30 ноября 2022 года кафедрой иностранных языков ФМОПиЗР ИАИ РГГУ в дистанционном режиме была проведена III международная научно-практическая конференция «Современная парадигма преподавания иностранных языков в неязыковом вузе».
В работе конференции приняли участие преподаватели кафедры иностранных языков ФМОПиЗР ИАИ РГГУ, кафедры международной безопасности ФМОПиЗР ИАИ РГГУ, кафедры иностранных языков РГГУ, Московского государственного гуманитарно-экономического университета, Московского международного университета, зарубежные исследователи из Германии, Республики Корея, Российско-Армянского (Славянского) университета (Армения), представители Таджикистана, Узбекистана.
Главная цель проведения конференции заключалась в обмене передовым опытом и знаниями в области общего языкознания, методики преподавания иностранных языков, лингвистики, лингвокультурологии, текстологии, терминологии, межкультурной коммуникации, психологии.
Работа конференции проходила по 4 секциям:
1. Иностранный язык. Общие вопросы.
2. LSP – иностранный язык как язык направления подготовки студентов.
3. Коммуникативные и психологические аспекты обучения иностранному языку.
4. Лингвистические и методические аспекты обучения иностранному языку.
Представленные доклады были посвящены актуальным вопросам современной науки. Участники конференции обсудили проблемы, связанные с современной образовательной парадигмой и задачами развития, совершенствования, оптимизации методов обучения профильно-ориентированному иностранному языку, затронули иноязычный коммуникативный дискурс, остановились на сложностях активизации познавательных процессов при овладении иноязычным вербальным материалом, рассмотрели возможности применения интерактивных технологий в преподавания иностранного языка.
Выступавшие подчеркивали, что успех образовательной деятельности в современных условиях во многом зависит от ключевой фигуры образовательного процесса – педагога, и не только от его профессиональной компетентности, но и от его профессионального благополучия. Развивающую, творческую, психологически безопасную образовательную среду способна создать личность, имеющая позитивный опыт преобразования себя и собственной жизни.
Предметом обсуждения на конференции стали и аспекты профессионального «выгорания» преподавателей высшей школы; были предложены меры профилактики, такие как, например, психотехники расслабления и «заземления», использование цвета в практике релаксации, приемы владения голосом и т.п.
В ряде докладов рассматривались проблемы дискурса. Подчеркивалось, что в лингвистике понятие «дискурс» получило развитие в качестве характеристики речевой деятельности в связи с широким распространением динамических моделей языка, а также при изучении языка как средства выражения системы мировоззрения и мировосприятия, идеологий, взглядов и мнений, рассматриваемых в тех или иных социокультурных контекстах. Было отмечено, что любые сформулированные идеальные типы дискурсов или его элементов, могут в конечном итоге иметь совершенно другие функции в конкретном тексте или речи. При этом контекст понимается в самом широком смысле и включает лингвистические, экстралингвистические и прагматические параметры.
Вполне закономерно, что ввиду поступления в РГГУ значительного числа зарубежных студентов, участники конференции остановились на особенностях обучения иностранному языку в полиэтнической группе. Было подчеркнуто, что обучение языку в таких группах должно реализовываться с учетом уровня сформированности когнитивной компетенции, темпа продвижения обучающихся в усвоении материала, а также исходя из национальных, социальных и психологических особенностей, ценностных ориентаций и мотивационной сферы. Необходимо грамотно выстраивать обучение в зависимости от национальной культуры, влияния процессов, связанных как с этническими особенностями учащегося, так и с межкультурным взаимодействием.
Много внимания было уделено интерактивной методике в преподавании иностранного языка. Особый интерес вызвало исследование по применению подкастов в обучении английскому языку в инклюзивной среде. Инклюзивная среда подразумевает создание равного доступа к образованию для всех учащихся с учётом всего спектра образовательных потребностей и персональных возможностей. Студенты с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) во время изучения английского языка сталкиваются с рядом проблем: это более медленное усваивание лексических, грамматических и синтаксических конструкций, а также сложности с практическим применением пройденного материала. В инклюзивной среде необходимо использовать инновационные методы при обучении иностранным языкам. Так, подкасты в обучении английскому языку можно рассматривать как один из важных элементов, способствующих не только снижению психологических трудностей, но и преодолению языкового барьера у студентов с ОВЗ. Более того, подкасты создают благоприятную атмосферу для межкультурного общения, обеспечивают свободный доступ студентов к большому количеству аутентичных файлов для тренировки различных видов речевой деятельности. Немаловажной оказывается и творческая составляющая в подкастах, поощряющая студентов к созданию собственных подкастов, что, в свою очередь, способствует улучшению навыков аудирования.
Все участники конференции проявили живой интерес к рассматриваемым проблемам, высказывали свое мнение, предлагали свои пути решения. В рамках секций развернулись широкие дискуссии по содержанию докладов и презентаций.
Актуальные научные разработки, представленные участниками в ходе работы конференции, уже нашли или найдут свое применение в студенческой аудитории.
3 апреля 2025 г. в РГГУ в рамках Гуманитарных чтений — 2025 прошло заседание международного круглого стола «Регионально-этнические общности Индии». Мероприятие было посвящено обсуждению роли советской и индийской армий в борьбе с нацизмом во Второй мировой войне.
Доцент Института международных отношений и политических наук, член Совета Ассоциации российских дипломатов (АРД), Почётный работник МИД России Б.И. Медведев принял участие в ряде мероприятий в рамках образовательной программы АРД Детское общественное движение «Дипломаты Будущего».
31 марта 2025 г. в РГГУ состоялась встреча преподавателей кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики факультета международных отношений и кафедры иностранных языков Института международных отношений и политических наук РГГУ с учащимися 9–11-х классов ГБОУ «Школа № 1593» г. Москвы.
4 апреля 2025 г. в онлайн-формате прошла очередная встреча Дискуссионного клуба по американистике факультета международных отношений Института международных отношений и политических наук.
29 марта 2025 г. в Российском государственном гуманитарном университете впервые прошёл День политолога, организованный факультетом политологии Института международных отношений и политических наук.
В соответствии с планом научной работы РГГУ и в рамках XVIII Гуманитарных чтений «Гуманитарий будущего» 1 апреля 2025 г. на факультете международных отношений Института международных отношений и политических наук РГГУ был проведен студенческий круглый стол на тему «От терроризма к кибертерроризму: новые вызовы и угрозы международной безопасности».
26 марта 2025 г. в РГГУ прошло заседание научного круглого стола «Драма мультикультурализма: в поисках выхода», посвящённое современным вопросам миграции и мультикультурализма в странах Западной и Центральной Европы.
26 марта 2025 года кафедрой иностранных языков Института международных отношений и политических наук РГГУ в смешанном формате была проведена VI Международная научно-практическая конференция «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации: инновации, проблемы и перспективы».
27 марта 2025 года в соответствии с планом научной работы РГГУ и в рамках XVIII Гуманитарных чтений «Гуманитарий будущего» на факультете международных отношений Института международных отношений и политических наук РГГУ был проведен круглый стол для студентов 1-го, 2-го и 3-го курсов на тему «Информационная война в контексте международной информационной безопасности: как искусственный интеллект создает новую реальность».
26 марта состоялась встреча преподавателей кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики факультета международных отношений и зарубежного регионоведения с учащимися 10-11 классов Школы № 1568 им. Пабло Неруды с углубленным изучением испанского языка.