Дорогие друзья! Приветствую организаторов и участников Национального форума преподавателей истории. За последние годы эта профессиональная площадка уверенно зарекомендовала себя как место, где происходит открытый, продуктивный и содержательный обмен мнениями, определяется вектор развития высшего исторического образования.
Хотел бы поблагодарить за это Российское историческое общество и лично Сергея Евгеньевича Нарышкина, Российскую академию образования, а также, конечно, Тюменский государственный университет и Российский государственный гуманитарный университет. Знаю, что оба вуза активно участвуют в организации форума, непосредственно занимаются его подготовкой.
История России – это важнейшая мировоззренческая дисциплина. Поэтому неслучайно, что совершенствование преподавания курсов, составляющих «социогуманитарное ядро», мы начали именно с нее. Оглядываясь назад, осознаешь, какой огромный путь был пройден с момента нормативного закрепления объема преподавания этой дисциплины до нового учебника, который сегодня используется во всех университетах страны.
Сергей Евгеньевич подчеркнул, что главное – это рост уровня исторических знаний наших студентов, и я полностью эту позицию разделяю. Мы видим, что уровень исторической грамотности растет, а значит – мы на правильном пути. Ориентируясь на пример с курсом «история России», планируем поэтапно совершенствовать и другие дисциплины гуманитарного цикла. Очевидные успехи есть в части внедрения «Истории российской государственности», на очереди – философия.
Каждый раз, подступаясь к совершенствованию того или иного курса, мы, как Министерство, опираемся на мнение профессионального преподавательского сообщества. Исхожу из того, что только так можно добиваться реальных образовательных результатов, менять высшее образование к лучшему. Поэтому хотел бы, пользуясь случаем, поблагодарить всех вас. Мы продолжим в впредь опираться на ваш профессиональный опыт.
В заключение, хотел бы отдельно остановиться на вопросе о подготовке историков-профессионалов. Мы, как Министерство, прямо заинтересованы в повышении качества исторического образования, в укреплении исторических факультетов и кафедр, в сбалансированном распределении контрольных цифр приема на исторические специальности.
Вы хорошо знаете, что сегодня ведется большая работа по изменению профиля подготовки высокопрофессиональных кадров в пользу инженерных, педагогических, медицинских и других очевидно востребованных нашей экономикой специальностей. При этом мы, безусловно, осознаем важность исторического знания и фундаментальную, системообразующую роль историков, востребованных в самых различных областях профессиональной деятельности. Здесь мы с вами, уважаемые коллеги, были и остаемся единомышленниками.
Желаю вам плодотворной работы, новых идей и всего самого доброго!
Текст: Минобрнауки России
Фото: Минобрнауки России
26 ноября 2025 года в рамках V Конгресса молодых учёных ректор РГГУ Андрей Логинов выступит на ключевой экспертной дискуссии «Источник в мире традиций, новых технологий и диалога культур». Мероприятие будет посвящено трансформации работы историков и архивистов под влиянием цифровых технологий, искусственного интеллекта и Big Data.
В рамках работы над проектом «Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» РГГУ продолжает открывать культурное наследие коренных народов России. Очередным материалом, опубликованным на цифровой платформе в 2025 году, стало видео нганасанского танца.
В Российско-Армянском (Славянском) университете состоялся I Международный научно-экспертный форум имени Б. Б. Пиотровского «Армения и Россия: союзничество, укоренённое в истории и устремлённое в будущее». Мероприятие, организованное при активном участии РГГУ, знаменует новый этап в развитии академического партнёрства между двумя странами.
Печальная новость. 15 ноября стало известно о кончине профессора кафедры музеологии факультета истории искусства, доктора исторических наук Людмилы Викторовны Коньковой.
Ко Дню социолога в России декан социологического факультета ИСЭН РГГУ Роман Анисимов рассказал о миссии социолога в диалоге между государством и обществом. Эксперт объяснил, как цифровизация изменила профессию и почему в будущем ключевую роль будут играть универсальные специалисты.
Ректор РГГУ Андрей Логинов провёл серию рабочих встреч в Индонезии, направленных на укрепление научно-образовательных связей двух стран.
12 ноября 1803 года император Александр I подписал указ, который навсегда изменил статус истории в России. Николай Михайлович Карамзин был назначен «российским историографом», что положило начало профессионализации отечественной исторической науки. О значении труда Карамзина, о месте его наследия в учебных курсах и научной работе Историко-архивного института РГГУ рассказывает кандидат исторических наук, директор Департамента научной деятельности Павел Андреевич Алипов.
С 30 ноября по 6 декабря 2025 года во Владимирской области пройдёт очное собрание «Школы молодых футурологов» с участием представителей стран БРИКС+. Мероприятие организовано Центром «Дипломатия знаний» Российского государственного гуманитарного университета при поддержке Минобрнауки Российской Федерации.
Представители науки и органов власти, молодые учёные и педагоги, эксперты из сферы цифровых коммуникаций объединились на пленарном заседании в РГГУ, чтобы создать новую систему ценностного воспитания в эпоху цифровых вызовов.
В День экономиста в России мы поговорили с заместителем директора Института социально-экономических наук, деканом экономического факультета Натальей Юрьевной Сопилко, о том, почему эта профессия заслужила свой праздник, как изменилось содержание работы экономиста за последние годы и какие уникальные образовательные подходы в обучении будущих экономистов предлагает РГГУ.