О роли изучения истории и краеведения в патриотическом воспитании подрастающего поколения и шагах Российского государственного гуманитарного университета в этом направлении.
10 декабря доцент УНЦ региональной истории, краеведения и москвоведения Исторического факультета ИАИ РГГУ Ирина Азерникова приняла участие в обсуждении «Роль краеведения и региональной истории в патриотическом воспитании. Проблемы и задачи» в Международном мультимедийном пресс-центре «Россия сегодня» и рассказала о том, насколько важную роль играет история России и краеведение в патриотическом воспитании молодёжи, и что РГГУ делает в этом направлении.
«Мы часто сталкиваемся с проблемой восприятия краеведения, в целом, и краеведа, как профессии, в молодёжной среде. В процессе общения со студентами я часто слышу, что краеведение воспринимается как некий устаревший, неактуальный предмет, а самое главное — скучный», — отметила Ирина Азерникова.
Однако, как не раз отмечалось во время дискуссии, знать историю своего края очень важно для формирования патриотического сознания у молодёжи, поэтому, чтобы развеять миф о том, что это скучно и не актуально, специально для студентов направления «Историческое краеведение» РГГУ разработал специальные курсы «Лаборатория историко-краеведческого исследования» и «Цифровые медиа в историческом исследовании», а также уже третий год подряд реализует проект «Историческая медиашкола», предназначенный для построения коммуникации среди молодёжи всех регионов России. Как отмечает Ирина Азерникова, работа на стыке исторического краеведения и медиа позволит современной молодёжи не просто лучше понять историю родного края и своего региона, но и позволит ребятам осознать многообразие форм культур России и во многом выполнить запрос общества на знание собственной и региональной истории.
Во время встречи поднимались и другие вопросы. Участников дискуссии интересовало, как в массовом сознании молодёжи сломить барьер, разделяющий историю России и исторических регионов? Как интегрирована история исторических регионов в школьную программу, как и то, как памятные места влияют на развитие внутреннего и, в частности, регионального туризма? Кроме того, рамках круглого стола был представлен медиапроект «Новороссия. Русский Фронтир», созданный АНО «Центр содействия реализации гуманитарных и образовательных программ» при партнерстве Международной медиагруппы «Россия сегодня» и поддержке Русского географического общества.
Мероприятие было посвящено значимости изучения общероссийской и региональной истории для патриотического воспитания подрастающего поколения. Однако, как справедливо отметил заведующий кафедрой теории и истории международных отношений РУДН Константин Курылёв:
«Прежде чем думать над воспитанием молодёжи, нужно сначала сломить этот барьер в нас самих, обращая внимание на ошибочную тенденцию называть исторические регионы «новыми», так как в массовом сознании будет то, о чём говорит пресса, СМИ, блогеры, поэтому начать нам нужно с себя».
Текст: Департамент коммуникаций РГГУ
Фото: Пресс-центр «Россия сегодня»
Как цифровые технологии меняют архивное дело, и что делает Историко-архивный институт для подготовки специалистов будущего? В интервью редакции сайта РГГУ к. и. н., доцент, декан факультета архивоведения и документоведения Филипп Георгиевич Тараторкин рассказал о внедрении искусственного интеллекта в работу с документами, уникальных образовательных программах и верности принципу историзма.
Глава Минобрнауки России Валерий Фальков обсудил с ректорами ведущих университетов СКФО и частных вузов переход на новую модель высшего образования в стране. Участие в дискуссии принял проректор по развитию РГГУ Сергей Пилипенко.
11 июля 2025 г. в Российском государственном гуманитарном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломов выпускникам.
Представители РГГУ обсудили, как повысить рождаемость в России на пленарной сессии «Ценности будущего».
Георгий Кепин — выпускник магистратуры факультета медиакоммуникаций РГГУ, который уже более пяти лет успешно продвигает юридические компании, соединяя академические знания с практикой. Ведь даже в консервативной сфере можно эффективно использовать современные PR-инструменты. В интервью сайту РГГУ Георгий поделился кейсами из своей работы и дал ценные советы тем, кто мечтает о карьере в медиакоммуникациях.
В этом году Общество «Знание» проводит юбилейный сезон одного из своих флагманских проектов для лекторов, желающих совершенствовать навыки публичных выступлений, развивать познавательный контент и найти свою аудиторию.
Екатерина Опарина — выпускница магистратуры факультета медиакоммуникаций, успешно защитившая диссертацию по медиапродюсированию бренда территории на примере Югры. В интервью сайту РГГУ она рассказала, как обучение в РГГУ помогло ей в научной работе и повлияло на исследовательский подход, и с какими проблемами сталкиваются специалисты по территориальному брендингу сегодня.
4 июля 2025 г. в Гуманитарном колледже РГГУ состоялось торжественное вручение дипломов выпускникам. В этот радостный и одновременно грустный день ребята прощались с преподавателями и администрацией колледжа, прошедшими с ними длинный и непростой путь к знаниям.
Создание условий для инновационного развития науки и высшего образования, оптимизация управления и информационного обмена при проведении научных исследований, упрощение процедуры предоставления некоторых государственных услуг в этой сфере – достижение этих и других целей предусмотрено актуализированной редакцией стратегического направления в области цифровой трансформации сферы науки и высшего образования до 2030 года. Распоряжение, утверждающее такой документ, подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.
Какие основные принципы преподавания истории религий и религиоведения, какие новые профили откроются в этом году и какие вызовы стоят перед студентами недавно созданного Института истории религий и духовной культуры — на эти и другие вопросы редакции сайта РГГУ ответил доцент и кандидат культурологии Николай Витальевич Шабуров.