РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Все новости


В РГГУ состоялась V Международная научно-практическая конференция «Современная парадигма преподавания иностранных языков в неязыковом ВУЗе»
20.12.2024

В РГГУ состоялась V Международная научно-практическая конференция «Современная парадигма преподавания иностранных языков в неязыковом ВУЗе»

18 декабря 2024 года кафедра иностранных языков Факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения ИАИ РГГУ совместно с Методическим Советом кафедр иностранных языков РГГУ провела V международную научно-практическую конференцию «Современная парадигма преподавания иностранных языков в неязыковом ВУЗе».


В работе конференции приняли участие преподаватели кафедры иностранных языков ФМОПиЗР ИАИ РГГУ, других кафедр нашего университета, почетные гости из ближнего и дальнего зарубежья.

Работа конференции проходила в четырех секциях. Доклады и презентации участников конференции были посвящены вопросам, связанным с проблемами методики преподавания иностранного языка, лингвистики, текстологии, лингвокультурологии.

Особое внимание участники конференции обратили на проблему формирования ключевых профессиональных компетенций,  получивших  название «4К современного мира». Это – критическое мышление, креативность, кооперация (командная работа), коммуникация. Опираясь на современные теоретические исследования, подробному анализу была подвергнута учебная коммуникация (УК), определяемая ФГОС как важный образовательный результат, направленный на достижение студентом профессиональных коммуникативных умений.

Другой важной темой, заинтересовавшей многих присутствующих, была проблема развития ценностно-смыслового компонента педагогического процесса посредством научно-исследовательской деятельности студентов. Социально-организационная роль учебной научной коммуникации состоит в том, что в процессе профессионального общения происходит социализация студента-ученого, то есть становление субъекта познавательной деятельности, которая заключается в усвоении им как специальной информации, так и системы норм, традиций, парадигмы теоретико-мировоззренческого знания. 

На необходимости формирования исследовательской компетенции студентов вуза делался акцент во многих докладах. При этом отмечалось, что в процессе овладения этой компетенцией происходит открытие нового знания, овладение такими составляющими как исследовательские умения, а исследовательские позиции стимулирует студентов к более глубокому освоению иноязычного материала, формированию самостоятельности и ответственности за свою учебную и научную деятельность. 

Большой интерес участников конференции вызвали работы, связанные с исследованием учебного текста. Оказалось, что для описания переходных состояний дискурса возникает возможность использования понятия «лиминальности» (англ. “liminality”). Последняя исключительно ярко проявляется в риторическом дискурсе предвыборного периода, когда акторы, используя технику «лиминального мышления», могут не просто переосмысливать, но и даже радикально менять «дискурсивные практики» – в угоду электората, для достижения поставленной цели.

В ряде докладов рассматривались вопросы обучения студентов профессиональной лексике. При этом были отмечены сложности, связанные с полисемией иноязычного вокабуляра, более развитой синонимией, наличием обширного набора безэквивалентной лексики. В профессионально направленном обучении большим подспорьем может стать визуализация. Концепция визуализации в обучении иностранному языку предполагает точную интерпретацию и передачу смысла на изучаемом языке. В контексте профессионально ориентированного обучения визуализация играет ключевую роль в подготовке студентов к эффективной коммуникации, включая не только перевод слов и фраз, но и понимание и передачу культурных нюансов и особенностей  профессиональной среды.

Научные идеи участников конференции способствовали широкому обмену мнениями, знаниями и опытом. 

Методики преподавания иностранного языка как проводника профессиональных знаний, о чем говорилось в секционных докладах, будут использованы в студенческой аудитории. 

Дополнительные материалы:
Конференция 18.12.2024-Программа-Финал.pdf — 394.1 Кб

Текст: Людмила Халилова, к.филол.н., зав.кафедрой ИЯ
Фото: Людмила Халилова, к.филол.н., зав.кафедрой ИЯ

Поделиться новостью в Телеграм!
Факультет международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения
читайте также
19 февраля 2025
«Начало пути?»

Опубликована статья Члена Совета Ассоциации российских дипломатов, доктора политических наук, профессора кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Владимира Пряхина «Начало пути?», посвящённая итогам телефонных переговоров президентов России и США.

17 февраля 2025
Преподаватель РГГУ получил благодарность Департамента внешних связей ЯНАО

Доцент ФМО Института международных отношений и политических наук РГГУ, член Совета Ассоциации российских дипломатов, Почётный работник МИД России, Чрезвычайный и Полномочный Посланник Б.И. Медведев получил благодарность Департамента внешних связей Ямало-Ненецкого автономного округа.

14 февраля 2025
В РГГУ обсудили значение Сталинградской битвы во Второй мировой войне

В соответствии с календарным планом воспитательной работы РГГУ 13 февраля 2025 г. на факультете международных отношений Института международных отношений и политических наук РГГУ был проведен круглый стол для студентов 3-го и 4-го курсов на тему «Разгром немецко-фашистских войск в Сталинградской битве в оценках историков, дипломатов и военных».

13 февраля 2025
Студенты-международники отметили профессиональный праздник – День дипломатического работника

12 февраля 2025 года преподаватели кафедры иностранных языков Института международных отношений и политических наук Е.Н. Гурьянова и С.Ж. Умарканова провели круглый стол на английском языке, посвященный Дню дипломатического работника.

12 февраля 2025
Преподаватели РГГУ приняли участие в собрании в МИД России

10 февраля 2025 г., в День дипломатического работника, профессора факультета международных отношений Института международных отношений и политических наук РГГУ В.Ф. Пряхин и Л.Н. Клепацкий, а также доцент Б.И. Медведев приняли участие в торжественном собрании в Министерстве иностранных дел России.

09 февраля 2025
Преподаватель РГГУ принял участие в открытии Клуба юных дипломатов

7 февраля 2025 г. накануне Дня дипломатического работника доцент ФМО Института международных отношений и политических наук РГГУ, член Совета Ассоциации российских дипломатов, Почётный работник МИД России, Чрезвычайный и Полномочный Посланник Борис Медведев принял участие в открытии Клуба юных дипломатов калужского МБОУ «СОШ № 13».

05 февраля 2025
В РГГУ состоялась открытая лекция, посвященная Дню освобождения Ленинграда от немецко-фашистской блокады

В соответствии с календарным планом воспитательной работы РГГУ и в рамках проекта «100 дат российской идентичности» 3 февраля 2025 г. на факультете международных отношений Института международных отношений и политических наук РГГУ была проведена лекция для студентов 3-го курса на тему «День освобождения Ленинграда от немецко-фашистской блокады».

03 февраля 2025
Борис Медведев принял участие в работе «Школы юного международника» ЯНАО

27 – 31 января в гг. Салехарде и Ноябрьске кандидат экономических наук, доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики факультета международных отношений, Почётный работник МИД России, Чрезвычайный и Полномочный Посланник Борис Медведев принял участие в занятиях «Школы юного международника» 

27 января 2025
В РГГУ прошла IX конференция молодых учёных

21 января 2025 г. в РГГУ прошла IX ежегодная конференция молодых учёных «Анализ глобальных и региональных процессов: новые подходы и исследовательские практики», в рамках которой на одной из секций свои доклады представили участники СНО «Средиземноморский Клуб РГГУ».

20 января 2025
В РГГУ состоялся международный круглый стол «Великая Отечественная война (1941–1945) в судьбах народов и регионов»

17 января в рамках двух секций состоялся международный круглый стол, на котором был обсужден широкий спектр тем, посвященных СССР и мировому сообществу в годы Великой Отечественной войны.