3-4 октября в РГГУ прошла Всероссийская научная конференция «Язык и методы его описания-2023. Аспекты коммуникативной деятельности и проблемы их лингвистического описания: теория, практика, преподавание», подготовленная кафедрой теоретической и прикладной лингвистики Института лингвистики
Целью конференции было обсуждение актуальных проблем коммуникативной лингвистики, её теории, практик и методов преподавания, формирование и укрепление научных связей между учёными – представителями различных лингвистических направлений.
На пленарных и секционных заседаниях прозвучали выступления более 50 докладчиков из ведущих столичных вузов и академических институтов, а также из различных регионов России (Санкт-Петербурга, Новосибирска, Барнаула, Омска, Воронежа, Саратова, Калининграда, Мурманска, Твери, Владимира) и из-за рубежа (Беларуси, Казахстана, Китая).
На конференции были представлены доклады, посвященные, в частности:
На пленарном заседании 3 октября с докладами выступили В.И. Заботкина, Е.П. Буторина, В.М. Алпатов, Н.Б. Мечковская (г. Минск, Беларусь), М.А. Кронгауз, Е.Г. Борисова, Л.Л. Фёдорова, К.М. Шилихина (г. Воронеж). М.А. Кронгауз в своём докладе поделился некоторыми преподавательскими «лайфхаками», помогающими удержать внимание слушателей при коммуникации онлайн. Один из них – так называемая «афтерпати-конференция», на которой студенты могут высказать собственное мнение о тех явлениях, которые они наблюдают в современном русском языке. Преподаватель в этой дискуссии – не экзаменатор, проверяющий, хорошо ли усвоен материал, а скорее модератор и эксперт, комментирующий разные точки зрения.
Секционные заседания 3–4 октября проводились по трем основным направлениям – «Теория», «Практика» и «Преподавание». Многие доклады сопровождались оживлёнными дискуссиями. Так, Т. В. Базжина, рассказывая о коммуникативных потерях и обретениях современного российского общества, призвала участников конференции всем вместе искать ответ на острые вопросы: «Что делать, чтобы мы снова начали слышать друг друга? Как лингвисты могут противостоять потоку “хейта”, который сейчас транслируется не только социальными сетями, но и государственными СМИ?» Участники активно предлагали разные решения – от адресного обучения навыкам критического слушания до создания социальных пространств, в которых могли бы формироваться нормы доброжелательного кооперативного общения.
Статьи участников конференции, отобранные членами Оргкомитета, будут предложены для публикации в журнал «Вестник РГГУ».
Текст: Светлана Переверзева
Фото: Мария Ковшова, Светлана Переверзева