РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Все новости


В РГГУ состоялась V Международная научно-практическая конференция «Язык в образовательном пространстве неязыкового гуманитарного вуза: теория и практика»
24.04.2024

В РГГУ состоялась V Международная научно-практическая конференция «Язык в образовательном пространстве неязыкового гуманитарного вуза: теория и практика»

24 апреля 2024 года кафедрой иностранных языков ФМОПиЗР ИАИ РГГУ в смешанном формате была проведена V Международная научно-практическая конференция «Язык в образовательном пространстве неязыкового гуманитарного вуза: теория и практика».


В работе конференции приняли участие преподаватели кафедры иностранных языков ФМОПиЗР ИАИ РГГУ, зарубежные гости из Узбекистана, Армении, Германии, Швейцарии.

Доклады участников конференции были посвящены актуальным проблемам образования, методике преподавания иностранного языка, коммуникативным аспектам, вопросам, связанным с лингвистикой, текстологией, лингвокультурологией.


Была особо подчеркнута воспитательная составляющая процесса обучения иностранному языку. По этой причине большой интерес вызвали работы, посвященные проблемам смысловой коммуникации, понимаемой как некая интенция – актуальное намерение педагога (преподавателя, учителя) вступить в коммуникацию с учеником (студентом). Было отмечено, что спорным является мнение, согласно которому заранее структурированная (как внешне, так и содержательно) учебная коммуникация накладывает некие императивные скрепы на участвующих в ней субъектов и детерминирует (и, следовательно, облегчает) их поведение и взаимоотношения. На самом деле, барьеры учебной коммуникации преодолеваются труднее, чем в любой другой ее форме в связи с асимметрией как любой коммуникации вообще, так и в особенной (усиленной) асимметрии учебной коммуникации в частности.

Выступления участников конференции, затронувших вопросы вторичных текстов, показали, что эта проблема тесно связана с так называемой «повторительностью». Вторичный текст, осуществляя даже маргинальные поправки в тексте «оригинала», тем самым демонстрирует «некий внутренний маршрут культуры, изменившуюся самоидентификацию персонажа и аудитории». Именно поэтому осуществляемый в языке в ходе аннотирования или реферирования иноязычного дискурса процесс «переделки» одного текста в другой можно рассматривать «как вечно продолжающийся поиск истины, которая всегда выскальзывает из рук».


В исследованиях по «пространству текста» было установлено, что, несмотря на предлагаемые разными современными авторами новые обозначения текстовых измерений («надтекст», «предтекст»), эти терминологические образования представляют собой ни что иное как определения текстовой структуры, данные еще в 60х-70х годах прошлого столетия профессором И.Р.Гальпериным для обозначения разных типов дискурсной информации – «содержательно-фактуальной», «содержательно-подтекстовой» и «содержательно-концептуальной».

В трудах, связанных с рассмотрением вопросов цифровизации образования, отмечались не только положительные стороны, но и высказывалось некоторое беспокойство чрезмерным увлечением цифровыми технологиями. Было подчеркнуто, что, по мнению ряда ученых, признание цифровых технологий в качестве «эталона» будущей системы образования содержит опасность «расчеловечивания человека». Цифровые технологии в процессе преподавания иностранного языка следует рассматривать лишь как один из инструментов совершенствования качества образования и обогащения «естественного интеллекта» обучаемого.

В ряде докладов было указано на особый характер иностранного языка как «языка направления подготовки» в вузе неязыкового профиля. Целью обучения иностранному языку в этих условиях должно стать достижение студентами определенного уровня владения иностранным языком как средством формирования и формулирования мыслей в социально обусловленных и профессионально ориентированных сферах общения.

В ходе работы секций выступавшие обращались к проблемам перевода, литературоведения, межкультурной коммуникации. Не остались без внимания и вопросы создания учебников, учебных пособий и методических рекомендаций для студентов.

Широкий обмен коллегами знаниями и опытом предоставил возможность учиться друг у друга, благоприятствовал возникновению новых идей и подходов к решению задач, стоящих перед преподавателями иностранного языка. Это будет способствовать не только росту профессионализма самих участников, но и, что самое важное, представленные исследования найдут свое практическое применение в студенческой аудитории.

