Ректор РГГУ Андрей Логинов принял участие в панельной дискуссии «Университеты на пути к новой модели высшего образования», состоявшейся 13 июня в рамках XXVIII Петербургского международного экономического форума.
«Отвечая на технологические, демографические, социально-политические, мировоззренческие и многие другие вызовы, мы должны реализовать национальные цели развития страны, достичь состояния политической, гражданской, ценностной, смысловой суверенности», — поделился заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Дмитрий Афанасьев, подчёркивая, что результирующая модель деятельности университетов должна предстать своеобразной точкой равновесия и взаимодействия между высшими учебными заведениями, государством и бизнесом.
В ходе сессии обсуждались задачи, стоящие перед системой высшего образования, в том числе: необходимость гибкой адаптации образовательных программ к быстро меняющемуся рынку труда, развитие университетского предпринимательства и создание незыблемого образовательного ядра.
Одной из ключевых тем сессии стало признание необходимости системного участия бизнеса в трансформации высшего образования. Представители делового сообщества подчёркивали, что современному университету уже недостаточно готовить выпускников в отрыве от практики: работодатели должны стать полноценными участниками образовательного процесса — от формирования программ до преподавания.
Как отметил президент «Т-Технологии» Станислав Близнюк, каждый абитуриент — это «бриллиант», который следует «огранить» совместными усилиями вузов и компаний. Бизнес заинтересован в формировании кадрового резерва под реальные профессиональные задачи. Такой подход требует от университетов гибкости и переосмысления партнёрской модели: речь идёт не о разовых заказах на исследования, а о долгосрочном сотрудничестве, в рамках которого знания превращаются в экономически значимые технологии.
«Стимулирование преподавания профессионалами от производства — важный шаг. Это даёт студентам доступ к актуальным практикам и создаёт персональные коммуникации с потенциальными работодателями», — заместитель председателя правления АО «Газпромбанк» Дмитрий Зауэрс выразил согласие с идеей о вовлечении бизнеса в процесс образования для подготовки высококвалифицированных кадров.
Кроме того, в ходе сессии особое внимание было уделено региональному измерению новой модели высшего образования. Участники отметили, что подавляющее большинство вузов функционируют в контексте конкретного региона и обязаны учитывать его экономическую специфику, потребности рынка труда и стратегические приоритеты. Заместитель премьер-министра Республики Татарстан Роман Шайхутдинов подчеркнул, что удержание талантливых выпускников возможно только при условии глубокого взаимодействия вузов с индустрией на местах — через совместные проекты и создание современной инфраструктуры. Были приведены примеры эффективной модели сотрудничества между университетами и компаниями, как, например, в Нижнекамске, где ООО «СИБУР» совместно с вузом реализует проект кампуса, ориентированного на подготовку специалистов под конкретные технологические задачи. Такой подход позволяет не только повысить практическую ценность образования, но и формировать устойчивые научные школы и профессиональные сообщества внутри региона.
Новая модель высшего образования, обсуждаемая на сессии, предполагает отказ от шаблонного подхода и переход к гибкой, многосоставной системе, в которой академическое знание дополняется практикой, ценностной ориентацией и тесной связью с индустрией. Университет должен стать не только местом трансляции знаний, но и пространством формирования компетентной, ответственной личности, способной мыслить, действовать и созидать в условиях быстрых технологических и социальных изменений. В центре этой модели — человек, его способности к саморазвитию, сотрудничеству и принятию решений, значимых не только для карьеры, но и для общества в целом.
Текст: Департамент коммуникаций РГГУ
Фото: Росконгресс
Как цифровые технологии меняют архивное дело, и что делает Историко-архивный институт для подготовки специалистов будущего? В интервью редакции сайта РГГУ к. и. н., доцент, декан факультета архивоведения и документоведения Филипп Георгиевич Тараторкин рассказал о внедрении искусственного интеллекта в работу с документами, уникальных образовательных программах и верности принципу историзма.
Глава Минобрнауки России Валерий Фальков обсудил с ректорами ведущих университетов СКФО и частных вузов переход на новую модель высшего образования в стране. Участие в дискуссии принял проректор по развитию РГГУ Сергей Пилипенко.
11 июля 2025 г. в Российском государственном гуманитарном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломов выпускникам.
Представители РГГУ обсудили, как повысить рождаемость в России на пленарной сессии «Ценности будущего».
Георгий Кепин — выпускник магистратуры факультета медиакоммуникаций РГГУ, который уже более пяти лет успешно продвигает юридические компании, соединяя академические знания с практикой. Ведь даже в консервативной сфере можно эффективно использовать современные PR-инструменты. В интервью сайту РГГУ Георгий поделился кейсами из своей работы и дал ценные советы тем, кто мечтает о карьере в медиакоммуникациях.
В этом году Общество «Знание» проводит юбилейный сезон одного из своих флагманских проектов для лекторов, желающих совершенствовать навыки публичных выступлений, развивать познавательный контент и найти свою аудиторию.
Екатерина Опарина — выпускница магистратуры факультета медиакоммуникаций, успешно защитившая диссертацию по медиапродюсированию бренда территории на примере Югры. В интервью сайту РГГУ она рассказала, как обучение в РГГУ помогло ей в научной работе и повлияло на исследовательский подход, и с какими проблемами сталкиваются специалисты по территориальному брендингу сегодня.
4 июля 2025 г. в Гуманитарном колледже РГГУ состоялось торжественное вручение дипломов выпускникам. В этот радостный и одновременно грустный день ребята прощались с преподавателями и администрацией колледжа, прошедшими с ними длинный и непростой путь к знаниям.
Создание условий для инновационного развития науки и высшего образования, оптимизация управления и информационного обмена при проведении научных исследований, упрощение процедуры предоставления некоторых государственных услуг в этой сфере – достижение этих и других целей предусмотрено актуализированной редакцией стратегического направления в области цифровой трансформации сферы науки и высшего образования до 2030 года. Распоряжение, утверждающее такой документ, подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.
Какие основные принципы преподавания истории религий и религиоведения, какие новые профили откроются в этом году и какие вызовы стоят перед студентами недавно созданного Института истории религий и духовной культуры — на эти и другие вопросы редакции сайта РГГУ ответил доцент и кандидат культурологии Николай Витальевич Шабуров.