26 октября 2022 года кафедрой иностранных языков ФМОПиЗР ИАИ РГГУ в дистанционном режиме была проведена международная научно-практическая конференция «Иностранный язык: интеграция науки и образования в академическом взаимодействии»
В работе конференции приняли участие преподаватели кафедры иностранных языков ФМОПиЗР ИАИ РГГУ, кафедры иностранных языков РГГУ, зарубежные гости из Республики Корея, Российско-Армянского (Славянского) университета (Армения), представители Узбекистана, Таджикистана.
Ведущие преподаватели, исследователи разных направлений гуманитарного знания, рассказали о результатах своих научных изысканий. В докладах был представлен широкий спектр работ в области методики преподавания иностранных языков, межкультурной коммуникации, лингвистики, текстологии, языкознания, психологии, лингвокультурологии.
Участники конференции обсудили актуальные вопросы, связанные с инновационными проектами и перспективами преподавания иностранного языка (ИЯ), рассмотрели вопросы интеграция науки и образования, остановились на проблемах формирования профессиональной коммуникативной компетенции студентов средствами ИЯ.
Тематика представленных на конференции презентаций и докладов отличалась широтой охвата проблем. Выступавшие подчеркивали, что в целостной системе гуманитарного образования дисциплине «Иностранный язык» принадлежит особая роль, так как этот предмет позволяет активно формировать мировоззренческие ориентиры будущего специалиста.
Большой интерес вызвали работы, связанные с возникновением на рубеже XX-XXI вв. теории нового социокультурного контекста, когда окружающий мир воспринимается как текст, а разные культурные модели сосуществуют внутри текста. Было отмечено, что в настоящее время исследователи все больше склоняются к рассмотрению понятия «текст» в привязке к понятию «пространство» и «гуманитарное пространство». Этот подход коррелирует с отношением к учебному тексту как к единице обучения. Именно в таком понимании дискурса возможен анализ иноязычных источников в трех ипостасях: от исследования фактуальной информации – к подтекстовой, а далее – содержательно-концептуальной. Подобная интерпретации иноязычного материала служит основой для перехода от воспроизведения содержательного контента к производству студентами собственных «смыслов», а, следовательно, к развитию навыков устной речи.
Участники конференции затронули и вопросы цифровизации обучения. С появлением мобильных устройств, высокоскоростного интернета и IT-технологий обучающиеся получили доступ к огромным объемам информации. Это меняет мышление студентов и приводит к неизбежности использования на занятиях ИЯ интерактивных элементов. В педагогической теории и практике возникает необходимость модификации и совершенствования имеющихся педагогических технологий в целях реализации новых форматов обучения. Одним из таких новых форматов является микрообучение, или microlearning, предлагающий процесс получения знаний, умений, навыков небольшими порциями учебной информации с концентрацией на определенной задаче. Цифровизация педагогического процесса требует совершенствования учебно-методической компетенции преподавателя, интеграции современных цифровых технологий, ресурсов, а также переработки и модернизации методического инструментария.
На конференции обсуждались проблемы поддержания устойчивой мотивации в процессе обучения языку направления подготовки студентов, высказывались точки зрения на педагогические условия оптимальной организации научно-исследовательской деятельности обучающихся.
Материалы, представленные участниками в ходе работы конференции, вызвали широкий обмен мнениями по разным аспектам российской и зарубежной методики преподавания иностранного языка, обозначили концептуальные границы дальнейших исследований.
Результаты ряда научных разработок уже внедрены в учебный процесс, а инновации найдут свое применение в студенческой аудитории.
26 февраля в Дипломатической академии МИД России прошла презентация Международной научно-практической конференции «Тарлевские чтения. К новой архитектуре многополярного мира», запланированной на 4 июня 2025 г.
25 февраля кафедрой международной безопасности проведен круглый стол «Военные конфликты в Афганистане (1973-2024): историческая память и уроки», приуроченный к 36 годовщине вывода советских войск из Афганистана.
19 февраля 2025 г. в рамках заседания студенческого научного семинара «Межкультурная коммуникация в историческом контексте» студенты РГГУ обсудили многообразие направлений развития искусства начала XX века в контексте мировой истории.
Опубликована статья Члена Совета Ассоциации российских дипломатов, доктора политических наук, профессора кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Владимира Пряхина «Начало пути?», посвящённая итогам телефонных переговоров президентов России и США.
Доцент ФМО Института международных отношений и политических наук РГГУ, член Совета Ассоциации российских дипломатов, Почётный работник МИД России, Чрезвычайный и Полномочный Посланник Б.И. Медведев получил благодарность Департамента внешних связей Ямало-Ненецкого автономного округа.
В соответствии с календарным планом воспитательной работы РГГУ 13 февраля 2025 г. на факультете международных отношений Института международных отношений и политических наук РГГУ прошло заседание круглого стола для студентов 3-го и 4-го курсов на тему «Разгром немецко-фашистских войск в Сталинградской битве в оценках историков, дипломатов и военных».
12 февраля 2025 года преподаватели кафедры иностранных языков Института международных отношений и политических наук Е.Н. Гурьянова и С.Ж. Умарканова провели круглый стол на английском языке, посвященный Дню дипломатического работника.
10 февраля 2025 г., в День дипломатического работника, профессора факультета международных отношений Института международных отношений и политических наук РГГУ В.Ф. Пряхин и Л.Н. Клепацкий, а также доцент Б.И. Медведев приняли участие в торжественном собрании в Министерстве иностранных дел России.
7 февраля 2025 г. накануне Дня дипломатического работника доцент ФМО Института международных отношений и политических наук РГГУ, член Совета Ассоциации российских дипломатов, Почётный работник МИД России, Чрезвычайный и Полномочный Посланник Борис Медведев принял участие в открытии Клуба юных дипломатов калужского МБОУ «СОШ № 13».
В соответствии с календарным планом воспитательной работы РГГУ и в рамках проекта «100 дат российской идентичности» 3 февраля 2025 г. на факультете международных отношений Института международных отношений и политических наук РГГУ была проведена лекция для студентов 3-го курса на тему «День освобождения Ленинграда от немецко-фашистской блокады».