Конференция «Отрицание Холокоста как форма современного антисемитизма: российские реалии» состоялась 30 июня в РГГУ в режиме онлайн. Поводом стал оправдательный приговор, вынесенный в отношении публициста из Перми, который открыто заявлял о том, что число жертв Холокоста преувеличено в политических целях.
После того, как суд принял решение о его невиновности, публицист потребовал компенсацию за незаконное преследование в размере шести миллионов рублей — как он выразился, «по рублю за каждую загубленную, согласно мифологии Холокоста, еврейскую душу».
«Этот процесс показал неготовность российской судебной системы к такого рода делам, — отметил в приветственном слове модератор конференции, сотрудник Института региональной прессы Андрей Калих. — В России, в отличие от других европейских стран, засудить отрицателя Холокоста в принципе невозможно. Значит, нужны иные меры противодействия — общественные, если государство не справляется. Я попросил бы всех вас сегодня подумать над тем, чем опасно в российских реалиях отрицание Холокоста и что может противопоставить этому явлению гражданское общество».
Отрицание Холокоста, то есть, непризнание факта геноцида евреев накануне и в ходе Второй мировой войны, а также политики нацистской Германии, ее пособников и союзников по преследованию и уничтожению евреев Германии и оккупированных ею стран, оспаривание общепризнанного числа жертв в сторону существенного уменьшения, умаление значимости Холокоста как одного из наиболее тяжких преступлений против человечности в мировой истории – одна из самых распространенных в мире антисемитских практик.
Утверждая, что Холокоста не было (либо количество еврейских жертв ничтожно мало, а уничтожение евреев — ничем не выдающаяся страница в истории Второй мировой войны в ряду других подобных трагедий), «отрицатели» обвиняют исследователей, еврейские организации и Израиль в «спекуляциях на Холокосте». Себя они при этом называют историческими ревизионистами.
Участники конференции — историки, юристы, общественные деятели, журналисты и преподаватели — обсудили тенденции и риски роста отрицания Холокоста, в том числе, происходившего на территории СССР.
Эхо Холокоста захлестнуло Советский Союз после войны.
«Эхо Холокоста захлестнуло Советский Союз после войны, — напомнила президент Фонда “Холокост” Алла Гербер. — Всё началось постепенно, с борьбы с космополитами. Был устроен процесс над инженерами-вредителями, тогда сел в тюрьму мой отец. Потом были Еврейский антифашистский комитет, убийство Михоэльса, “дело врачей”. Население страны в массе своей радостно встретило известие о том, что творят "эти сволочи жиды с нашим дорогим русским народом". Москва была наполнена слухами о массовой депортации евреев. Когда полностью откроют архивы, это подтвердится.
Сталинский антисемитизм обусловлен тем, что призыв Гитлера о жидобольшевиках был терпимо встречен местным населением в тех областях, где коммунистов не жаловали — в Литве, Латвии, Эстонии, частично Украине. Сталину было необходимо идеологически отделить коммунистов от евреев, показать, что в посыле о том, что “во всем виноваты жидокоммунисты”, коммунисты ни при чем.
Затем наступила оттепель по отношению к евреям, но лишь отчасти. В период холодной войны их объявили иностранными агентами, посланниками международного сионизма. Перестройка дала свободу всем, и даже неонацистам. Да, Холокост как бы признан. Но к сожалению, он стал частью правительственной пропаганды. Дата 27 января, которая признана ООН Днем памяти жертв Холокоста, до сих пор в России не отмечена в календарях. И присяжные в Перми, которые проголосовали в пользу отрицателя – это представители 12% антисемитов, выявленных по итогам недавнего соцопроса. Уверена, что этих процентов на самом деле гораздо больше».
Отрицанию Холокоста в СССР как форме антисемитизма был также посвящен доклад ведущего научного сотрудника Института истории РАН Геннадия Костырченко.
Мы часто сводим проблематику Холокоста к уничтожению, к геноциду целого народа, но политика преследования евреев нацистским правительством не менее показательна.
В свою очередь, директор Международного научно-образовательного центра истории Холокоста и геноцидов РГГУ Илья Альтман напрямую обратился к теме исторического ревизионизма. «Согласно резолюции ООН от 26 января 2007 года, отрицанием Холокоста считается также его полное или частичное преуменьшение, — сообщил профессор Альтман. — Мы часто сводим проблематику Холокоста к уничтожению, к геноциду целого народа, но политика преследования евреев нацистским правительством не менее показательна. Недаром в документах Нюрнбергского процесса есть специальный раздел “Преследование евреев”. В свое время мы готовили для музея Холокоста на Поклонной горе выставку документов Государственного архива РФ, и среди них были речи советского обвинителя на Нюрнбергском процессе, прокурора Руденко, где фигурирует цифра 5 900 000 убитых евреев. Обвинитель от США Джексон в 1945 году назвал схожую цифру — 5 700 000. Таким образом, шесть миллионов — это факт. Но опираться на материалы одного процесса, когда мы говорим об отрицании, нелогично. Следует привлекать всю совокупность фактов и коллективными усилиями историков доказывать то, что отвергают современные отрицатели – наличие лагерей смерти, газовых камер и самой политики уничтожения. Ревизионисты занижают цифры на порядок, поэтому очень важно иметь в нашем УК соответствующие статьи».
Директор Информационно-аналитического центра «Сова», член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александр Верховский рассказал о том, как действует уголовное право по отношению к отрицателям в Европе.
«Ни в одной европейской стране нет уголовного преследования только и именно за отрицание Холокоста, формулировки всегда шире. В Румынии, Словении, Греции и Италии Холокост упоминается в Уголовном кодексе, в других странах — нет, даже в Израиле соответствующий закон говорит и о нацистских преступлениях против еврейского народа, и о других нацистских преступлениях против человечности. Пять стран Евросоюза настаивают на том, что отдельные нормы не нужны, что эта проблематика полностью покрывается существующими во всех странах нормами о возбуждении ненависти. В Германии, например, криминализация происходит лишь в том случае, если акт отрицания совершен таким способом, который может нарушить мирное состояние общества. Встает вопрос: может ли быть отрицание исторических преступлений уголовно наказуемым деянием? И этот вопрос по-прежнему остается дискуссионным».
Масштабы отрицания Холокоста в США рассмотрел в своем выступлении научный сотрудник Университета Ратгерс (США) Игорь Котлер. Остальные доклады вызвали не меньший интерес. По итогам состоялась оживленная дискуссия.
Организаторы: Международный научно-образовательный центр истории Холокоста и геноцидов РГГУ, Институт региональной прессы (Санкт-Петербург), Высшая школа экономики – Пермский кампус (Пермь).