16 апреля в РГГУ состоялась всероссийская научно-практическая конференция «Преподавание международных отношений и регионоведения в эпоху цифровизации: новые вызовы и возможности».
Мероприятие было организовано Российским государственным гуманитарным университетом (РГГУ) совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом (СПбГУ).
Модератором конференции выступила заведующая кафедрой американских исследований факультета международных отношений и зарубежного регионоведения РГГУ Виктория Журавлева.
«Наша конференция посвящена преподаванию международных отношений и регионоведения в эпоху цифровизации. Совместно с СПбГУ мы обсудим возможности и риски, связанные с цифровизацией образовательного процесса», — отметила Виктория Журавлева в своем приветственном слове.
На пленарном заседании конференции проректор по развитию и информационным ресурсам РГГУ Михаил Кожокин в рамках доклада «Гуманитарное образование в цифровой среде» рассказал о том, как трансформируется система высшего образования РФ.
На сегодняшний день РГГУ активно и успешно проходит через все этапы цифровизации. Так, в университет улучшает инфраструктуру и применяет новые технологии в образовательном процессе.
«Цифровизация вузов в первую очередь касается инфраструктуры, а уже потом управленческих процессов и услуг сервиса. Это три самых важных пункта для процедуры цифровизации»,— отметил Михаил Михайлович.
Проректор добавил, что одним из основных проектов из сферы управления является создание многофункционального студенческого центра, где все обучающиеся смогут получать необходимые от вуза документы. Центр создается по аналогии МФЦ.
Проректор по международному сотрудничеству РГГУ Вера Заботкина рассказала об улучшении образовательных программ в области искусства и гуманитарных наук с помощью методов и технологий STEM.
Проект направлен на переосмысление гуманитарного образования с учетом последних тенденций на рынке труда, а также на укрепление гуманитарного образования за счет внедрения цифровых методов в обучении.
«Проект учитывает связи с потенциальными работодателями и рассчитан на создание Digital Lab (виртуальной платформы), объединяющей студентов, преподавателей вузов и исследователей в международных проектах, направленных на сохранение и популяризацию культурного наследия», — отметила Вера Ивановна в ходе своего выступления.
На конференции также выступила декан факультета международных отношений СПбГУ Ирина Новикова. Она рассказала о том, как проходил образовательный процесс в период дистанционного обучения.
В рамках первой сессии «Первая сессия Университет в поисках парадигмы цифрового образования» доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики, ФМОиЗР ИАИ Ирина Баскакова представила на конференции доклад «Опыт создания онлайн-курсов для размещения на международной образовательной платформе Coursera», который был подготовлен совместно с первым проректором - проректором по научной работе РГГУ Ольгой Павленко.
Курс реализуется при финансовой и технической поддержке Российско-австрийского форума общественности «Сочинский диалог» и МГИМО (У) МИД РФ.
В рамках доклада Ирина Баскакова рассказала о курсе «История Австрии и российско-австрийских отношений». Он будет доступен с мая 2021 год.
«Проект направлен на формирование у слушателей системного видения истории Австрии и двусторонних отношений. Планируется рассмотреть внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на отношения двух государств в разные исторические периоды», — прозвучало в докладе.
Обучение проводится с использованием различных форматов: видео-лекции с презентацией, статьи, копии документов и др., и также тестовые и аналитические задания для самопроверки. Общее время на освоение одной темы – около 60 минут.
Также были представлены доклады, посвященные новым возможностям и перспективам государственных архивов, образовательным программам в цифровом контексте и цифровизации.
В ходе второй сессии «Практики цифровой педагогики» прозвучали доклады о том, как информационно-коммуникационные технологий применяются в образовательных программах магистрантов-международников.
16 декабря 2024 г. в РГГУ состоялась пятнадцатая сессия международного научного семинара «Современные проблемы компаративистики»: «Пушкин-интерпретатор — интерпретаторы Пушкина: компаративные сюжеты из истории мировой литературы».
Подводим итоги работы Платоновского исследовательского научного центра РГГУ за первый семестр 2024/2025 учебного года. ПИНЦ регулярно проводит семинарские чтения произведений Платона: в рамках занятий подробно изучаются структура и философский смысл диалогов, а также уделяется особое внимание реалиям и отсылкам в текстах.
В декабре 2024 г. прошёл конкурс «Малые отдельные научные группы», организованный Российским научным фондом (РНФ). В числе победителей — учёные Российского государственного гуманитарного университета.
О месте и роли проекта РГГУ «Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: языки и культуры» в общей концепции языковой политики Российской Федерации, взявшей курс на сохранение языкового многообразия.
7 декабря 2024 г. в РГГУ прошла межвузовская научная конференция «Проблемы поэтики. Читатель и адресат», посвящённая памяти Сергея Петровича Лавлинского (1960–2023). Организатором мероприятия выступила кафедра теоретической и исторической поэтики Института филологии и истории РГГУ.
27-29 ноября 2024 г. в «Сириусе» прошёл IV Конгресс молодых учёных, в котором приняли активное участие студенты и преподаватели Российского государственного гуманитарного университета.
Вышел в свет новый номер научного журнала «Фольклор: структура, типология, семиотика», в котором публикуются статьи, посвященные изучению устных текстов и ритуальных практик, архаического мифа и его модификаций в новейшее время.
Вышел в свет новый номер научного журнала «Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование», целью которого является представление междисциплинарных исследований по актуальным проблемам теории, методологии и практики психологической науки, педагогики и образования.
Вышел в свет новый номер научного журнала «История и архивы», в котором опубликованы научные исследования, основанные на анализе источников отечественной и зарубежной истории.
27 ноября 2024 г. в рамках IV Конгресса молодых учёных прошла сессия «Наука в переходный период: выбор пути», организованная усилиями Центра истории российской науки и научно-технологического развития РГГУ.