возвышение» (М., 1795) автор уделил внимание феномену возникновения и возвышения города, показал историю его возникновения и переноса великокняжеского престола. Эта работа на долгое время определила важнейшие направления в изучении истории Москвы.
После победы в Отечественной войне 1812 г. в обществе произошел всплеск патриотизма, за которым последовал «пересмотр культурных ориентиров» в сторону русского искусства, а также традиций народности и православия. Национальное самосознание в XIX в. начинает опираться на собственные культурные истоки, ставит вопрос о своей самобытности. 31 декабря 1826 г. император Николай I издает указ, который повелевал уважать священные памятники русской древности и старины и сохранять их. Министр внутренних дел А. А. Закревский, руководствуясь высоким примером царя, первым предложил составить описание древних памятников в Московской губернии. Это послужило началом масштабного изучения истории города и его достопримечательностей.
Книга «Материалы для полной и сравнительной статистики Москвы» (М., 1841) была написана преподавателем истории М. С. Гастевым по поручению Московского военного генерал-губернатора князя Д. В. Голицына и вышла к 20-летию его управления городом. Эта работа представляет собой первую часть многотомного издания, целью которого являлось создание полной статистики Москвы и сравнение ее с другими городами мира. В книге анализируются различные аспекты жизни, население, его состав и динамика роста. Помимо богатого статистического материала, приводится подробное топографическое описание. Кроме того, издание сопровождает богатый иллюстративный материал, куда вошли планы таких знаковых архитектурных памятников, как Успенский, Архангельский и Благовещенский соборы, а также рисунки, в том числе цветные, на которых запечатлены колокольня Ивана Великого, Гостиный двор, дом Московского военного генерал-губернатора, Сухарева башня и пр.
В конце 1838 г. Императорское общество истории и древностей российских поручило И. М. Снегиреву составить описание «монастырей, церквей, домов, развалин и т. п.». Никто из исследователей того времени не знал город так хорошо, как он. Ученый составил историко-археологическое описание почти всех московских и подмосковных монастырей и церквей и одним из первых начал изучать памятники древнерусского зодчества. Именно Снегирев установил верную дату первого упоминания о Москве – 4 апреля 1147 г. Его перу принадлежат 324 работы.
Результатом его исследования стало издание «Памятники московской древности, с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы» (М., 1842-1845). Получив доступ к архиву Оружейной палаты, а также Придворному, Разрядному и Государственному архивам Снегирев, создал фундаментальный труд, содержащий описание соборных и приходских церквей, а также исторических древностей Москвы от XII до начала XIX в. В первой части рассказывается об истории горорда с 1147 до 1836 г., вторая часть представляет исследование Успенского, Архангельского и Благовещенского соборов, Оружейной палаты, колокольни Ивана Великого и других памятников. Книга иллюстрирована планами Москвы, чертежами архитектурных памятников и рисунками, выполненными художником Ф. Солнцевым. Вот как о ней отзывались современники: «Замечательное сочинение, содержащее в себе подробное описание соборных и приходских церквей и церковных, а также исторических древностей Москвы». За эту работу Снегирев получил от императора Николая I бриллиантовый перстень.
Еще одно историческое разыскание о Москве принадлежало И. М. Снегиреву и историку архитектуры А. А. Мартынову. В двухтомном издании «Москва: подробное историческое и археологическое описание города» (М., 1865-1875) авторы рассматривают историю до 1812 г., исследуют городские урочища в порядке их появления, их историю и происхождение названий. Перед читателями предстает история древнейших соборов Москвы: Рождества Иоанна Предтечи, Спаса на Бору, Архангельского и Успенского, церкви Чуда Архангела Михаила. Книга иллюстрирована видами Кремля, соборов и монастырей. Знаток московской старины академик Ф. И. Буслаев назвал ее «самым опытным, самым бывалым путеводителем по Москве».
В 1881 г. Московская городская дума постановила издать подробное историческое описание города. Эта миссия была возложена на известного историка, археолога, председателя Общества истории и древностей российских И. Е. Забелина.
