7 октября 2022 года в Тобольске прошел Первый национальный форум преподавателей истории и расширенное заседание Экспертного совета по развитию исторического образования при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации.
Организаторами Форума выступили Минобрнауки России, Российское историческое общество, РГГУ и Тюменский государственный университет.
В мероприятии приняли участие Председатель Российского исторического общества (РИО) Сергей Нарышкин (по видеосвязи), Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков, председатель Правления РИО Константин Могилевский, губернатор Тюменской области Александр Моор, директор Института российской истории РАН Юрий Петров, президент РГГУ Ефим Пивовар, другие эксперты и ученые в области истории, члены различных государственных корпораций и издательств.
На Форум приехало более 100 участников – представителей ведущих вузов со всей страны, руководителей органов власти в сфере высшего образования.
Первая часть работы Форума прошла в формате трех тематических круглых столов.
В ходе работы первого круглого стола был дан старт профессиональному и общественному обсуждению проекта Концепции преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки. Модераторами выступили руководитель рабочей группы по подготовке проекта Концепции, член Президиума РИО, директор Института российской истории РАН Юрий Петров и директор Тобольского педагогического института им. Д.И.Менделеева (филиал) Тюменского государственного университета Сергей Шилов.
Работа второго круглого стола была посвящена обсуждению методического обеспечения преподавания истории в высших учебных заведениях. Речь шла, в частности, об экспертизе учебников для высшей школы, которая осуществлялась Экспертным советом по развитию исторического образования при Министерстве науки и высшего образования России в заявительном порядке. Также, в рамках дискуссии был представлен прототип государственной Электронно-библиотечной системы по истории для высшей школы, созданный по предложению Российского исторического общества издательством «Наука». Директор Научной библиотеки РГГУ Людмила Батова представила исследование об опыте использования электронно-библиотечной системы в библиотеке гуманитарного вуза. Дискуссию модерировали член Правления РИО Руслан Гагкуев и декан исторического факультета РГГУ Елена Барышева.
В формате круглого стола проходило заседание Молодёжного клуба Российского исторического общества, где обсуждалась роль студенческих медиа и тема наставничества в системе высшего исторического образования, участники делились опытом по обучению студентов-историков на разных уровнях образования. Модераторами выступили Иван Кулаков, координатор Молодежного клуба РИО, преподаватель исторического факультета РГГУ и Александр Сорокин, директор школы исследований окружающей среды и общества (Антропошкола) Тюменского государственного университета.
Вторая часть работы Форума включала в себя расширенное заседание Экспертного совета по развитию исторического образования, которое было посвящено обсуждению вопросов о популяризации исторического знания, противодействия попыткам фальсификации российской истории и формирования единых подходов к трактовке исторических событий, развития эффективной коммуникации и взаимодействия в преподавательской среде, обеспечения дискуссионных площадок для молодых ученых-историков.
Заседание Экспертного совета открыл председатель РИО Сергей Нарышкин. Он отметил: «Главное помнить, что цель у нас одна, а именно воспитание гражданина, осознающего сопричастность к истории России, ощущающего свою ответственность за ее настоящее и будущее». Сергей Евгеньевич обозначил, что результатами совместной работы Минобрнауки России и Российского исторического общества стало распределение бюджетных мест по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «История и археология», увеличение количества часов по преподаванию истории на неисторических направлениях подготовки до 144 (80% из которых отводится на аудиторную работу), а также разработка Концепции преподавания истории.
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков указал, что проделана большая работа по поддержке исторической науки и развитию исторического образования. «Это не только само образование и гуманитарная компонента, пусть даже в подготовке специалистов в области инженерно-технических или точных наук. Роль истории и исторического знания — это то, что делает человека уникальным. Наряду с его профессиональными знаниями формирует мировоззрение, ценностный каркас и, конечно, формирует личность», - подчеркнул он.
Председатель Правления РИО Константин Могилевский назвал эффективной совместную работу с Министерством науки и высшего образования РФ. Он отметил: «Первый национальный форум преподавателей истории, совмещенный с экспертным советом по развитию исторического образования Министерства науки и высшего образования, означает, что мы все собрались здесь для решения важнейшей государственной задачи: повышения уровня исторического образования, повышения качества исторических знаний».
Первый национальный форум преподавателей истории в Тобольске является важной вехой в истории современной России, символом возрождения важности исторического образования и качественного подхода к образованию молодёжи. Мероприятие стало необходимой коммуникационной площадкой для преподавателей и молодых учёных, чтобы вместе работать над повышением качества исторического образования.
20 декабря объявили юных победителей ХХI сезона Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия» – проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей». На участие в ХХI сезоне свои инициативы отправили более 50 тысяч человек. В финальный этап конкурса прошли 130 участников до 18 лет, призовые места заняли 36 авторов лучших проектов, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий.
Историю и перспективы стратегического, образовательного, научно-исследовательского и гуманитарного сотрудничества обсудили в РГГУ участники российско-индонезийской конференции, приуроченной к более чем полувековому юбилею дипотношений между двумя странами.
«Почему в том числе говорю о мировоззренческом суверенитете? Потому что алгоритмы, принципы работы искусственного интеллекта закладывают, «…» пока и в основном, люди, ориентируясь на определённые ценности, язык, образы, культуру, понимание истории, традиции, на национальные особенности и интересы. Чтобы определять будущее, судьбу России, мы должны сами, самостоятельно создавать такие технологии», — из выступления Владимира Путина на международной конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта».
17 декабря в РГГУ прошло заседание учёного совета, на котором были представлены Правила приёма в РГГУ на 2025 год, созданы и реорганизованы учебно-научные подразделения университета, утверждён размер повышенной стипендии и вручены награды сотрудникам.
18 декабря в РГГУ состоялась международная конференция, приуроченная к 75-летию начала дипломатических отношений между Россией и Индонезией. На открытии конференции было зачитано приветственное слово заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации Андрея Юрьевича Руденко.
В Мастерской управления «Сенеж» прошёл Фестиваль наставников. Он объединил 50 талантливых наставников и 50 представителей лучших практик наставничества из 44 регионов России, которые стали победителями всероссийского конкурса «Наставничество».
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2024 года № 3822-р обновлен состав Высшей аттестационной комиссии (ВАК) при Минобрнауки России.
В мероприятии приняли участие руководители 225 вузов, подведомственных Минобрнауки России.
15 декабря ушел из жизни Алексей Александрович Сельницин, один из ведущих специалистов по норвежскому языку в России.
Уважаемый Ефим Иосифович! От имени всего коллектива Российского государственного гуманитарного университета сердечно поздравляю Вас, дорогой Ефим Иосифович, с Юбилеем. Ваши выдающиеся заслуги в образовательной и исследовательской деятельности вдохновляют каждого из нас на новые трудовые достижения.