24 января в РГГУ состоялся семинар-совещание «Преображение гуманитарного образования», посвященное роли ценностного подхода в современных научных и образовательных практиках. С докладами-презентациями о результатах деятельности в сфере ценностно-смыслового развития и духовно-нравственного воспитания личности выступили руководители научно-образовательных центров РГГУ
Открыл мероприятие и выступил со вступительным словом ректор РГГУ Александр Безбородов:
«В РГГУ сегодня реализуются пятнадцать государственных заданий, охватывающих целый спектр научно-просветительских задач. Они имеют широкую географию и посвящены формированию новых образовательных программ с точки зрения ценностно-смысловых категорий. Сегодня мы будем обсуждать пути взаимодействия, усиления синергетического эффекта от совместной работы в этих направлениях».
C докладом выступил советник Президента Российской Федерации, председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, научный руководитель Института наследия и современного общества РГГУ Валерий Фадеев (государственные задания «Ценностно-смысловые и интеллектуальные основания стратегического развития России в условиях глобальных вызовов», «Трансформация доктрины прав человека на основе цивилизационного подхода как преодоление западной идеологии»). Он, в частности, отметил:
«Чем более образованными будут люди, тем с большей эффективностью они справятся с теми грандиозными вызовами, которые встали сегодня перед человечеством, тем больше шансов, что удастся создать более справедливую социокультурную систему. Существует три института познания мира. Это наука, искусство и религия. И образованный человек должен быть знаком с языком и методами всех трех основных институтов познания».
Директор учебно-научного центра «Высшая политическая школа имени Ивана Ильина» РГГУ, д-р социол. наук, д-р полит. наук Александр Дугин (государственное задание «Разработка программы ДПО и анализ проблем внедрения новой социогуманитарной парадигмы в образовательный процесс образовательных организаций высшего образования») в своем докладе представил сравнительный анализ западного пути развития и традиционной российской модели:
«В гуманитарной западной истории произошла катастрофическая деградация. Мало того, что современный Запад нового времени – это далеко не весь Запад. Но в последние десятилетие произошла еще большая деградация гуманитарного знания в западном обществе. Об этом свидетельствуют гендерные проблемы, постмодерн, ультралиберализм. Мы можем изучать Запад, но не как универсальную истину в последней инстанции. Нам нужно ориентироваться на собственную российскую модель развития».
Директор Федерального центра гуманитарных практик РГГУ Алексей Пищулин (государственное задание «Проведение комплекса экспертно-аналитических и практических мероприятий, направленных на создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций») в своем докладе остановился на существенной роли гуманитарного образования в таких ключевых сферах, как государственное управление и научные исследования:
«Невозможно решать государственные задачи вне гуманитарного знания. В этом колоссальное значение гуманитарной грамотности. Гуманитарное образование настраивает интеллектуальный аппарат. Оно дает тем, кто им обладает, понимание того, насколько сложны ответы на многие вопросы В этом его колоссальное значение».
Директор Центра консультирования некоммерческих и неправительственных организаций «Дипломатия знаний» РГГУ Кирилл Костин (государственное задание «Междисциплинарная образовательная программа «Умная цивилизация» по подготовке специалистов в сфере НКО и НПО в России и за рубежом») выступил с кратким отчетом о многолетней работе по выстраиванию международного взаимодействия на уровне некоммерческих и образовательных структур стран БРИКС+:
«В прошлом году мы провели более двадцати мероприятий со студентами, с молодежными организациями Бразилии, Индии и других стран. В рамках работы нашего Центра были привлечены к работе 229 экспертов, 113 НКО из 13 стран. В 2024 году, как продолжение деятельности, планируется проведение исследований «Образ России в глазах молодежи стран БРИКС» и «Образ стран БРИКС в глазах российской молодежи». Задачи нашей деятельности: формировать смыслы, передавать гуманитарные знания, представлять Россию как отдельную цивилизацию, искать точки соприкосновения во взаимодействии с зарубежными университетами, развивать суверенное мышление».
Мероприятие завершилось общей дискуссией и принятием итоговой резолюции, в которой нашла отражение необходимость разработки методических рекомендаций для актуализации образовательных программ и учебных дисциплин в сфере социально-гуманитарных наук и внедрения ценностного подхода в российское образование.
Текст: Пресс-служба РГГУ
Фото: Матвей Будяков, Пресс-служба РГГУ
20 декабря объявили юных победителей ХХI сезона Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия» – проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей». На участие в ХХI сезоне свои инициативы отправили более 50 тысяч человек. В финальный этап конкурса прошли 130 участников до 18 лет, призовые места заняли 36 авторов лучших проектов, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий.
Историю и перспективы стратегического, образовательного, научно-исследовательского и гуманитарного сотрудничества обсудили в РГГУ участники российско-индонезийской конференции, приуроченной к более чем полувековому юбилею дипотношений между двумя странами.
«Почему в том числе говорю о мировоззренческом суверенитете? Потому что алгоритмы, принципы работы искусственного интеллекта закладывают, «…» пока и в основном, люди, ориентируясь на определённые ценности, язык, образы, культуру, понимание истории, традиции, на национальные особенности и интересы. Чтобы определять будущее, судьбу России, мы должны сами, самостоятельно создавать такие технологии», — из выступления Владимира Путина на международной конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта».
17 декабря в РГГУ прошло заседание учёного совета, на котором были представлены Правила приёма в РГГУ на 2025 год, созданы и реорганизованы учебно-научные подразделения университета, утверждён размер повышенной стипендии и вручены награды сотрудникам.
18 декабря в РГГУ состоялась международная конференция, приуроченная к 75-летию начала дипломатических отношений между Россией и Индонезией. На открытии конференции было зачитано приветственное слово заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации Андрея Юрьевича Руденко.
В Мастерской управления «Сенеж» прошёл Фестиваль наставников. Он объединил 50 талантливых наставников и 50 представителей лучших практик наставничества из 44 регионов России, которые стали победителями всероссийского конкурса «Наставничество».
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2024 года № 3822-р обновлен состав Высшей аттестационной комиссии (ВАК) при Минобрнауки России.
В мероприятии приняли участие руководители 225 вузов, подведомственных Минобрнауки России.
15 декабря ушел из жизни Алексей Александрович Сельницин, один из ведущих специалистов по норвежскому языку в России.
Уважаемый Ефим Иосифович! От имени всего коллектива Российского государственного гуманитарного университета сердечно поздравляю Вас, дорогой Ефим Иосифович, с Юбилеем. Ваши выдающиеся заслуги в образовательной и исследовательской деятельности вдохновляют каждого из нас на новые трудовые достижения.