 

Текст: Людмила Халилова, к.филолог.н, профессор, зав.кафедрой ИЯ ФМОПиЗР ИАИ
Фото: Людмила Халилова, к.филолог.н, профессор, зав.кафедрой ИЯ ФМОПиЗР ИАИ

Поделиться новостью в Телеграм!
Институт международных отношений и политических наук
читайте также
09 апреля 2025
В РГГУ обсудили роль СССР и Индии во Второй мировой войне

3 апреля 2025 г. в РГГУ в рамках Гуманитарных чтений — 2025 прошло заседание международного круглого стола «Регионально-этнические общности Индии». Мероприятие было посвящено обсуждению роли советской и индийской армий в борьбе с нацизмом во Второй мировой войне.

09 апреля 2025
Преподаватель РГГУ принял участие в ряде мероприятий по линии Ассоциации российских дипломатов

Доцент Института международных отношений и политических наук, член Совета Ассоциации российских дипломатов (АРД), Почётный работник МИД России Б.И. Медведев принял участие в ряде мероприятий в рамках образовательной программы АРД Детское общественное движение «Дипломаты Будущего».

05 апреля 2025
Преподаватели ИМОиПН РГГУ провели очередное профориентационное мероприятие

31 марта 2025 г. в РГГУ состоялась встреча преподавателей кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики факультета международных отношений и кафедры иностранных языков Института международных отношений и политических наук РГГУ с учащимися 9–11-х классов ГБОУ «Школа № 1593» г. Москвы.

05 апреля 2025
В РГГУ прошла очередная встреча Дискуссионного клуба по американистике

4 апреля 2025 г. в онлайн-формате прошла очередная встреча Дискуссионного клуба по американистике факультета международных отношений Института международных отношений и политических наук.

04 апреля 2025
День политолога в РГГУ

29 марта 2025 г. в Российском государственном гуманитарном университете впервые прошёл День политолога, организованный факультетом политологии Института международных отношений и политических наук.

02 апреля 2025
В РГГУ состоялся круглый стол «От терроризма к кибертерроризму: новые вызовы и угрозы международной безопасности»

В соответствии с планом научной работы РГГУ и в рамках XVIII Гуманитарных чтений «Гуманитарий будущего» 1 апреля 2025 г. на факультете международных отношений Института международных отношений и политических наук РГГУ был проведен студенческий круглый стол на тему «От терроризма к кибертерроризму: новые вызовы и угрозы международной безопасности».

01 апреля 2025
В РГГУ обсудили европейский мультикультурализм

26 марта 2025 г. в РГГУ прошло заседание научного круглого стола «Драма мультикультурализма: в поисках выхода», посвящённое современным вопросам миграции и мультикультурализма в странах Западной и Центральной Европы.

28 марта 2025
В РГГУ состоялась VI Международная научно-практическая конференция «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации: инновации, проблемы и перспективы»

26 марта 2025 года кафедрой иностранных языков Института международных отношений и политических наук РГГУ в смешанном формате была проведена VI Международная научно-практическая конференция «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации: инновации, проблемы и перспективы».

28 марта 2025
В РГГУ состоялся круглый стол «Информационная война в контексте международной информационной безопасности: как искусственный интеллект создает новую реальность»

27 марта 2025 года в соответствии с планом научной работы РГГУ и в рамках XVIII Гуманитарных чтений «Гуманитарий будущего» на факультете международных отношений Института международных отношений и политических наук РГГУ был проведен круглый стол для студентов 1-го, 2-го и 3-го курсов на тему «Информационная война в контексте международной информационной безопасности: как искусственный интеллект создает новую реальность». 

27 марта 2025
Преподаватели Института международных отношений и политических наук провели профориентационное мероприятие

26 марта состоялась встреча преподавателей кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики факультета международных отношений и зарубежного регионоведения с учащимися 10-11 классов Школы № 1568 им. Пабло Неруды с углубленным изучением испанского языка.