В Тюмени открылся IV Национальный форум преподавателей истории. Ключевыми темами мероприятия стало совершенствование исторического образования в высшей школе, этические стороны использования ИИ в учебном процессе и формирование исторической памяти у разных поколений современной молодёжи.
В форуме приняли участие ведущие исторические научные и научно-педагогические школы. Это большая коммуникационная площадка для диалога представителей профессионального сообщества, преподавателей вузов и школ, а также молодых учёных о качестве и перспективах развития исторического образования. Организаторами форума традиционно выступили Минобрнауки России, Российское историческое общество, Российский государственный гуманитарный университет и Тюменский государственный университет.
Основные цели Форума обозначил замглавы Минобрнауки России Константин Могилевский:
«Наша ключевая задача на сегодня — повысить историческую грамотность выпускников отечественных вузов. Для этого мы должны обеспечить преемственность между школьной и вузовской программой, согласовать смысловые акценты и исключить противоречия, а также адаптировать преподавание для иностранных студентов, которые не изучали историю России. С учётом этих факторов на форуме мы проанализируем реализацию новой образовательной программы и нового учебника, чтобы сформулировать ответ на актуальные вызовы».
На расширенном заседании Рабочей группы эксперты обсудили промежуточные итоги применения нового базового учебно-методического модуля «История России» и одноимённого учебника под редакцией Юрия Петрова в образовательном процессе вузов в 2024-25 учебном году. Особое внимание было уделено практическому опыту соотнесения курсов «История России» и «Основы российской государственности». Работой секции руководил председатель Правления РИО Руслан Гагкуев.
В первый день Форума работали ключевые секции, посвящённые актуальным вопросам исторического образования, цифровизации и преемственности между разными уровнями обучения.
На секции «Бесшовное историческое образование» под руководством Елены Барышевой, декана исторического факультета РГГУ эксперты представили лучшие практики по интеграции федеральных и региональных компонентов, обеспечению преемственности между школой и вузом, а также формированию единого методологического подхода.
«Форум стал важной федеральной площадкой для обсуждения актуальных вопросов исторического образования. В ходе дискуссий мы с коллегами не всегда приходим к единому мнению, но это рождает новые темы для работы. Например, сегодня мы активно обсуждаем применение искусственного интеллекта в историческом образовании. Наша задача — сформировать у студентов чувство гордости за свою страну и ответственности за ее судьбу», — отметила Елена Владимировна.
На секции «Этические и образовательные стороны использования ИИ в учебном процессе» обсудили ключевые вызовы: сохранение академической честности, интеграцию технологий в учебные программы, проблему цифрового неравенства, необходимость переподготовки преподавателей.
Модератор секции – директор Института социально-гуманитарных наук ТюмГУ Владимир Костомаров, – отметил, что необходимо разработать единые стандарты использования ИИ в образовании, потому что сейчас царит неразбериха: одни видят в ИИ угрозу, другие — панацею.
«Мы должны определить чёткие рамки применения искусственного интеллекта в обучении и перестроить образовательные программы так, чтобы технологии работали на прогресс российского образования. На сегодняшней секции коллеги показали отличные практические наработки: от адаптации исторического образования к новым реалиям до конкретных методов работы с ИИ. Большую дискуссию вызвал вопрос использования антиплагиата — существующие системы несовершенны, и нам нужны правила их использования», — подчеркнул эксперт.
С докладами по ключевым темам выступили доцент кафедры истории Удмуртии, археологии и этнологии УдГУ Александр Митряков, доцент кафедры регионоведения и цифровой гуманитаристики КФУ Луиза Каримова и ведущий специалист учебно-методического центра «Антиплагиат» Оксана Молчанова.
Проректор по учебной работе РГГУ Павел Шкаренков стал модератором сессии «Подготовка научных кадров высшей квалификации и деятельность диссертационных советов по историческим специальностям». В рамках этой сессии врио заместителя директора Департамента аттестации научных и научно-педагогических работников Минобрнауки России Олег Кулямин представил доклад о работе сети диссертационных советов в области исторических наук.
Важной частью программы стала Молодёжная секция. Исследователи, аспиранты и студенты поделились успешными практиками по борьбе фальсификацией истории, изучению региональной истории и развитию научных коммуникаций — от организации мероприятий до публикации первых научных работ.
