19 июня 2019 года состоялась международная научно-практическая конференция «Новый уровень инновационного образования в преподавании иностранного языка: современная научная идея», организованная кафедрой иностранных языков ФМОиЗР ИАИ.
В работе конференции приняли участие ведущие преподаватели кафедры иностранных языков РГГУ, представители Института стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова, Высшей школы экономики, МГИИТ имени Ю.А. Сенкевича, а также зарубежные гости. Они обсудили методику преподавания иностранного языка в неязыковом вузе, интерпретацию учебного текста, инновационные технологии в обучении иностранному языку.
В докладах отмечалось, что язык не может рассматриваться как шаблон мысли. Язык – это «история народа, путь цивилизации и культуры». Именно с таких позиций следует строить процесс обучения иностранному языку. На примере проектов, продвигаемых зарубежными университетами в качестве инновационных методов и способов преподавания иностранных языков, предлагалось рассмотреть практическое содержание понятия «инновация» применительно к гуманитарной науке в целом и к лингвистической педагогике в частности.
Особое внимание было уделено масштабности задач совершенствования подготовки будущих специалистов. При этом подчеркивалось, что, в соответствии с ФГОС ВО, выпускники разных направлений подготовки должны обладать общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями в таких видах профессиональной деятельности, как научно-исследовательская, педагогическая, экспертно-аналитическая, практическая и организационно-управленческая.
Скрупулезному анализу были подвергнуты инновационные методики и приемы, используемые в обучении иностранному языку. Высказывалась озабоченность по поводу ограничения применения наименее исследованного и наиболее дискутируемого в России кейс-метода, использование которого могло бы способствовать совершенствованию навыков и получению студентами опыта при работе с иноязычной информацией, оценке альтернатив и принятии решений.
Докладчики отмечали важность внеаудиторной работы со студентами. Организация конференций и круглых столов не только значительно повышает глубину проработки учебного материала и развивает навыки делового общения на иностранном языке, но и способствует формированию умения критически и творчески мыслить, отбирать и использовать иноязычную информацию для написания работ по основной специальности, ставить проблему и находить оптимальное решение. Проведение мероприятий творческого характера создает благоприятные условия для развития лингвистической и социокультурной компетенций, формированию личностных качеств студентов.
На конференции также были представлены исследования, посвященные проблемам неравенства языков в сфере международных отношений, рассматривались вопросы дистанционного образования и возможности внедрения в учебный процесс игровых технологий, анализировался материал учебников и учебных пособий по иностранному языку.
Результаты научных исследований преподавателей найдут отражение в учебном процессе.
В декабре 2024 г. прошёл конкурс «Малые отдельные научные группы», организованный Российским научным фондом (РНФ). В числе победителей — учёные Российского государственного гуманитарного университета.
О месте и роли проекта РГГУ «Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: языки и культуры» в общей концепции языковой политики Российской Федерации, взявшей курс на сохранение языкового многообразия.
7 декабря 2024 г. в РГГУ прошла межвузовская научная конференция «Проблемы поэтики. Читатель и адресат», посвящённая памяти Сергея Петровича Лавлинского (1960–2023). Организатором мероприятия выступила кафедра теоретической и исторической поэтики Института филологии и истории РГГУ.
27-29 ноября 2024 г. в «Сириусе» прошёл IV Конгресс молодых учёных, в котором приняли активное участие студенты и преподаватели Российского государственного гуманитарного университета.
Вышел в свет новый номер научного журнала «Фольклор: структура, типология, семиотика», в котором публикуются статьи, посвященные изучению устных текстов и ритуальных практик, архаического мифа и его модификаций в новейшее время.
Вышел в свет новый номер научного журнала «Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование», целью которого является представление междисциплинарных исследований по актуальным проблемам теории, методологии и практики психологической науки, педагогики и образования.
Вышел в свет новый номер научного журнала «История и архивы», в котором опубликованы научные исследования, основанные на анализе источников отечественной и зарубежной истории.
27 ноября 2024 г. в рамках IV Конгресса молодых учёных прошла сессия «Наука в переходный период: выбор пути», организованная усилиями Центра истории российской науки и научно-технологического развития РГГУ.
Учёные и популяризаторы науки из разных регионов России рассказали о ярких проектах, связанных с историей науки и науковедением.
24 октября 2024 г. в рамках Дней студенческой науки в РГГУ СНО «Клуб по итальянистике» организовал лекцию кандидата философских наук, члена редакционно-издательского совета «Российской Католической энциклопедии» Ивана Владимировича Лупандина.