Он поставил перед собой сложную задачу: осветить все вехи истории и все стороны бытовой жизни Москвы. Написание труда заняло более 20 лет, 15 из которых были посвящены архивным разысканиям. В ходе архивных поисков Забелин издал двухтомник «Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы» (М., 1884-1891), где были представлены подробные сведения о московских соборах и церквях, выписки из Строельной и Писцовой книг. Однако это была только подготовка к фундаментальному изданию «Истории города Москвы». В 1902 г. Забелин успел издать первую часть книги, вторая осталась в рукописи. Труд историка отличается подробностью и точностью изложения материала. Метод исследования Забелина заключался в сопоставлении разных источников: археологических, вещественных, письменных, изобразительных. Это позволяло охватить все сферы городской жизни в ее истории. За первое полное описание истории Москвы Забелин был награжден золотой медалью Московского археологического общества.
Книга писателя и журналиста М. И. Пыляева «Старая Москва: рассказы из былой жизни первопрестольной столицы» (СПб., 1891) позволила по-новому взглянуть на историю города. В отличие от других работ, где историко-архитектурные описания памятников показывались в связи с главными событиями русской истории, Пыляев акцентировал внимание на живой истории древней столицы «в лицах, в занимательной форме изобразив быт и нравы ее обитателей». В предисловии автор отметил: «Я не имел в виду написать полную историю Москвы, а лишь собрал здесь устные сказания современников и те сведения о ней, которые рассеяны в русских и иностранных сочинениях и которые рисуют преимущественно быт и нравы первопрестольной столицы в прошлом и начале нынешнего столетия». Используя опыт работы журналистом, Пыляев как «репортер минувшего» подбирал факты повседневной жизни, которые остались незамеченными профессиональными историками, что позволяло воссоздавать минувшие события в непривычном для них ракурсе. Пыляев дает характеристику высшего общества того времени, показывает традиции и манеры разных социальных слоев обществ – от высшего света до простых горожан, приводит описания праздничных торжеств с участием членов императорской семьи и народных гуляний. Книга дополнена 132 иллюстрациями, где представлены как виды города, так и бытовые зарисовки из жизни москвичей.
В 1909-1912 гг. выходит 12-томное исследование «Москва в ее прошлом и настоящем», посвященное памяти И. Е. Забелина. Эта книга - результат труда историков, археологов, специалистов в области искусства и архитектуры начала ХХ в., среди которых были Д. Н. Анучин, А. Н. Веселовский, И. Э. Грабарь, А. А. Кизеветтер, М. К. Любавский, С. А. Муромцев, С. Ф. Платонов, Е. Н. Щепкин и другие. Главной целью издания было осветить наиболее яркие моменты развития города с первых лет его существования до начала ХХ в., учесть культурный вклад Москвы в жизнь России, уловить ее «особый отпечаток». Значительная часть книги посвящена быту - описанию занятий, нравов, жизни домашней и общественной, творчества литературного и художественного, народных игр, зрелищ и увеселений. В многотомник вошло более 1000 высококачественных иллюстраций.
К 765-летию города было приурочено большеформатное издание «Москва: ее историческое прошлое и настоящее» (М., 1912). Эту книгу можно отнести к редкому для начала XX в. типу литературы - справочникам-путеводителям для иностранных туристов. Она содержит небольшой исторический очерк с описанием святынь Кремля, перечень главных достопримечательностей, музеев и театров, а также краткую статистическую справку о Москве и москвичах на русском, французском и немецком языках. Текст дополняют фотографии достопримечательностей города, а также изображение колоритных типов коренных жителей разных сословий, выполненных художником Б. В. Зворыкиным. Также в книге много рекламных объявлений различных городских предприятий. Все это превращает издание в роскошный путеводитель и справочник.
В 1909 г. при Императорском Московском археологическом обществе была создана Комиссия по изучению Старой Москвы, которую возглавила графиня П. С. Уварова. Комиссия занялась сбором материалов по топографии, истории и археологии, а также изучением памятников архитектуры и прикладного искусства. В ее состав входили А. М. Васнецов, В. А. Гиляровский, М. С. Померанцев, И. В. Жолтовский и другие. В 1912 г. был издан первый выпуск трудов Комиссии под названием «Старая Москва», состоящий из докладов, прочитанных на ее заседаниях в 1910-1911 гг.
