20 марта 2024 года кафедрой иностранных языков ФМОПиЗР ИАИ РГГУ в смешанном формате была проведена международная научно-практическая конференция «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации: инновации, проблемы и перспективы».
В работе конференции приняли участие преподаватели кафедры иностранных языков ФМОПиЗР ИАИ РГГУ, зарубежные гости из Узбекистана, Армении, Германии, Швейцарии.
Участники конференции обсудили проблемы методики преподавания иностранного языка как языка направления подготовки студентов высших учебных заведений, рассказали о результатах своих научных изысканий в области лингвистики, лингвокультурологии, цифровизации обучения, межкультурной коммуникации.
Многие исследования были посвящены видам речевой деятельности, отношение к которым изменилось в связи с приходом «эры интернета». Особое место на конференции было отведено обсуждению проблемы чтения. Было высказано предостережение об упрощенном толковании самого понятия «чтение», когда дело касается «интернет-чтения» и когда все необходимые условия осмысленного чтения не соблюдаются в процессе чтения он-лайн. Электронное чтение, в отличие от чтения печатного текста, изменяет сам характер данного вида речевой деятельности и приводит к переработке прочитанного в сторону поверхностного восприятия информации, скачкообразного «выхватывания» ее из интернет-потока и помещения в кратковременной памяти. Это делает невозможным «перевод» информации в память долговременную и трансформацию ее в знание.
В других докладах, посвященных цифровизации обучения, говорилось о том, что эпоха компьютеризации и «интернет-возможностей» сделала потенциально доступным превращение практически любого текста в гипертекст. Существует большое количество различных определений гипертекста: общее у них состоит в том, что гипертекст является набором дискурсов, который можно превратить в систему, иерархию текстов, одновременно составляющих единство и множество текстов. В практике преподавания иностранного языка работа в гипертекстовом коммуникативном пространстве дает возможность строить индивидуальные траектории обучения в зависимости от интересов студентов, сделать процесс обучения более результативным. Задачей преподавателя является подобрать такой мультимедийный материал, который станет привлекательным не только с информативной, но и с языковой точки зрения, что будет способствовать развитию речевых навыков и умений.
Использование современных технологий в учебном процессе не могло не вызвать обсуждения проблемы использования искусственного интеллекта, в частности, передовой технологии ChatGPT. Это – текстовый чат-бот, реагирующий на естественную речь и генерирующий ответы в режиме реального времени. К ChatGPT можно прибегнуть для решения самых разных задач, в том числе – для изучения иностранного языка. Он может служить цифровым помощником, чтобы создавать учебные материалы, отвечать на вопросы или даже корректировать тексты. Однако при использовании ChatGPT в аудитории крайне важно, чтобы учащиеся осознавали, что ChatGPT – всего лишь модель искусственного интеллекта, и ее ответы не всегда безупречны или гуманны. Студенты должны понимать, что ChatGPT может служить только вспомогательным средством, а не заменой человеческого взаимодействия и обучения реальным видам речевой деятельности.
Научные идеи, представленные участниками в ходе работы конференции, способствовали широкому обмену коллегами знаниями и опытом. Были обозначены концептуальные границы дальнейших исследований.
Многие методики преподавания иностранного языка как проводника профессиональных знаний, о которых говорилось в секционных докладах, уже нашли свое практическое применение в студенческой аудитории.
Текст: Людмила Халилова, к.филолог.н, профессор, зав.кафедрой ИЯ ФМОПиЗР ИАИ
Фото: Людмила Халилова, к.филолог.н, профессор, зав.кафедрой ИЯ ФМОПиЗР ИАИ
3 апреля 2025 г. в РГГУ в рамках Гуманитарных чтений — 2025 прошло заседание международного круглого стола «Регионально-этнические общности Индии». Мероприятие было посвящено обсуждению роли советской и индийской армий в борьбе с нацизмом во Второй мировой войне.
Доцент Института международных отношений и политических наук, член Совета Ассоциации российских дипломатов (АРД), Почётный работник МИД России Б.И. Медведев принял участие в ряде мероприятий в рамках образовательной программы АРД Детское общественное движение «Дипломаты Будущего».
31 марта 2025 г. в РГГУ состоялась встреча преподавателей кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики факультета международных отношений и кафедры иностранных языков Института международных отношений и политических наук РГГУ с учащимися 9–11-х классов ГБОУ «Школа № 1593» г. Москвы.
4 апреля 2025 г. в онлайн-формате прошла очередная встреча Дискуссионного клуба по американистике факультета международных отношений Института международных отношений и политических наук.
29 марта 2025 г. в Российском государственном гуманитарном университете впервые прошёл День политолога, организованный факультетом политологии Института международных отношений и политических наук.
В соответствии с планом научной работы РГГУ и в рамках XVIII Гуманитарных чтений «Гуманитарий будущего» 1 апреля 2025 г. на факультете международных отношений Института международных отношений и политических наук РГГУ был проведен студенческий круглый стол на тему «От терроризма к кибертерроризму: новые вызовы и угрозы международной безопасности».
26 марта 2025 г. в РГГУ прошло заседание научного круглого стола «Драма мультикультурализма: в поисках выхода», посвящённое современным вопросам миграции и мультикультурализма в странах Западной и Центральной Европы.
26 марта 2025 года кафедрой иностранных языков Института международных отношений и политических наук РГГУ в смешанном формате была проведена VI Международная научно-практическая конференция «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации: инновации, проблемы и перспективы».
27 марта 2025 года в соответствии с планом научной работы РГГУ и в рамках XVIII Гуманитарных чтений «Гуманитарий будущего» на факультете международных отношений Института международных отношений и политических наук РГГУ был проведен круглый стол для студентов 1-го, 2-го и 3-го курсов на тему «Информационная война в контексте международной информационной безопасности: как искусственный интеллект создает новую реальность».
26 марта состоялась встреча преподавателей кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики факультета международных отношений и зарубежного регионоведения с учащимися 10-11 классов Школы № 1568 им. Пабло Неруды с углубленным изучением испанского языка.