19 июня 2019 года состоялась международная научно-практическая конференция «Новый уровень инновационного образования в преподавании иностранного языка: современная научная идея», организованная кафедрой иностранных языков ФМОиЗР ИАИ.
В работе конференции приняли участие ведущие преподаватели кафедры иностранных языков РГГУ, представители Института стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова, Высшей школы экономики, МГИИТ имени Ю.А. Сенкевича, а также зарубежные гости. Они обсудили методику преподавания иностранного языка в неязыковом вузе, интерпретацию учебного текста, инновационные технологии в обучении иностранному языку.
В докладах отмечалось, что язык не может рассматриваться как шаблон мысли. Язык – это «история народа, путь цивилизации и культуры». Именно с таких позиций следует строить процесс обучения иностранному языку. На примере проектов, продвигаемых зарубежными университетами в качестве инновационных методов и способов преподавания иностранных языков, предлагалось рассмотреть практическое содержание понятия «инновация» применительно к гуманитарной науке в целом и к лингвистической педагогике в частности.
Особое внимание было уделено масштабности задач совершенствования подготовки будущих специалистов. При этом подчеркивалось, что, в соответствии с ФГОС ВО, выпускники разных направлений подготовки должны обладать общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями в таких видах профессиональной деятельности, как научно-исследовательская, педагогическая, экспертно-аналитическая, практическая и организационно-управленческая.
Скрупулезному анализу были подвергнуты инновационные методики и приемы, используемые в обучении иностранному языку. Высказывалась озабоченность по поводу ограничения применения наименее исследованного и наиболее дискутируемого в России кейс-метода, использование которого могло бы способствовать совершенствованию навыков и получению студентами опыта при работе с иноязычной информацией, оценке альтернатив и принятии решений.
Докладчики отмечали важность внеаудиторной работы со студентами. Организация конференций и круглых столов не только значительно повышает глубину проработки учебного материала и развивает навыки делового общения на иностранном языке, но и способствует формированию умения критически и творчески мыслить, отбирать и использовать иноязычную информацию для написания работ по основной специальности, ставить проблему и находить оптимальное решение. Проведение мероприятий творческого характера создает благоприятные условия для развития лингвистической и социокультурной компетенций, формированию личностных качеств студентов.
На конференции также были представлены исследования, посвященные проблемам неравенства языков в сфере международных отношений, рассматривались вопросы дистанционного образования и возможности внедрения в учебный процесс игровых технологий, анализировался материал учебников и учебных пособий по иностранному языку.
Результаты научных исследований преподавателей найдут отражение в учебном процессе.
18 февраля 2025 г. на заседании Научно-экспертного совета РГГУ состоялась защита отчётов по итогам реализации научно-исследовательских проектов в рамках конкурсов «Проектные научные коллективы РГГУ» и «Студенческие проектные научные коллективы РГГУ».
20 февраля в Зале учёного совета прошла научно-практическая конференция «Историческое образование и многообразие современного информационного пространства». Площадка объединила специалистов по современным цифровым технологиям и информационной безопасности, историков-исследователей широкого спектра, экспертов по стратегической аналитике и руководителей из образовательный среды.
17 февраля в Российском государственном гуманитарном университете стартовала XVII Московская Международная Историческая Модель ООН РГГУ 2025, призванная максимально точно воссоздать работу основных органов и специальных учреждений ООН в рамках школ и вузов.
7 февраля в выставочных залах Мультимедийного центра имени Ю.В. Кнорозова в преддверии Дня российской науки состоялась презентация книги «Управление наукой: путеводитель по советскому прошлому».
Участие в мероприятии приняли представители Института российской истории РАН, архивных учреждений, а также научного и экспертного сообществ. Они дали оценку планам публикации новых томов издания и подробно остановились на отдельных книгах.
«Идея конференции родилась следующим образом: несколько лет мы проводили конференцию школьников в стенах Брестской крепости, соединяя историю Великой Отечественной войны с уникальной историей Брестского гетто, где сохранились анкеты с фотографиями всех узников гетто старше 14 лет», — обратился с приветственным словом к собравшимся сопредседатель центра «Холокост», директор МНОЦ истории Холокоста и геноцидов, профессор РГГУ Илья Альтман.
В рамках Премии городских историков, подводящей итоги в области исторической урбанистики за 2024 г., в номинации «Лучшая диссертация» уверенную победу одержала преподаватель ИАИ РГГУ Анастасия Андреевна Локтева. Все члены жюри высоко оценили её исследование «Мир животных в городской социокультурной среде российских столиц (Москвы и Санкт-Петербурга) XIX — начала XX века».
16 декабря 2024 г. в РГГУ состоялась пятнадцатая сессия международного научного семинара «Современные проблемы компаративистики»: «Пушкин-интерпретатор — интерпретаторы Пушкина: компаративные сюжеты из истории мировой литературы».
Подводим итоги работы Платоновского исследовательского научного центра РГГУ за первый семестр 2024/2025 учебного года. ПИНЦ регулярно проводит семинарские чтения произведений Платона: в рамках занятий подробно изучаются структура и философский смысл диалогов, а также уделяется особое внимание реалиям и отсылкам в текстах.
В декабре 2024 г. прошёл конкурс «Малые отдельные научные группы», организованный Российским научным фондом (РНФ). В числе победителей — учёные Российского государственного гуманитарного университета.