1 июня 2024 года спецсеминар «Визуальное в литературе» и кафедра теоретической и исторической поэтики Института филологии и истории РГГУ провели межвузовский студенческий научный круглый стол, посвященный поэтике цвета в литературе и культуре.
Цвет– значимое проявление визуального в литературе. Цвет– это и «визуализированное ощущение», и «культурная конструкция», и «язык». Что такое символика и семантика цвета? Как формируются значения отдельных цветов? Какие возможности для прочтения и интерпретации дает нам цвет? Для чего нужны – и нужны ли– в тексте «синие занавески»?
Примерно такому кругу вопрос был посвящен студенческий научный круглый стол«“Мир разноцветный виден из окна”: цвет в структуре художественного произведения», проходивший в первый день лета.
В каждом из докладов был рассмотрен один или два цвета и их репрезентация в конкретном художественном тексте. Это позволило более четко описать методологию работы с поэтикой цвета в литературном произведении и рассмотреть его (и цвет, и произведение) во всех деталях. А благодаря небольшому числу докладов, каждый из них сопровождался многочисленными вопросами и интенсивными дискуссиями.
Таким образом, были выделены, сформулированы и опробованы методы филологического анализа цветовой палитры литературного произведения, а также отмечены общие и различные черты в функционировании черного, синего, голубого, красного, зеленого, желтого и белого цветов в литературных текстах различной родовой природы и относящиеся к разному времени и разным национальным культурам.
Фотографии: https://vk.com/album-53792463_305432617
Видео: https://www.youtube.com/playlist?list=PL9ul1sbQRa-y2SVcZQdDnVOBnThWWUSqy
Аудио: https://vk.com/music/playlist/-53792463_83772761_a4243c9f08dc4bb3c8
Мероприятие было организовано в рамках работы по научному проекту РГГУ «Категория интермедиальности: литература и визуальные искусства» (конкурс «Студенческие проектные научные коллективы РГГУ»).
Текст: В.Я. Малкина
Фото: В.Я. Малкина