Еще одно специализированное издание написал профессор истории В. В. Назаревский. Книга «Из истории Москвы: 1147-1913» (М., 1914) продолжала работу «Из истории Москвы: 1147-1703» и представляла собой первое практическое руководство для тех, «кто проходит в основных чертах курс русской истории и готовится к экскурсиям по Москве для ознакомления с ее вещественными историческими памятниками». Автор показывает события от основания города до обзора первопрестольной времен Николая II. Именно в Москве выковывалась государственность русского народа, формировались разные стороны национального быта, на которых основывались русская культура, наука и духовность. Назаревский на исторических примерах показывает, что в культурном отношении город находился в постоянном развитии и сформировал неповторимый культурный тип. Византийские мотивы зодчества были переработаны здесь в особый стиль, ярчайшими примерами которого стали собор Василия Блаженного и изящные храмы XVII-XVIII вв. Назаревский писал: «Главою России стал Петербург, но сердцем ее продолжает оставаться Москва. Москва – сердце России. Именно здесь выковывалась государственность русского народа, складывалось «великое Русское Царство». По мнению автора, изучение истории города – один из основных путей укрепления национального сознания.
Выдающемуся памятнику гражданской архитектуры – Сухаревой башне – посвящен исторический очерк И. И. Фомина «Сухарева башня в Москве» (М., 1913). Это сооружение было построено в 1695 г. по инициативе Петра I и получило название в честь стрелецкого полковника Лаврентия Сухарева, который вместе со своим полком встал на защиту юного Петра во время стрелецкого бунта 1689 г. В благодарность царь приказал построить на месте расположения полка у Сретенских ворот новые каменные ворота с часами, получившими название в честь Лаврентия Сухарева. Очерк был написан по распоряжению московского городского головы в связи с вопросом о реставрации Сухаревой башни и о целесообразном использовании ее помещений. Здесь подробно рассказана история использования здания - от Школы математических и навигацких наук и первой московской обсерватории до архива и водонапорной башни. Высота башни составляла 64 м, это было первое в России масштабное гражданское сооружение. Башню прозвали невестой колокольни Ивана Великого, высота которой составляла 81 м.
В 1931 г. после появления плана генеральной реконструкции города над башней нависла угроза сноса. В 1933 г. в защиту памятника выступили знаменитые академики И. Э. Грабарь, И. В. Жолтовский, И. А. Фомин, А. В. Щусев, написавшие письмо И. В. Сталину. В нем они сравнивали сохранение башни с сохранением произведений искусства Рафаэля Санти и предлагали план реконструкции Сухаревской площади. Несмотря на активную защиту Сухаревой башни выдающимися представителями науки, в 1934 г. ее снесли.
В 1935 г. был утвержден Генеральной план реконструкции Москвы, предполагавший радикальное изменение градостроительной концепции города. Центром проекта стали широкие транспортные магистрали и высотные здания, что требовало сноса исторической застройки. Он также включал в себя новаторский план обводнения столицы. В альбоме «Москва реконструируется» (М., 1938) показаны архитектурные изменения, которые уже произошли к середине 1930-х годов и должны были состояться в ближайшие годы. Реконструкция столицы охватывала все направления: перепланировку улиц, строительство метро и канала Москва-Волга, создание новых жилых районов, социокультурную сферу, строительство, водоснабжение, энергетику. Город показан в трех временных измерениях: в прошлом, настоящем и будущем. Взгляд из настоящего в прошлое представлен как круглое окно-вырубка, в котором можно увидеть панораму современной Колхозной площади (сейчас Большая Сухаревская площадь), соседствующей со старой Сухаревской площадью. В альбоме есть вклейки, дополняющие эффект от архитектурных преобразований. Так, к фотографии нового дома сверху приклеена раскладывающаяся картинка, знакомящая с интерьером новой квартиры. На фотографиях можно увидеть применение технологии по перемещению зданий, как это было сделано с домом № 24 на улице Горького (сейчас Тверская улица). В качестве нереализованных проектов представлено несколько вариантов дома Народного комиссариата тяжелой промышленности, подготовленных академиками В. А. Щуко и А. Г. Мордвиновым, а также Дворец Советов по проекту Б. М. Иофана. Это здание должно было стать самым высоким в мире (420 м), его строительство в символическом смысле приравнивалось к строительству коммунизма.
