26 октября 2022 года кафедрой иностранных языков ФМОПиЗР ИАИ РГГУ в дистанционном режиме была проведена международная научно-практическая конференция «Иностранный язык: интеграция науки и образования в академическом взаимодействии»
В работе конференции приняли участие преподаватели кафедры иностранных языков ФМОПиЗР ИАИ РГГУ, кафедры иностранных языков РГГУ, зарубежные гости из Республики Корея, Российско-Армянского (Славянского) университета (Армения), представители Узбекистана, Таджикистана.
Ведущие преподаватели, исследователи разных направлений гуманитарного знания, рассказали о результатах своих научных изысканий. В докладах был представлен широкий спектр работ в области методики преподавания иностранных языков, межкультурной коммуникации, лингвистики, текстологии, языкознания, психологии, лингвокультурологии.
Участники конференции обсудили актуальные вопросы, связанные с инновационными проектами и перспективами преподавания иностранного языка (ИЯ), рассмотрели вопросы интеграция науки и образования, остановились на проблемах формирования профессиональной коммуникативной компетенции студентов средствами ИЯ.
Тематика представленных на конференции презентаций и докладов отличалась широтой охвата проблем. Выступавшие подчеркивали, что в целостной системе гуманитарного образования дисциплине «Иностранный язык» принадлежит особая роль, так как этот предмет позволяет активно формировать мировоззренческие ориентиры будущего специалиста.
Большой интерес вызвали работы, связанные с возникновением на рубеже XX-XXI вв. теории нового социокультурного контекста, когда окружающий мир воспринимается как текст, а разные культурные модели сосуществуют внутри текста. Было отмечено, что в настоящее время исследователи все больше склоняются к рассмотрению понятия «текст» в привязке к понятию «пространство» и «гуманитарное пространство». Этот подход коррелирует с отношением к учебному тексту как к единице обучения. Именно в таком понимании дискурса возможен анализ иноязычных источников в трех ипостасях: от исследования фактуальной информации – к подтекстовой, а далее – содержательно-концептуальной. Подобная интерпретации иноязычного материала служит основой для перехода от воспроизведения содержательного контента к производству студентами собственных «смыслов», а, следовательно, к развитию навыков устной речи.
Участники конференции затронули и вопросы цифровизации обучения. С появлением мобильных устройств, высокоскоростного интернета и IT-технологий обучающиеся получили доступ к огромным объемам информации. Это меняет мышление студентов и приводит к неизбежности использования на занятиях ИЯ интерактивных элементов. В педагогической теории и практике возникает необходимость модификации и совершенствования имеющихся педагогических технологий в целях реализации новых форматов обучения. Одним из таких новых форматов является микрообучение, или microlearning, предлагающий процесс получения знаний, умений, навыков небольшими порциями учебной информации с концентрацией на определенной задаче. Цифровизация педагогического процесса требует совершенствования учебно-методической компетенции преподавателя, интеграции современных цифровых технологий, ресурсов, а также переработки и модернизации методического инструментария.
На конференции обсуждались проблемы поддержания устойчивой мотивации в процессе обучения языку направления подготовки студентов, высказывались точки зрения на педагогические условия оптимальной организации научно-исследовательской деятельности обучающихся.
Материалы, представленные участниками в ходе работы конференции, вызвали широкий обмен мнениями по разным аспектам российской и зарубежной методики преподавания иностранного языка, обозначили концептуальные границы дальнейших исследований.
Результаты ряда научных разработок уже внедрены в учебный процесс, а инновации найдут свое применение в студенческой аудитории.
3 апреля 2025 г. в РГГУ в рамках Гуманитарных чтений — 2025 прошло заседание международного круглого стола «Регионально-этнические общности Индии». Мероприятие было посвящено обсуждению роли советской и индийской армий в борьбе с нацизмом во Второй мировой войне.
Доцент Института международных отношений и политических наук, член Совета Ассоциации российских дипломатов (АРД), Почётный работник МИД России Б.И. Медведев принял участие в ряде мероприятий в рамках образовательной программы АРД Детское общественное движение «Дипломаты Будущего».
31 марта 2025 г. в РГГУ состоялась встреча преподавателей кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики факультета международных отношений и кафедры иностранных языков Института международных отношений и политических наук РГГУ с учащимися 9–11-х классов ГБОУ «Школа № 1593» г. Москвы.
4 апреля 2025 г. в онлайн-формате прошла очередная встреча Дискуссионного клуба по американистике факультета международных отношений Института международных отношений и политических наук.
29 марта 2025 г. в Российском государственном гуманитарном университете впервые прошёл День политолога, организованный факультетом политологии Института международных отношений и политических наук.
В соответствии с планом научной работы РГГУ и в рамках XVIII Гуманитарных чтений «Гуманитарий будущего» 1 апреля 2025 г. на факультете международных отношений Института международных отношений и политических наук РГГУ был проведен студенческий круглый стол на тему «От терроризма к кибертерроризму: новые вызовы и угрозы международной безопасности».
26 марта 2025 г. в РГГУ прошло заседание научного круглого стола «Драма мультикультурализма: в поисках выхода», посвящённое современным вопросам миграции и мультикультурализма в странах Западной и Центральной Европы.
26 марта 2025 года кафедрой иностранных языков Института международных отношений и политических наук РГГУ в смешанном формате была проведена VI Международная научно-практическая конференция «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации: инновации, проблемы и перспективы».
27 марта 2025 года в соответствии с планом научной работы РГГУ и в рамках XVIII Гуманитарных чтений «Гуманитарий будущего» на факультете международных отношений Института международных отношений и политических наук РГГУ был проведен круглый стол для студентов 1-го, 2-го и 3-го курсов на тему «Информационная война в контексте международной информационной безопасности: как искусственный интеллект создает новую реальность».
26 марта состоялась встреча преподавателей кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики факультета международных отношений и зарубежного регионоведения с учащимися 10-11 классов Школы № 1568 им. Пабло Неруды с углубленным изучением испанского языка.