23.05.2023
Встреча СНО "Религиоведение"
22 мая с 19:00 до 22:00 прошло III заседание студенческого научного общества "Религиоведение" в текущем учебном семестре
22 мая с 19:00 до 22:00 проходило III заседание студенческого научного общества "Религиоведение" в текущем учебном семестре.
На заседании были заслушаны следующие доклады.
Павел Филатов (3 курс бакалавриат).
"Материализм, Метафизика, Мистика и их "борьба" в произведениях Аркадия и Бориса Стругацких"
Аннотация: Аркадий и Борис Стругацкие - писатели весьма специфичные как для жанра научной фантастики в целом, так и особенно среди советских фантастов. Дело в том, что вместо стандартного выстраивания сюжета вокруг лишь научно-технического прогресса, эти авторы сталкивают своих героев - людей с советским, материалистским, мышлением - с мирами, полными необъяснимых сверхъестественных явлений и законов. Более того, порой Стругацкие разрушают и эти законы, вводя в историю нечто, которое можно определить как мистику.
В докладе на примере нескольких произведений Стругацких будут проанализированы эти три - материализм, мистика и метафизика - категории, а также "борьба", которая между ними порой возникает.
Глеб Оранжереев (1 курс, магистратура).
"Воображаемые утопии и конструирование традиции: случай Хаким Бея"
Аннотация: Любой религиозный мыслитель, желая распространить свои взгляды, неизбежно сталкивается с проблемой убеждения своей аудитории, для чего может использовать разные дискурсивные стратегии. Одной из подобных стратегий является конструирование традиции, частный случай которой и будет рассмотрен на примере современного религиозного автора Питера Уилсона (Хаким Бея) (1945-2022) с помощью концепции “воображаемых утопий” Олафа Хаммера. На примере “воображаемых утопий”, с которыми работает мыслитель, будет продемонстрировано своеобразие его эпистемологии религии и рассмотрены вопросы конструирования традиции и религиозной инновации.
Антон Лосев (1 курс, магистратура)
"Русский неосуфизм на примере школы "Восходящий поток".
Аннотация: Доклад посвящен исследованию русского неосуфийского братства "Восходящий поток". В качестве введения мы кратко рассмотрим историю неосуфизма как такового, исследуем почему термин «неосуфизм» считается проблемным. Затем, перейдем к России и покажем, какими бывают неосуфийские организации на территории РФ в целом, и подробно остановимся на главной теме: братство «Восходящий поток». Будет рассмотрена история создания братства, его учение и практики. В заключении делается вывод о том, что школа "Восходящий поток" является вполне типичным примером неосуфийской организации, действующей в русле западного эзотеризма.
Глеб Рудаков (3 курс, бакалавриат)
"Учение о человеке Г.И. Гурджиева"
Аннотация: Существует стереотип, согласно которому учение Георгия Гурджиева, известное как «Четвертый путь», направлено на развитие высших состояний сознания и сверхспособностей, что свойственно представителям направления нью-эйдж. Однако в реальности этот стереотип ложен - Гурджиев фокусировался не на обретении «высших состояний», а на возврат к изначальной норме, вне которой «человек не является человеком». Учение Гурджиева о самонаблюдении, самовоспоминании и трансформации страдания, благодаря которым человек «просыпается» и возвращается к норме, восходит к восточно-христианским аскетическим практикам. Британский исследователь Робин Эмис и мыслитель российской эмиграции Борис Муравьев считали, что эти идеи восходят к выдающемуся русскому духовному писателю девятнадцатого века Феофану Затворнику. В своем докладе я бы хотел рассказать об этой теории и рассмотреть возможные корреляции учения Гурджиева и православных духовных практик.
Текст: В.С. Раздъяконов
Фото: Центр изучения религий