Этот альбом – без преувеличения шедевр полиграфического искусства 1930-х годов. Макет книги подготовили основоположник конструктивизма, фотограф А. М. Родченко и художница В. Ф. Степанова.
Особое внимание исследователей привлекал комплекс Московского Кремля. В 1835 г. издается книга «Исторические сведения о Большом колоколе». Это было первое исследование, посвященное памятнику русского колокололитейного искусства XVIII в., написанное членом Вотчинного департамента П. И. Ивановым. В это время разрабатывался проект подъема колокола из ямы, где он пролежал почти сто лет после пожара 1737 г., и интерес к этому объекту культуры был высок. Автор входил в состав комитета, которому поручалось сделать московские сенатские архивы открытыми для пользования. Получив доступ к архивным документам, он издал ряд исторических трудов, имевших большой успех. Книга содержит историю и документальные свидетельства создания самого тяжелого колокола в России, вес которого составлял 202 т.
Одно из первых изданий, посвященных Оружейной палате, было подготовлено ее директором А. Ф. Вельтманом. Оно представляет собой подробное описание экспонатов, хранящихся в музее-сокровищнице, являющемся частью комплекса Большого Кремлевского дворца. В книге «Московская Оружейная палата» (М., 1860) Вельтман освещает историю создания Оружейной палаты, открытой в 1806 г. по указу Александра I, рассказывает о государственных символах, коронационной одежде, церковной утвари, посуде, оружии и доспехах. Основой музея послужили великокняжеская и царская казна, пополнявшиеся на протяжении нескольких столетий за счет дипломатических даров, драгоценных предметов, приобретенных у русских и иностранных купцов, а также трофеев из военных походов. Одним из главных источников пополнения царской казны были произведения, выполненные в кремлевских мастерских. Крупнейшей из них была Оружейная палата, давшая название музею. Вот как автор характеризует сокровищницу: «Оружейная палата есть хранилище драгоценных остатков, так называемой в древности Большой Казны, которая искони заключала в себе заветную святыню, наследственные сокровища и движимое богатство государей русских, состоявшие в серебре, драгоценных камнях, мехах, жемчугах и в различных изделиях, русских и иноземных». Сведения об экспонатах систематизированы по видам, времени их появления и происхождению. Впервые книга Вельтмана увидела свет в 1844 г., второе издание вышло в 1860 г. Оно было выполнено в цельнокожаном издательском переплете с золотым тиснением на обложке и корешке, иллюстрировано гравюрами в тексте, а также хромолитографиями на отдельных листах, выполненных красками и золотом.
Один из известных элементов ансамбля Московского Кремля – Спасская башня – стала предметом изучения купца и литератора Л. Е. Белянкина. В работе «Исторические записки о Фроловских, что ныне Спасских, кремлевских воротах в Москве…» (М., 1850) автор составил исторический обзор проездной башни Кремля, которая была построена в 1491 г. и первоначально носила название Фроловская, поскольку располагалась недалеко от церкви Фрола и Лавра. В 1658 г. башню переименовали в Спасскую в честь иконы Спаса Нерукотворного, привезенной царем Алексеем Михайловичем из Вятки. Это одна из самых красивых башен Кремля. На ней установлены главные часы страны – куранты, впервые появившиеся на башне в 1491 г.