Подводя итоги Молодёжной секции, директор Департамента просветительской работы и общественных инициатив АНО “Национальный центр исторической памяти” Иван Кулаков высоко оценил организацию и содержание Национального форума преподавателей истории. По его словам, на этой площадке молодые ученые и руководители ведущих российских вузов могут обсудить насущные вопросы и воплотить озвученные здесь идеи в жизнь.
«Несколько лет назад на Молодежной секции поднимали обсуждали финансирование поездок в федеральные архивы. И уже в этом году Российское историческое общество вместе с фондом «История Отечества» запустили программу архивной мобильности, благодаря которой 10 молодых ученых получили возможность работать в архивах за счет фонда. Другой пример — ежегодное обсуждение трудностей с публикациями для молодых историков. В ответ на это в прошлом году был создан журнал «Молодой историк» на базе РГГУ. И в этот журнал регулярно принимаются статьи ученых. Кроме того, по итогам дискуссий о сохранении исторической памяти в цифровом формате при поддержке Минобрнауки России был запущен Telegram-канал «Историческая правда», — поделился Иван Александрович.
В этом году участники предложили множество интересных форматов — от музеефикации и создания цифровых продуктов до научных публикаций. Они выразили уверенность, что состоявшаяся дискуссия ляжет в основу новых совместных программ и проектов.
IV Национальный форум преподавателей истории проходит в Тюмени с 10 по 11 октября. Организаторы — Минобрнауки России, РИО, РГГУ и ТюмГУ.
Текст: Департамент коммуникаций
Фото: Софья Легкая, Департамент коммуникаций
26 ноября 2025 года в рамках V Конгресса молодых учёных ректор РГГУ Андрей Логинов выступит на ключевой экспертной дискуссии «Источник в мире традиций, новых технологий и диалога культур». Мероприятие будет посвящено трансформации работы историков и архивистов под влиянием цифровых технологий, искусственного интеллекта и Big Data.
В рамках работы над проектом «Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» РГГУ продолжает открывать культурное наследие коренных народов России. Очередным материалом, опубликованным на цифровой платформе в 2025 году, стало видео нганасанского танца.
В Российско-Армянском (Славянском) университете состоялся I Международный научно-экспертный форум имени Б. Б. Пиотровского «Армения и Россия: союзничество, укоренённое в истории и устремлённое в будущее». Мероприятие, организованное при активном участии РГГУ, знаменует новый этап в развитии академического партнёрства между двумя странами.
Печальная новость. 15 ноября стало известно о кончине профессора кафедры музеологии факультета истории искусства, доктора исторических наук Людмилы Викторовны Коньковой.
Ко Дню социолога в России декан социологического факультета ИСЭН РГГУ Роман Анисимов рассказал о миссии социолога в диалоге между государством и обществом. Эксперт объяснил, как цифровизация изменила профессию и почему в будущем ключевую роль будут играть универсальные специалисты.
Ректор РГГУ Андрей Логинов провёл серию рабочих встреч в Индонезии, направленных на укрепление научно-образовательных связей двух стран.
12 ноября 1803 года император Александр I подписал указ, который навсегда изменил статус истории в России. Николай Михайлович Карамзин был назначен «российским историографом», что положило начало профессионализации отечественной исторической науки. О значении труда Карамзина, о месте его наследия в учебных курсах и научной работе Историко-архивного института РГГУ рассказывает кандидат исторических наук, директор Департамента научной деятельности Павел Андреевич Алипов.
С 30 ноября по 6 декабря 2025 года во Владимирской области пройдёт очное собрание «Школы молодых футурологов» с участием представителей стран БРИКС+. Мероприятие организовано Центром «Дипломатия знаний» Российского государственного гуманитарного университета при поддержке Минобрнауки Российской Федерации.
Представители науки и органов власти, молодые учёные и педагоги, эксперты из сферы цифровых коммуникаций объединились на пленарном заседании в РГГУ, чтобы создать новую систему ценностного воспитания в эпоху цифровых вызовов.
В День экономиста в России мы поговорили с заместителем директора Института социально-экономических наук, деканом экономического факультета Натальей Юрьевной Сопилко, о том, почему эта профессия заслужила свой праздник, как изменилось содержание работы экономиста за последние годы и какие уникальные образовательные подходы в обучении будущих экономистов предлагает РГГУ.