24 января в РГГУ состоялся семинар-совещание «Преображение гуманитарного образования», посвященное роли ценностного подхода в современных научных и образовательных практиках. С докладами-презентациями о результатах деятельности в сфере ценностно-смыслового развития и духовно-нравственного воспитания личности выступили руководители научно-образовательных центров РГГУ
Открыл мероприятие и выступил со вступительным словом ректор РГГУ Александр Безбородов:
«В РГГУ сегодня реализуются пятнадцать государственных заданий, охватывающих целый спектр научно-просветительских задач. Они имеют широкую географию и посвящены формированию новых образовательных программ с точки зрения ценностно-смысловых категорий. Сегодня мы будем обсуждать пути взаимодействия, усиления синергетического эффекта от совместной работы в этих направлениях».
C докладом выступил советник Президента Российской Федерации, председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, научный руководитель Института наследия и современного общества РГГУ Валерий Фадеев (государственные задания «Ценностно-смысловые и интеллектуальные основания стратегического развития России в условиях глобальных вызовов», «Трансформация доктрины прав человека на основе цивилизационного подхода как преодоление западной идеологии»). Он, в частности, отметил:
«Чем более образованными будут люди, тем с большей эффективностью они справятся с теми грандиозными вызовами, которые встали сегодня перед человечеством, тем больше шансов, что удастся создать более справедливую социокультурную систему. Существует три института познания мира. Это наука, искусство и религия. И образованный человек должен быть знаком с языком и методами всех трех основных институтов познания».
Директор учебно-научного центра «Высшая политическая школа имени Ивана Ильина» РГГУ, д-р социол. наук, д-р полит. наук Александр Дугин (государственное задание «Разработка программы ДПО и анализ проблем внедрения новой социогуманитарной парадигмы в образовательный процесс образовательных организаций высшего образования») в своем докладе представил сравнительный анализ западного пути развития и традиционной российской модели:
«В гуманитарной западной истории произошла катастрофическая деградация. Мало того, что современный Запад нового времени – это далеко не весь Запад. Но в последние десятилетие произошла еще большая деградация гуманитарного знания в западном обществе. Об этом свидетельствуют гендерные проблемы, постмодерн, ультралиберализм. Мы можем изучать Запад, но не как универсальную истину в последней инстанции. Нам нужно ориентироваться на собственную российскую модель развития».
Директор Федерального центра гуманитарных практик РГГУ Алексей Пищулин (государственное задание «Проведение комплекса экспертно-аналитических и практических мероприятий, направленных на создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций») в своем докладе остановился на существенной роли гуманитарного образования в таких ключевых сферах, как государственное управление и научные исследования:
«Невозможно решать государственные задачи вне гуманитарного знания. В этом колоссальное значение гуманитарной грамотности. Гуманитарное образование настраивает интеллектуальный аппарат. Оно дает тем, кто им обладает, понимание того, насколько сложны ответы на многие вопросы В этом его колоссальное значение».
Директор Центра консультирования некоммерческих и неправительственных организаций «Дипломатия знаний» РГГУ Кирилл Костин (государственное задание «Междисциплинарная образовательная программа «Умная цивилизация» по подготовке специалистов в сфере НКО и НПО в России и за рубежом») выступил с кратким отчетом о многолетней работе по выстраиванию международного взаимодействия на уровне некоммерческих и образовательных структур стран БРИКС+:
«В прошлом году мы провели более двадцати мероприятий со студентами, с молодежными организациями Бразилии, Индии и других стран. В рамках работы нашего Центра были привлечены к работе 229 экспертов, 113 НКО из 13 стран. В 2024 году, как продолжение деятельности, планируется проведение исследований «Образ России в глазах молодежи стран БРИКС» и «Образ стран БРИКС в глазах российской молодежи». Задачи нашей деятельности: формировать смыслы, передавать гуманитарные знания, представлять Россию как отдельную цивилизацию, искать точки соприкосновения во взаимодействии с зарубежными университетами, развивать суверенное мышление».
Мероприятие завершилось общей дискуссией и принятием итоговой резолюции, в которой нашла отражение необходимость разработки методических рекомендаций для актуализации образовательных программ и учебных дисциплин в сфере социально-гуманитарных наук и внедрения ценностного подхода в российское образование.
Текст: Пресс-служба РГГУ
Фото: Матвей Будяков, Пресс-служба РГГУ
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин поздравил с Днём защитника Отечества научного руководителя РГГУ, профессора Ефима Иосифовича Пивовара.
«А ведь широко образованный человек, имеющий навык мыслить разными способами, имеет больше возможностей сделать карьеру, менять области деятельности», — отметил Глава президентского Совета по правам человека Валерий Фадеев на научно-религиозной конференции «Если перед нами встанет истина…».
17 февраля в Российском государственном гуманитарном университете стартовала XVII Московская Международная Историческая Модель ООН РГГУ 2025, призванная максимально точно воссоздать работу основных органов и специальных учреждений ООН в рамках школ и вузов.
«Необходимо сделать все, чтобы качественное образование было доступно в каждом российском субъекте, чтобы ребята, отучившись, оставались в родном регионе, развивали его, занимаясь любимым делом», — подчеркнул Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин.
Заместитель Председателя Правительства Татьяна Голикова обратилась с видеопоздравлением к участникам Российских студенческих отрядов.
Сегодня мы вспоминаем о мужестве и героизме советских солдат, которые на протяжении почти целого десятилетия с честью и достоинством выполняли свой воинский долг в тяжелых климатических и географических условиях в Афганистане, участвуя в боевых действиях.
13 февраля в эфире «Радио России» и.о. директора Историко-архивного института РГГУ Филипп Тараторкин рассказал о готовящихся изменениях в программы обучения историков, о новых навыках, которые нужны современным гуманитариям.
Заместитель Председателя Правительства Дмитрий Чернышенко поприветствовал участников Первой международной научной конференции «“Если перед нами встанет истина…„ (А.Платонов). Диалог об истине в науке, искусстве и религии», организованной при поддержке Русской православной церкви.
В 2024/2025 учебном году РГГУ проводит Олимпиаду для школьников по русскому языку, литературе, истории, иностранным языкам (английскому, немецкому, французскому) и обществознанию.
Для студентов, преподавателей и научных сотрудников РГГУ, а также всех желающих открыта регистрация на бесплатные мастер-классы и экскурсии в здании Фундаментальной библиотеки ИНИОН РАН, где посетителей познакомят со стратегиями поиска релевантной информации, научат грамотно оценивать источники, избегать плагиата, расскажут о возможностях библиотеки для учебы, преподавания и научных изысканий.