Автором первого исследования, посвященного одному из древнейших соборов Московского Кремля - Благовещенскому, стал историк и этнограф И. М. Снегирев. В книге «Благовещенский собор в Москве» (М., 1854) автор на основе собственных археологических изысканий описывает строительство каменного храма псковскими зодчими в 1484-1489 гг. и рассказывает его многовековую историю. Снегирев раскрывает особенности архитектуры и росписей собора, отмечая его отличия от других храмов Кремля. Автор впервые дает описание сюжетов настенных росписей, созданных в начале XVI в. мастером Федором Едикеевым. Одной из необычных фресок является изображение на паперти собора языческих мудрецов эпохи Античности: Аристотеля, Фукидида, Птолемея, Зенона, Плутарха, Платона и Сократа - со свитками в руках, содержащими философские изречения, близкие к истинам христианского учения. Исторический очерк дополняется планом собора, а также двумя его наружными видами.
Несколько изданий посвящено собору Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, более известному как храм Василия Блаженного. Одно из них - «Покровский (св. Василия Блаженного) собор в Москве» (М., 1900) подготовил археолог и настоятель Покровского собора И. И. Кузнецов. Автор состоял в комиссиях по реставрации храма, проводил архивные изыскания по истории его строительства, ремонта и реставрации. Храм был построен по распоряжению Ивана Грозного в 1555-1561 гг. в честь взятия Казани в 1552 г. Автор приводит сведения о святых блаженных Василии и Иоанне и о Лобном месте. Книга содержит 33 листа рисунков и фотографий с изображением храма и его внутреннего убранства.
Еще одно популярное издание, посвященное Покровскому собору, написал священник В. Ф. Барбарин. В брошюре «Московский Покровский и св. Василия блаженного собор» (М., 1892) автор пишет о том, когда, как и кем он был построен. В заключении Барбарин сетует на неудовлетворительное состояние храма: «Стены собора заметно ветшают и требуют дорого стоящего возобновления (более 100 тыс. рублей с.)». Также он указал, что сбор средств, начавшийся в 1885 г. продвигается крайне медленно. Средства от продажи книги Барбарин передал на восстановление собора.
несколько работ, посвященных истории Кремля, принадлежат перу исследователя московских древностей С. П. Бартенева. Автор состоял чиновником по особым поручениям Московского дворцового управления, в чьи обязанности входил «надзор за состоянием архитектурных сооружений» Кремля, и проживал в Кавалерском корпусе. Изучая состояние комплекса с целью восстановления его внешнего облика, Бартенев собрал материалы, которые легли в основу нескольких работ по истории Кремля. В путеводителе «Большой Кремлевский дворец» (М., 1909) автор представил краткую историю дворцовых зданий и обстоятельства постройки новой резиденции российских царей. Строительство продолжалось с 1838 по 1849 г. Дворец, возведенный по проекту архитектора К. А. Тона, имел в длину 124 м, включал в себя более ранний Теремной дворец XVII в., девять церквей XIV, XVI и XVII вв. и более 700 комнат общей площадью около 25 тыс. кв. м. Художник П. В. Жуковский высоко оценил работу Бартенева и выразил уверенность в его назначении «составителем монографии Кремля». Путеводитель завоевал популярность и к 1916 г. выдержал пять изданий, в том числе на французском и английском языках. Неслучайно Бартенева стали называть «хранителем старины Кремля».
Накануне 300-летнего юбилея дома Романовых Бартенев подготовил многотомное исследование «Московский Кремль в старину и теперь» (М., 1912-1916). Первый том вышел в 1912 г. и был посвящен созданию укреплений. Давая оценку физическому состоянию Кремля, Бартенев отмечал, что для стен и башен, столетиями противостоявших воздействию стихии и обветшавших, но сохранивших свой древний облик, «вредоноснее было отсутствие бережной любви к старине». Используя в работе старинные планы Кремля, археологический материал, дворовые описи XVI-XVII вв., воспоминания иностранцев о Москве, автор смог восстановить полную картину внешнего вида древнего Кремлевского поселка и устройства первоначального княжеского двора. Особого внимания заслуживают главы, посвященные описанию башен, дополненные фотографиями, рисунками, планами, выписками из старинных источников. Автор показывает, как те или иные события вызывали перестройку стен и башен, связывая архитектуру с историей. Каждый из представленных чертежей был уточнен им на основе источников, новых обмеров и фотографий. К первому тому были приложены родословные таблицы русских государей, подробный цветной исторический план Кремля, выполненный на плотной бумаге и вручную раскрашенный акварелью. Для издания разработали особый шрифт, иллюстрации были выполнены особыми методами цветной и черно-белой печати, использовалась бумага высших сортов. Академия наук отметила книгу почетным отзывом и рекомендовала ее для чтения в средних учебных заведениях. По первоначальному плану Бартенева предполагалось издание семи томов, но в 1916 г. удалось издать только второй том, посвященный Государеву двору и дому Рюриковичей. В нем, автор с документальной точностью показал быт и деятельность московских государей. Набранная рукопись третьего тома сгорела в типографии И. Д. Сытина в 1917 г. Эта работа не получила продолжения, несмотря на то, что с трудом Бартенева был знаком В. И. Ленин, а А. В. Луначарский писал: «Ознакомившись с трудами Бартенева, нахожу необходимым разрешить ему продолжение его работ и ни в каком случае не ставить ему в этом деле препятствий».
