Учение о мире падших духов обладает собственной системой упорядоченных знаков, которые прослеживаются в устной традиции, книжности и иконографии, массовой культуре и постфольклоре.
Актуальные исследования на эту тему были представлены на VI Международной конференции «Демонология как семиотическая система», которая стартовала 19 мая в режиме онлайн.
«Демонологические представления являются важнейшей частью актуальной мифологии в народных традициях – практически повсеместно и вплоть до нашего времени. Значительное место они занимают в пространстве европейской культуры разных эпох на всех ее уровнях – богословской мысли, церковно-учительной практики, "народного христианства"», - отмечает один из организаторов конференции, директор Центра типологии и семиотики фольклора Ольга Христофорова.
Работа конференции открылась докладом другого её организатора, директора Центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени Дмитрия Антонова о визуальных моделях идолоборчества в русской иконографии.
«Это тема противостояния статуям ложных богов, борьбе христиан с языческими культами, святилищами и капищами, идолами, истуканами, - пояснил докладчик. – Я хочу сфокусироваться на одном любопытном моменте – русских изображениях Авраамия Ростовского, основателя Богоявленского монастыря, и некоторых особенностях, связанных с его иконографией. По житию, он победил идола Велеса. На сохранившейся иконе XVIII века сцена идолоборчества решена фантастическим образом. На ней Авраамий свергает идола посохом, и самые странные детали не сразу бросаются в глаза. Это прическа идола: у него длинные, ниспадающие на плечи волосы, борода и усы, на голове корона, указывающая на царственный статус. Он смотрит анфас на зрителя и его тип прически аналогичен прическе Христа. Руки его разведены в стороны. А на конце посоха Авраамия оказывается наконечник копья. И бьет он в ребро. И из рассеченного ребра идола течет кровь. Вся эта микрокомпозиция оказывается неявной репликой сцены распятия Христа.
Идолы претендовали на святость, поэтому визуально уподобить ложного бога богу истинному в рамках христианской культуры вполне допустимо. Но для русской иконографии это нонсенс! Это делает саму икону совершенно уникальной и в очередной раз показывает, сколь важен детальный анализ иконографии, сколь при внешней стабильности форм русская иконография вариативна на знаковом уровне, на уровне смысла».
Прочие доклады были не менее любопытными, их названия говорят сами за себя: например, «Святые Никиты и их бесы», «Споры о “еврейском носе”: физиогномика демонов и грешников в Средние века», «Гравюра Даниэля Хопфера Gib Frid и история иконографического мотива старухи-победительницы демонов», «Дьявол и его субституты в пространстве храма», «Антропология бесноватости и существование феномена отчиток в региональном аспекте современного общества», «Пророческие мотивы в старообрядческом лубке о “компьютерном концлагере” в сети всемирной паутины», «Визуальная демонология» современного спиритизма (изображения черта и его вербальные описания участниками гаданий), «Визуализация образа домового духа в современных домашних “оберегах”», «О демонах старых и новых: случай Надежды Павловны Кохановой», «Мотив сделки с демоном в американских комиксах», «Визуальная демонология: обзор изданий 2018–2020 годов».
Во второй день конференции, 20 мая, будут рассмотрены следственные эксперименты охотников на ведьм, образ дьявола в раннем английском романе, взаимоотношения человека и демона в контексте некромантии и колдовства, изображения ада у Иеронима Босха, возможности дьявольских сил в период Позднего Средневековья согласно гримуару «Малый Ключ Соломона», деградация фольклорного мотива «Муж/жених как демон с того света», римский миф о стриксах и этрусские демоны подземного мира, кони в средневековой магии западных славян, демонизация лягушки, образы демонов в персидской Рамаяне, народное колдовство и целительство пенсильванских немцев в XX веке, обережные практики горских евреев: по материалам экспедиций 2018–2019 годов, рассказы о диббуке или вселении злого духа в еврейских восточноевропейских письменных источниках XIX веке. Особый интерес обещает вызвать доклад под названием «Черт в замкадье, или как демон побеждает врача».
Третий день окажется не менее захватывающим. Докладчики сосредоточатся на специфике мифических персонажей коми-пермяцких, марийских, монгольских, алтайских народов. На закрытие конференции будет обсуждаться отдельная тема - Святой Макарий и бес в тыквах.
Организаторы: Центр типологии и семиотики фольклора, Центр визуальных исследований Средневековья и Нового времени.
16 декабря 2024 г. в РГГУ состоялась пятнадцатая сессия международного научного семинара «Современные проблемы компаративистики»: «Пушкин-интерпретатор — интерпретаторы Пушкина: компаративные сюжеты из истории мировой литературы».
Подводим итоги работы Платоновского исследовательского научного центра РГГУ за первый семестр 2024/2025 учебного года. ПИНЦ регулярно проводит семинарские чтения произведений Платона: в рамках занятий подробно изучаются структура и философский смысл диалогов, а также уделяется особое внимание реалиям и отсылкам в текстах.
В декабре 2024 г. прошёл конкурс «Малые отдельные научные группы», организованный Российским научным фондом (РНФ). В числе победителей — учёные Российского государственного гуманитарного университета.
О месте и роли проекта РГГУ «Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: языки и культуры» в общей концепции языковой политики Российской Федерации, взявшей курс на сохранение языкового многообразия.
7 декабря 2024 г. в РГГУ прошла межвузовская научная конференция «Проблемы поэтики. Читатель и адресат», посвящённая памяти Сергея Петровича Лавлинского (1960–2023). Организатором мероприятия выступила кафедра теоретической и исторической поэтики Института филологии и истории РГГУ.
27-29 ноября 2024 г. в «Сириусе» прошёл IV Конгресс молодых учёных, в котором приняли активное участие студенты и преподаватели Российского государственного гуманитарного университета.
Вышел в свет новый номер научного журнала «Фольклор: структура, типология, семиотика», в котором публикуются статьи, посвященные изучению устных текстов и ритуальных практик, архаического мифа и его модификаций в новейшее время.
Вышел в свет новый номер научного журнала «Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование», целью которого является представление междисциплинарных исследований по актуальным проблемам теории, методологии и практики психологической науки, педагогики и образования.
Вышел в свет новый номер научного журнала «История и архивы», в котором опубликованы научные исследования, основанные на анализе источников отечественной и зарубежной истории.
27 ноября 2024 г. в рамках IV Конгресса молодых учёных прошла сессия «Наука в переходный период: выбор пути», организованная усилиями Центра истории российской науки и научно-технологического развития РГГУ.