В четверг, 26 сентября, открылась международная научная конференция «Анри Мешонник и современные гуманитарные науки: язык, литература, общество» на базе кафедры романской филологии ИФиИ РГГУ. Конференция посвящена наследию французского лингвиста, литературоведа, переводчика и поэта Анри Мешонника и рассчитана на широкую аудиторию – от студентов-филологов до лингвистов, стиховедов и специалистов по теории литературы.
В ходе конференции будут рассмотрены актуальные вопросы интеллектуального наследия А. Мешонника, в частности, его знаменитая теория ритма и основные принципы поэтики.
На пленарном заседании выступили заведующая кафедрой романской филологии ИФиИ РГГУ, к.филол.н., доцент Я.А. Ушенина и к.филол.н, PhD, доцент Университета Гренобль-Альпы (Франция) Ю.А. Сьоли. Свои доклады представят ученые из России, Франции и Канады. Ведущие зарубежные специалисты из разных научных школ, Арно Бернаде (университет МакГил, Канада), Жерар Дессон (университет Париж-8, Франция), Паскаль Майар (университет Страсбурга, Франция), Марко Пажевич (университет Тарту, Эстония) получили возможность сопоставить методологические подходы, обменяться мнениями по широкому кругу проблем.
Планируется показ фильма Элоди Лелю «Анри Мешонник или поэтика ритма», обобщающего наследие ученого-новатора и раскрывающего суть его оригинальной теории.
Конференция завершится 27 сентября.
«Идея конференции родилась следующим образом: несколько лет мы проводили конференцию школьников в стенах Брестской крепости, соединяя историю Великой Отечественной войны с уникальной историей Брестского гетто, где сохранились анкеты с фотографиями всех узников гетто старше 14 лет», — обратился с приветственным словом к собравшимся сопредседатель центра «Холокост», директор МНОЦ истории Холокоста и геноцидов РГГУ Илья Альтман.
В рамках Премии городских историков, подводящей итоги в области исторической урбанистики за 2024 г., в номинации «Лучшая диссертация» уверенную победу одержала преподаватель ИАИ РГГУ Анастасия Андреевна Локтева. Все члены жюри высоко оценили её исследование «Мир животных в городской социокультурной среде российских столиц (Москвы и Санкт-Петербурга) XIX — начала XX века».
16 декабря 2024 г. в РГГУ состоялась пятнадцатая сессия международного научного семинара «Современные проблемы компаративистики»: «Пушкин-интерпретатор — интерпретаторы Пушкина: компаративные сюжеты из истории мировой литературы».
Подводим итоги работы Платоновского исследовательского научного центра РГГУ за первый семестр 2024/2025 учебного года. ПИНЦ регулярно проводит семинарские чтения произведений Платона: в рамках занятий подробно изучаются структура и философский смысл диалогов, а также уделяется особое внимание реалиям и отсылкам в текстах.
В декабре 2024 г. прошёл конкурс «Малые отдельные научные группы», организованный Российским научным фондом (РНФ). В числе победителей — учёные Российского государственного гуманитарного университета.
О месте и роли проекта РГГУ «Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: языки и культуры» в общей концепции языковой политики Российской Федерации, взявшей курс на сохранение языкового многообразия.
7 декабря 2024 г. в РГГУ прошла межвузовская научная конференция «Проблемы поэтики. Читатель и адресат», посвящённая памяти Сергея Петровича Лавлинского (1960–2023). Организатором мероприятия выступила кафедра теоретической и исторической поэтики Института филологии и истории РГГУ.
27-29 ноября 2024 г. в «Сириусе» прошёл IV Конгресс молодых учёных, в котором приняли активное участие студенты и преподаватели Российского государственного гуманитарного университета.
Вышел в свет новый номер научного журнала «Фольклор: структура, типология, семиотика», в котором публикуются статьи, посвященные изучению устных текстов и ритуальных практик, архаического мифа и его модификаций в новейшее время.
Вышел в свет новый номер научного журнала «Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование», целью которого является представление междисциплинарных исследований по актуальным проблемам теории, методологии и практики психологической науки, педагогики и образования.