К началу XX в. в Москве насчитывалось около тысячи храмов, и изучению духовной жизни города уделялось большое внимание. Так, в статистической работе «Историческое известие о всех соборных, монастырских, ружных, приходских и домовых церквах…» (М., 1839) дается подробный перечень всех церквей, находившихся в городе к середине XIX в., приводится информация о времени и обстоятельствах их постройки, а также сведения о храмовых праздниках.
Первое исследование, посвященное описанию Донского монастыря и его истории, предпринял И. Е. Забелин в самом начале своей ученой деятельности. В 1850 г. после работы в монастырском архиве он подготовил книгу «Историческое описание московского ставропигиального Донского монастыря» (2-е изд. - М., 1893). В книге дан краткий обзор истории монастыря, начиная с драматических событий, когда в 1591 г. Москве грозило разорение от похода крымского хана, но молитвы, обращенные к Донской иконе Богоматери, отвели от столицы эту опасность. Забелин подробно описал собор, церковь иконы Богородицы Донской, церковь Сретения, больничную Архангельскую церковь, рассказал об истории монастырского кладбища и о лицах, там погребенных. В приложении автор опубликовал грамоты, акты, письма и другие материалы, в которых отразилась история строительства монастыря и накопления его художественных и культурных богатств.
В 1862 г. начинает издаваться книжная серия «Русские достопамятности», посвященная описанию выдающихся памятников русской истории и культуры. Всего было подготовлено 15 выпусков. Тексты очерков написал И. М. Снегирев. Основное внимание в сборнике уделялось истории и архитектуре Москвы и ее окрестностей. В книгу вошли уникальные описания московских монастырей, соборов, церквей и гражданских сооружений. Многие из упомянутых архитектурных памятников не сохранились до наших дней. На нашей выставке представлено несколько книг, среди которых «Каменный мост в Москве» (М., 1862), «Ивановский монастырь в Москве» (М., 1862), «Спас на Бору в московском Кремле» (М., 1865).
В работе кандидата Московской Духовной академии А. Ковалева «Историческое описание ставропигиального второклассного Заиконоспасского монастыря в Москве, на Никольской улице» (М., 1887) представлена история одного из старейших центров русского просвещения, основанного в 1600 г. Борисом Годуновым. Монастырь вошел в историю как учительский вследствие создания в его стенах школы, в дальнейшем реорганизованной в Славяно-греко-латинскую академию. Большое внимание в очерке уделено фигуре Симеона Полоцкого, рассказывается о его деятельности по устройству учебного заведения в стенах монастыря, заботах о просвещении монастырской братии. Кроме Полоцкого, в центре повествования находятся и другие известные «строители» обители: Сильвестр Медведев, братья Лихуды. Во второй части книги автор повествует об известных учениках академии (А. Кантемире, М. В. Ломоносове, Е. А. Болховитинове), приводит краткие биографии настоятелей Заиконоспасского монастыря. Также он описывает комплекс зданий, их архитектурный облик и внутреннее убранство.
История православного мужского Богоявленского монастыря, расположенного в Богоявленском переулке Китай-города, представлена в работах И. М. Снегирева «Богоявленский монастырь в Москве, на Никольской улице» (М., 1864) и епископа Никодима «Описание Московского Богоявленского монастыря» (М., 1877). Монастырь (второй по древности в Москве) основал в конце XIII в. князь Даниил Александрович.
