18 декабря 2024 года кафедра иностранных языков Факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения ИАИ РГГУ совместно с Методическим Советом кафедр иностранных языков РГГУ провела V международную научно-практическую конференцию «Современная парадигма преподавания иностранных языков в неязыковом ВУЗе».
В работе конференции приняли участие преподаватели кафедры иностранных языков ФМОПиЗР ИАИ РГГУ, других кафедр нашего университета, почетные гости из ближнего и дальнего зарубежья.
Работа конференции проходила в четырех секциях. Доклады и презентации участников конференции были посвящены вопросам, связанным с проблемами методики преподавания иностранного языка, лингвистики, текстологии, лингвокультурологии.
Особое внимание участники конференции обратили на проблему формирования ключевых профессиональных компетенций, получивших название «4К современного мира». Это – критическое мышление, креативность, кооперация (командная работа), коммуникация. Опираясь на современные теоретические исследования, подробному анализу была подвергнута учебная коммуникация (УК), определяемая ФГОС как важный образовательный результат, направленный на достижение студентом профессиональных коммуникативных умений.
Другой важной темой, заинтересовавшей многих присутствующих, была проблема развития ценностно-смыслового компонента педагогического процесса посредством научно-исследовательской деятельности студентов. Социально-организационная роль учебной научной коммуникации состоит в том, что в процессе профессионального общения происходит социализация студента-ученого, то есть становление субъекта познавательной деятельности, которая заключается в усвоении им как специальной информации, так и системы норм, традиций, парадигмы теоретико-мировоззренческого знания.
На необходимости формирования исследовательской компетенции студентов вуза делался акцент во многих докладах. При этом отмечалось, что в процессе овладения этой компетенцией происходит открытие нового знания, овладение такими составляющими как исследовательские умения, а исследовательские позиции стимулирует студентов к более глубокому освоению иноязычного материала, формированию самостоятельности и ответственности за свою учебную и научную деятельность.
Большой интерес участников конференции вызвали работы, связанные с исследованием учебного текста. Оказалось, что для описания переходных состояний дискурса возникает возможность использования понятия «лиминальности» (англ. “liminality”). Последняя исключительно ярко проявляется в риторическом дискурсе предвыборного периода, когда акторы, используя технику «лиминального мышления», могут не просто переосмысливать, но и даже радикально менять «дискурсивные практики» – в угоду электората, для достижения поставленной цели.
В ряде докладов рассматривались вопросы обучения студентов профессиональной лексике. При этом были отмечены сложности, связанные с полисемией иноязычного вокабуляра, более развитой синонимией, наличием обширного набора безэквивалентной лексики. В профессионально направленном обучении большим подспорьем может стать визуализация. Концепция визуализации в обучении иностранному языку предполагает точную интерпретацию и передачу смысла на изучаемом языке. В контексте профессионально ориентированного обучения визуализация играет ключевую роль в подготовке студентов к эффективной коммуникации, включая не только перевод слов и фраз, но и понимание и передачу культурных нюансов и особенностей профессиональной среды.
Научные идеи участников конференции способствовали широкому обмену мнениями, знаниями и опытом.
Методики преподавания иностранного языка как проводника профессиональных знаний, о чем говорилось в секционных докладах, будут использованы в студенческой аудитории.
Текст: Людмила Халилова, к.филол.н., зав.кафедрой ИЯ
Фото: Людмила Халилова, к.филол.н., зав.кафедрой ИЯ
3 апреля 2025 г. в РГГУ в рамках Гуманитарных чтений — 2025 прошло заседание международного круглого стола «Регионально-этнические общности Индии». Мероприятие было посвящено обсуждению роли советской и индийской армий в борьбе с нацизмом во Второй мировой войне.
Доцент Института международных отношений и политических наук, член Совета Ассоциации российских дипломатов (АРД), Почётный работник МИД России Б.И. Медведев принял участие в ряде мероприятий в рамках образовательной программы АРД Детское общественное движение «Дипломаты Будущего».
31 марта 2025 г. в РГГУ состоялась встреча преподавателей кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики факультета международных отношений и кафедры иностранных языков Института международных отношений и политических наук РГГУ с учащимися 9–11-х классов ГБОУ «Школа № 1593» г. Москвы.
4 апреля 2025 г. в онлайн-формате прошла очередная встреча Дискуссионного клуба по американистике факультета международных отношений Института международных отношений и политических наук.
29 марта 2025 г. в Российском государственном гуманитарном университете впервые прошёл День политолога, организованный факультетом политологии Института международных отношений и политических наук.
В соответствии с планом научной работы РГГУ и в рамках XVIII Гуманитарных чтений «Гуманитарий будущего» 1 апреля 2025 г. на факультете международных отношений Института международных отношений и политических наук РГГУ был проведен студенческий круглый стол на тему «От терроризма к кибертерроризму: новые вызовы и угрозы международной безопасности».
26 марта 2025 г. в РГГУ прошло заседание научного круглого стола «Драма мультикультурализма: в поисках выхода», посвящённое современным вопросам миграции и мультикультурализма в странах Западной и Центральной Европы.
26 марта 2025 года кафедрой иностранных языков Института международных отношений и политических наук РГГУ в смешанном формате была проведена VI Международная научно-практическая конференция «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации: инновации, проблемы и перспективы».
27 марта 2025 года в соответствии с планом научной работы РГГУ и в рамках XVIII Гуманитарных чтений «Гуманитарий будущего» на факультете международных отношений Института международных отношений и политических наук РГГУ был проведен круглый стол для студентов 1-го, 2-го и 3-го курсов на тему «Информационная война в контексте международной информационной безопасности: как искусственный интеллект создает новую реальность».
26 марта состоялась встреча преподавателей кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики факультета международных отношений и зарубежного регионоведения с учащимися 10-11 классов Школы № 1568 им. Пабло Неруды с углубленным изучением испанского языка.