20 апреля 2021 года кафедрой иностранных языков факультета международных отношений и зарубежного регионоведения ИАИ РГГУ была проведена II Международная научно-практическая конференция «Язык в образовательном пространстве неязыкового гуманитарного вуза: теория и практика». В работе конференции приняли участие ведущие преподаватели кафедры иностранных языков ФМОиЗР, представители других кафедр ФМОиЗР и РГГУ, зарубежные гости.
В представленных докладах значительное внимание было уделено проблемам обучения иностранным языкам в контексте меняющейся концепции образования в рамках цифровизации учебного процесса. Отмечалось, что интенсивная интеграция цифровых технологий в образование диктуют необходимость развития цифровых компетенций преподавателя не только путем расширения их перечня, но и путем качественного изменения их содержания. Цифровые компетенции становятся креативным фактором, который, трансформируясь в интеллектуальный ресурс, позволяют преподавателю – как субъекту образовательной деятельности – быть успешным в педагогическом взаимодействии с другими субъектами учебного процесса.
Были представлены новые обучающие программные материалы, продемонстрировано их практическое использование. Особый интерес вызвало программное обеспечение – Приложение ActivInspire компании Promethean для компьютеров и интерактивных досок, а также видеохостинг TED Talks. Несомненное преимущество подобных материалов – это возможность подготовки интерактивных уроков, создание упражнений, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемых.
Многие исследования участников конференции были проведены на стыке нескольких наук. Выступавшие подвергли анализу феномен понимания в процессе говорения и слушания, определяя, по М.Хайдеггеру, понимание как «усредненную» понятность. Причина трансформации истинного понимания в «усредненную» понятность – в «технизации» коммуникации, в разработке целого ряда повторяющихся приемов, упрощающих язык.
В ряде презентаций затрагивались проблемы изучения текста, дискурсивных практик, в которых язык был представлен как источник многих социальных процессов. Утверждалось, что главной онтологической характеристикой политического дискурса является «власть» – власть, которую приобретает правильно выстроенная публичная речь над теми, кто внемлет этому дискурсу, власть над публикой и умами людей. Было доказано, что риторы добиваются такой силы влияния как простотой высказываний, так и, наоборот, причудливостью языковых конструкций.
В рамках проекта «Бакалавр-международник» предлагалось классическое проектное управление, включающее несколько этапов, важнейшим из которых должно стать определение целей – выработка коммуникативных, культурно-социальных и профессиональных умений в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык». Продуктом проекта является выпускник с его личностными качествами, устремлениями и компетенциями, приобретенными в процессе учебы в вузе.
В других работах, также посвященных совершенствованию подготовки студентов, ораторы подчеркивали, что формирование будущего специалиста обусловлено многими факторами, среди которых особая роль принадлежит мотивации. В докладах отмечалось, что в рамках компетентностной парадигмы возрастает значимость профессиональной лингвокультуры, а профессиональное мышление и речь становятся целью обучения.
Скрупулезному анализу было подвергнуто изменение сущностной природы академической коммуникации «преподаватель – студент». Рассматривались вопросы взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей студентов и процесса овладения иностранным языком. Указывалось, что приемы и способы обучения не всегда соответствуют индивидуальным параметрам личности обучающегося, что приводит к серьезным проблемам в освоении иностранного языка.
В докладах были представлены исследования, посвященные проблемам терминологического обеспечения учебного процесса, индивидуального чтения, самостоятельной работы студентов.
Результаты научных исследований преподавателей широко внедряются в учебный процесс.
3 апреля 2025 г. в РГГУ в рамках Гуманитарных чтений — 2025 прошло заседание международного круглого стола «Регионально-этнические общности Индии». Мероприятие было посвящено обсуждению роли советской и индийской армий в борьбе с нацизмом во Второй мировой войне.
Доцент Института международных отношений и политических наук, член Совета Ассоциации российских дипломатов (АРД), Почётный работник МИД России Б.И. Медведев принял участие в ряде мероприятий в рамках образовательной программы АРД Детское общественное движение «Дипломаты Будущего».
31 марта 2025 г. в РГГУ состоялась встреча преподавателей кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики факультета международных отношений и кафедры иностранных языков Института международных отношений и политических наук РГГУ с учащимися 9–11-х классов ГБОУ «Школа № 1593» г. Москвы.
4 апреля 2025 г. в онлайн-формате прошла очередная встреча Дискуссионного клуба по американистике факультета международных отношений Института международных отношений и политических наук.
29 марта 2025 г. в Российском государственном гуманитарном университете впервые прошёл День политолога, организованный факультетом политологии Института международных отношений и политических наук.
В соответствии с планом научной работы РГГУ и в рамках XVIII Гуманитарных чтений «Гуманитарий будущего» 1 апреля 2025 г. на факультете международных отношений Института международных отношений и политических наук РГГУ был проведен студенческий круглый стол на тему «От терроризма к кибертерроризму: новые вызовы и угрозы международной безопасности».
26 марта 2025 г. в РГГУ прошло заседание научного круглого стола «Драма мультикультурализма: в поисках выхода», посвящённое современным вопросам миграции и мультикультурализма в странах Западной и Центральной Европы.
26 марта 2025 года кафедрой иностранных языков Института международных отношений и политических наук РГГУ в смешанном формате была проведена VI Международная научно-практическая конференция «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации: инновации, проблемы и перспективы».
27 марта 2025 года в соответствии с планом научной работы РГГУ и в рамках XVIII Гуманитарных чтений «Гуманитарий будущего» на факультете международных отношений Института международных отношений и политических наук РГГУ был проведен круглый стол для студентов 1-го, 2-го и 3-го курсов на тему «Информационная война в контексте международной информационной безопасности: как искусственный интеллект создает новую реальность».
26 марта состоялась встреча преподавателей кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики факультета международных отношений и зарубежного регионоведения с учащимися 10-11 классов Школы № 1568 им. Пабло Неруды с углубленным изучением испанского языка.