Член-корреспондент Императорского Московского археологического общества И. Ф. Токмаков с 1874 г. более 30 лет занимался составлением историко-статистических описаний различных мест необъятной России, одно из которых было посвящено знаменитому Новодевичьему монастырю. В основу его очерка был положен труд И. М. Снегирева «Новодевичий монастырь в Москве», существенно дополненный новыми сведениями из монастырских архивов. В работе «Историческое описание московского Новодевичьего монастыря» (М., 1885) Токмаков рассказывает о его основании великим князем Василием Ивановичем в 1524 г. в память о присоединении к России Смоленска. Обитель строилась как форпост на подступах к Москве. В истории Новодевичьего монастыря большую роль играли члены царских династий Рюриковичей, Годуновых, Романовых. В 1598 г. в стенах монастыря произошло избрание на царство Бориса Годунова. Автор уделил большое внимание теме царских вкладов и пожалований, которые рассмотрены на фоне хозяйственной жизни монастыря и его экономики в XVII-XVIII вв. Среди насельниц монастыря (добровольно или принудительно) в разные годы были представительницы царских фамилий: царевна Софья, Евдокия Лопухина и другие.
В начале XX в. историк книги, справщик Московской Синодальной типографии А. Н. Соловьев издал несколько работ, посвященных Московскому печатному двору и Синодальной типографии. В книгах «Государев Печатный двор и Синодальная типография в Москве» (М., 1903) и «Московский Печатный двор» (М., 1917), опираясь на документы типографского архива XVII и XVIII вв., автор показывает историю возникновения книгопечатания на Руси, объясняет его позднее появление, приводит сведения о первопечатнике Иване Федорове и создании в 1564 г. первой печатной книги «Апостол». Соловьев изучает развитие печати в разные периоды, показывает перемены в книгопечатании, произошедшие после передачи Печатного двора в ведение Духовной коллегии в начале XVIII в., подчинявшейся Святейшему Синоду. Типография была преобразована в Синодальную, ставшую преемницей Печатного двора.
Первому высшему учебному заведению в России - Славяно-греко-латинской академии - посвящено капитальное сочинение ректора Московской духовной академии С. К. Смирнова «История Московской Славяно-греко-латинской академии» (М., 1855). Академия была учреждена в Москве в 1685 г. и давала образование не только детям аристократов, государственных и церковных чиновников, но также торговцев и холопов. В Академии учились будущие деятели науки, государства, дипломатии, искусства и культуры. Самый известный выпускник академии - основатель Московского университета М. В. Ломоносов. Автор показывает историю Академии с 1685 по 1814 гг., рассказывает о том, как создавалось это образовательное учреждение, какие предметы преподавались, кто стоял у истоков учреждения, с какими трудностями сталкивались первые преподаватели и ученики, какими были тенденции развития Академии.
В 1855 г., в год столетия Московского университета, было подготовлено несколько монографий, освещавших историю этого учреждения. «История императорского Московского университета, написанная к столетнему его юбилею» (М., 1855) - одно из фундаментальных исследований, которое подготовил литературный критик и декан университета С. П. Шевырев. В книге содержится материал о руководителях университета, выдающихся студентах, о внутренней жизни и традициях, описание каждого периода в жизни учебного заведения, от Елизаветы Петровны до Николая I, перечень кураторов и попечителей, сведения об ученой, педагогической, литературной и общественной деятельности университета. Шевырев показывает формирование и изменение университетских структур, создание при университете гимназии и типографии. Доход от продажи книги передавался в пользу раненых защитников Севастополя во время Крымской войны.
В сборники «Столетний юбилей императорского Московского университета» и «Историческая записка, речи, стихи и отчет императорского Московского университета» вошли торжественные речи ректора А. А. Альфонского, профессора университета С. М. Соловьева, историка М. П. Погодина, произнесенные 12 января 1855 г.
