18 октября 2022 г. состоялось первое заседание студенческого учебно-научного семинара «Межкультурная коммуникация в историческом контексте» под руководством преподавателей Маркеловой Т.А. и Сучуговой Н.Ю.
Участники семинара освоили терминологическую базу сферы межкультурной коммуникации, её формы и контексты; обсуждали особенности лингвистической и культурной картин мира; рассуждали об образах и стереотипах восприятия разных культур. Участники отметили тесную связь языка и реальности, обратили внимание на роль культуры и искусства в формировании стереотипов восприятия разных общностей.
Задачей данного семинара было формирование у студентов общих представлений о теоретических положениях смежных научных дисциплин (лингвистика, антропология, социология и психология), которые существенны для понимания специфики взаимодействия культур.
Для подготовки студенты использовали аутентичные иностранные источники, критическое осмысление и анализ которых стали основой для обсуждения проблем взаимодействия культур на заседании научного семинара.
На первом заседании секретарем постоянно действующего студенческого учебно-научного семинара «Межкультурная коммуникация в историческом контексте» была избрана Бубенина Дарья Андреевна, 2 курс ФК КМК. d.bubenina@gmail.com
Следующее заседание семинара состоится в ноябре. Планируются выступления студентов с докладами в соответствии с заявленным тематическим планом, а также по культуре массовой коммуникации. Организаторы семинара готовят вопросы для расширенных дискуссий.
«Идея конференции родилась следующим образом: несколько лет мы проводили конференцию школьников в стенах Брестской крепости, соединяя историю Великой Отечественной войны с уникальной историей Брестского гетто, где сохранились анкеты с фотографиями всех узников гетто старше 14 лет», — обратился с приветственным словом к собравшимся сопредседатель центра «Холокост», директор МНОЦ истории Холокоста и геноцидов РГГУ Илья Альтман.
В рамках Премии городских историков, подводящей итоги в области исторической урбанистики за 2024 г., в номинации «Лучшая диссертация» уверенную победу одержала преподаватель ИАИ РГГУ Анастасия Андреевна Локтева. Все члены жюри высоко оценили её исследование «Мир животных в городской социокультурной среде российских столиц (Москвы и Санкт-Петербурга) XIX — начала XX века».
16 декабря 2024 г. в РГГУ состоялась пятнадцатая сессия международного научного семинара «Современные проблемы компаративистики»: «Пушкин-интерпретатор — интерпретаторы Пушкина: компаративные сюжеты из истории мировой литературы».
Подводим итоги работы Платоновского исследовательского научного центра РГГУ за первый семестр 2024/2025 учебного года. ПИНЦ регулярно проводит семинарские чтения произведений Платона: в рамках занятий подробно изучаются структура и философский смысл диалогов, а также уделяется особое внимание реалиям и отсылкам в текстах.
В декабре 2024 г. прошёл конкурс «Малые отдельные научные группы», организованный Российским научным фондом (РНФ). В числе победителей — учёные Российского государственного гуманитарного университета.
О месте и роли проекта РГГУ «Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: языки и культуры» в общей концепции языковой политики Российской Федерации, взявшей курс на сохранение языкового многообразия.
7 декабря 2024 г. в РГГУ прошла межвузовская научная конференция «Проблемы поэтики. Читатель и адресат», посвящённая памяти Сергея Петровича Лавлинского (1960–2023). Организатором мероприятия выступила кафедра теоретической и исторической поэтики Института филологии и истории РГГУ.
27-29 ноября 2024 г. в «Сириусе» прошёл IV Конгресс молодых учёных, в котором приняли активное участие студенты и преподаватели Российского государственного гуманитарного университета.
Вышел в свет новый номер научного журнала «Фольклор: структура, типология, семиотика», в котором публикуются статьи, посвященные изучению устных текстов и ритуальных практик, архаического мифа и его модификаций в новейшее время.
Вышел в свет новый номер научного журнала «Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование», целью которого является представление междисциплинарных исследований по актуальным проблемам теории, методологии и практики психологической науки, педагогики и образования.