13 декабря 2023 года кафедрой иностранных языков ФМОПиЗР ИАИ РГГУ в смешанном формате была проведена IV международная научно-практическая конференция «Современная парадигма преподавания иностранных языков в неязыковом ВУЗе»
В работе конференции приняли участие преподаватели кафедры иностранных языков ФМОПиЗР ИАИ, кафедры международной безопасности ФМОПиЗР ИАИ, аспиранты разных направлений подготовки Российского государственного гуманитарного университета, ученые-исследователи из Белорусско-Российского университета (Республика Беларусь), Российско-Армянского (Славянского) университета (Армения), представители Узбекистана, гости из дальнего зарубежья.
В ходе работы секций участники конференции представили свое видение преподавания иностранных языков в неязыковом вузе, обсудили насущные проблемы методики, лингвистики, текстологии, межкультурной коммуникации, лингвокультурологии, психологии.
Гости из стран ближнего зарубежья обсудили вопросы, связанные с расширением связей между высшими учебными заведениями их стран и российскими университетами, рассказали о стажировках в РГГУ, остановились на проблемах формирования профессиональной коммуникативной компетенции студентов средствами иностранного языка.
Участники конференции особое внимание уделили тем тенденциям в образовании, которые связаны с новейшими технологиями. Были высказаны опасения относительно проблем в школьном и университетском образовании, которые начались не с изобретения нейросетей, а гораздо раньше – с периода внедрения компьютерных технологий, которые не могли не проникнуть и в систему высшего образования. При ближайшем рассмотрении очевидным становится поступательный (иногда симультанный, иногда суксессивный) характер их внедрения.
Тематика многих представленных на конференции презентаций и докладов оказалась связанной с воспитательным аспектом образования. Было отмечено, что в сложившихся условиях особенно актуальным является вопрос реализации преподавателями иностранного языка воспитательного потенциала учебных и внеучебных мероприятий, которые способствует решению актуальных образовательных проблем, а также создают благоприятные условия для личностного и профессионального становления выпускника вуза. Реализация воспитательной составляющей представляет собой процесс, в ходе которого происходит целенаправленная подготовка обучающегося к его последующей социальной, культурной, профессиональной и общественной жизни. Воспитание и обучение на занятиях по иностранному языку – процессы взаимосвязанные, следовательно, качественное обучение способствует качественной реализации воспитательной составляющей. Использование материалов патриотической тематики ведет к формированию у студентов уважительного отношения и любви к родной стране, пониманию исторических особенностей нашей культуры и государственности.
Большой интерес вызвали работы, тематика которых была связана с преподаванием иностранного языка по направлениям подготовки студентов, относящимся к международным отношениям. Здесь «царил» политический дискурс. Признавая многофункциональность политического дискурса, выступавшие отметили его коммуникативную доминанту – использование языка как средства убеждения и контроля. С лингвостилистической точки зрения для политического дискурса характерны следующие особенности: профессиональная политическая терминология; многочисленные заимствования, главным образом, из латинского и французского языков; «высокие», т.е. книжные слова, клише и штампы, устойчивые фразы; ссылки и цитаты; имена собственные; авторские художественно-творческие элементы, которые сводятся к созданию новых смыслов. На примере политической риторики президентских выборов было доказано, что система взглядов тех или иных слоев общества, поддерживающих определенных кандидатов в президенты, также выражается через дискурсивные практики.
Преподаватели обсудили актуальные вопросы, связанные с инновационными проектами и перспективами в преподавании иностранного языка. К таким проектам была отнесена языковая анимация. На занятиях по иностранным языкам она играет важную роль, поэтому ее использование может оказаться ценным инструментом обучения. Языковая анимация –метод, преимуществом которого является глубокое и комплексное погружение обучающегося в иностранный язык через живую учебную ситуацию, активное взаимодействие и визуализацию. Этот метод помогает осмыслить роль иностранного языка в межкультурном и межличностном общении. Для успешного применения элементов языковой анимации необходимо наличие преподавателей, способных интегрировать знания из различных областей, учитывая интересы студентов, и создавать живые мотивирующие учебные ситуации.
В докладах был представлен широкий спектр работ в области использования IT-технологий в процессе преподавания иностранных языков. Докладчики определили в этой области следующие учебные задачи: повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности; интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.); адаптация ИКТ обучения к индивидуальным особенностям обучаемого; разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации; обеспечение непрерывности и преемственности в обучении; разработка информационных технологий дистанционного обучения; совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса.
Выступавшие подчеркивали, что дисциплина «Иностранный язык» в системе неязыкового гуманитарного образования играет особую роль, так как этот предмет, являясь проводником профессиональных знаний, позволяет активно формировать мировоззренческие ориентиры будущего специалиста.
Данная роль иностранного языка была доказана в выступлениях аспирантов РГГУ. Их работы продемонстрировали, что иностранный язык открывает большие возможности для ознакомления с зарубежным опытом в сфере избранной специальности. Тем самым подтвердилось, что основной «целью курса иностранного языка на любом этапе обучения в Российском государственном гуманитарном университете является профессиональная подготовка средствами иностранного языка в целях реализации образовательной программы и формирования у обучаемых высокого уровня социальной и профессиональной адаптации».
Материалы, представленные участниками в ходе работы конференции, вызвали оживленную дискуссию и широкий обмен мнениями по разным аспектам обсуждаемых проблем, а также определили перспективы дальнейших исследований.
Ряд научных разработок уже были использованы в студенческой аудитории, а инновации будут внедрены в учебный процесс.
Текст: Людмила Халилова, к.филолог.н, профессор, зав.кафедрой ИЯ ФМОПиЗР ИАИ
Фото: Людмила Халилова, к.филолог.н, профессор, зав.кафедрой ИЯ ФМОПиЗР ИАИ