Одной из старейших гимназий Москвы являлась открытая в 1804 г. Первая Московская гимназия. К юбилею этого важнейшего учебного заведения ее директор И. О. Гобза подготовил краткий исторический очерк «Столетие Московской 1-й гимназии, 1804-1904 гг.» (М., 1903). Первая гимназия была основана в ходе реформ Александра I и стала одной из передовых школ своего времени, где давалось всестороннее среднее образование, обеспечивающее поступление в университет. Также одной из задач являлось преподавание «наук начальных, но полных, необходимых для благовоспитанного человека». В 1849 г. преподавание было разделено на общее и специальное. В 1865-1871 гг. гимназии стали делиться на классические и реальные, и доступ в университеты открывали только классические. Из стен гимназии вышли историки С. М. Соловьев и М. П. Погодин, драматург А. Н. Островский, поэт М. А. Волошин, теоретик анархизма князь П. А. Кропоткин и другие. Это юбилейное издание не поступило в продажу и распространялось в качестве подарков среди преподавательского состава и известных учеников.
В работах исследователей XIX в. уделялось внимание изучению резиденций русских царей. Одним из таких объектов стал дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском. В историческом очерке «Село Коломенское» (М., 1870), написанном военным педагогом А. Н. Корсаковым, история старинной вотчины русских государей показана начиная с XIV в., когда оно упоминалось в завещании великого князя Ивана Калиты. Книга посвящена возникновению и развитию резиденции, автор делает акцент на том, «что ни одна из подмосковных местностей не разделяла так дружно своей участи с участью Москвы, как село Коломенское». В книге подробно описывается посещение Коломенского русскими царями, рассказывается о постройке дворца и храмов. В 1532 г. царь Василий Иванович, отец Ивана Грозного, построил в Коломенском шатровую церковь Вознесения «вельми чудную красотою и светлостию, какой прежде того не бывало на Руси». Одна из глав посвящена увлечению царя Алексея Михайловича соколиной охотой, проходившей в Коломенском.
В книге «Описание дворца царя Алексея Михайловича в селе Коломенском» (М., 1869), написанной помощником директора Московской Оружейной палаты Н. А. Чаевым, изложены малоизвестные исторические факты, связанные с возведением и устройством дворца, посещением Коломенского царскими особами, ведением дворцового хозяйства, и многое другое.
Первое исследование, посвященное истории села Преображенского, написал коллекционер П. В. Синицын. Издание «Преображенское и окружающие его места, их прошлое и настоящее» (М., 1895) было подготовлено в память о посещении села императором Александром III в 1883 г. во время празднования двухсотлетнего юбилея Лейб-гвардии Преображенского и Семеновского полков. Синицын описывает достопримечательности Преображенского и соседних сел, совершает исторический экскурс по событиям, связанным с этим местом. Именно здесь находилась летняя резиденция царя Алексея Михайловича, в 1672 г. в Преображенском был открыт первый русский театр (тогда он назывался комедийной хороминой). Здесь прошли детские и юношеские годы будущего императора Петра I. В 1685 г. в Преображенском был возведен потешный городок Пресбург, где проходили первые военные игры юного Петра, а в 1687 г. построена Преображенская слобода, в которой жили солдаты полка. Это был первый в истории Москвы проект регулярной застройки. Созданные здесь «потешные» полки - Преображенский и Семеновский - стали ядром новой русской армии. В Преображенском была возведена приказная изба, или «Преображенский указ», который являлся одним из главных судебных органов столицы. Здесь в 1688 г. в одном из амбаров Петр нашел английский ботик и спустил его в Яузу. С этого кораблика начинается строительство петровской флотилии. Как писал П. В. Синицын, «ни одна местность Москвы, кроме самого Кремля, не имеет такого значения в новой истории нашей, как село Преображенское с окрестностями». Книга иллюстрирована рисунками, созданными специально для этой книги художником М. В. Нестеровым. Здесь можно увидеть важные события из истории Преображенского и российской истории в целом - упражнения «потешных» полков, обрезание бород Петром I, начало строительства флота, казни стрельцов и др.
С этими и другими изданиями можно познакомиться на выставке в Читальном зале.
Текст: Никульшин Николай Владимирович
Фото: