Новый выпуск подкаста ректора РГГУ Андрея Логинова «Искусство поступать» с Аланом Абаевым — деканом факультета маркетинга и рекламы РГГУ — о том, как в Российском государственном гуманитарном университете выстраивают образование на стыке гуманитарных знаний и цифровых технологий и готовят специалистов, которые с первых курсов разрабатывают стартапы и выходят в мир с готовым бизнес-планом.
Андрей Логинов:
— Уважаемые коллеги, дорогие друзья, мы продолжаем серию наших встреч, направленных на знакомство абитуриентов Российского государственного гуманитарного университета с нашими Институтами, факультетами и направлениями подготовки. Сегодня у нас в гостях руководитель одного из таких подразделений — факультета маркетинга и рекламы, входящего в состав Института социально-экономических наук, — Алан Лазаревич Абаев, доктор наук, профессор, человек, который с самого начала новой эпохи жизни нашей страны — то есть с начала девяностых годов — уже занимается вопросами маркетинга, связей с общественностью, рекламой. Другими словами, всеми вопросами, которые связаны с продвижением и решением задач в сложных социальных структурах.
Алан Абаев:
— Мы начинали с кафедры маркетинга, потом кафедра маркетинга стала называться кафедрой маркетинга и рекламы. Развитие шло таким образом, что, достигнув определённого количества поступающих, нам стало тесно на кафедре. Было принято решение основать факультет. Изначально он назывался факультетом рекламы и связей с общественностью (в течение 6 лет). Теперь мы называемся факультетом маркетинга и рекламы Института социально-экономических наук.
И здесь есть логика, так как факультет будет объединять в себе все направления маркетинговой деятельности. Это и маркетинг, и реклама, и те самые социальные и маркетинговые коммуникации, которые так развились, что стали большим отдельным направлением.
Андрей Логинов:
— Мы всегда исходили из того, что это, во-первых, новая наука. По древности, по истории развития её нельзя даже сравнивать с такими науками, как филология, философия, культурология, психология и так далее. Но в то же время — это наука, сложившаяся в последние десятилетия, в первую очередь в Америке и европейских странах. Она возникла в то время, когда в Советском Союзе эта дисциплина даже не рассматривалась как таковая — она заменялась набором других дисциплин. Но то, что в итоге выходили специалисты, которые не хуже западных коллег справлялись с поставленными государственными и общественными задачами, мы с Вами можем подтвердить.
Алан Абаев:
— Если говорить про маркетинг как науку, то, действительно, как Вы совершенно верно говорите, она сложилась недавно. За ориентир можно брать 60–70-е годы 20-го века — это в европейской и американской традиции. Более того, могу сказать, что ещё в начале 2000-х годов в общем-то шёл спор о том, является ли маркетинг научной дисциплиной, или это только некое прикладное дополнение к каким-то экономическим дисциплинам? Всё-таки сейчас мы можем смело говорить, что это наука. И действительно, именно в 90-е годы появился интерес, и развернулась широкая попытка объяснить, что такое пиар, что такое реклама, что такое маркетинг. Хотя, должен сказать, что ещё в 70-х годах в Советском Союзе была опубликована книга, в которой рассказывалось о том, как вести элементы маркетинговой деятельности при торговле с зарубежными странами.
В 90-е годы это понимание расширялось, стало становиться обычным, привычным. Но при этом в 90-е годы нельзя было сказать, что маркетинг структурно, как дисциплина, как наука в России выстроен в понятийном смысле.
Конечно, понятийный аппарат маркетинга в России, можно сказать, выстраивается, если не прямо сейчас на наших глазах, то с относительно недавнего времени. Естественно, если говорить про пиар, про рекламу, — понятия есть, знания эти есть. Но системный подход как к науке — это то, что формируется прямо сейчас. И мы, в том числе, принимаем в этом участие.
Андрей Логинов:
—Чтобы успокоить наших абитуриентов, которые задумаются, стоит ли учиться такому предмету, вокруг которого ещё не сложилось общее единство взглядов (естественно, надо успокоить их в этом отношении), можно сказать, что и public relations, и коммуникации, и маркетинг, и реклама, и связи с общественностью — все эти специальности всегда заточены на сегодняшний день. Они актуальны, они оправданы. Подготовка, которую даёт наш университет, наши коллеги в других университетах и вузах, — она действительно оправдана. Выпускники получают хорошую работу, и они реально себя показывают в жизни.
Более того, жизнь сегодня стала очень изменчивой. Правила игры, если так можно выразиться, и в экономике, и в общественных отношениях видоизменяются, возникают новые вызовы. Надо быстро на них реагировать. Всё усложняется, и подготовка по тем специальностям, которые представлены на Вашем факультете, — она действительно формирует хорошего, адаптированного к этим вызовам специалиста, обладающего глубокими теоретическими знаниями, широким кругозором, набором методов, лайфхаков, способов, как быстро решить поставленную задачу.
У многих молодых людей (да и не только у них: у многих учёных, специалистов) сегодня возникает такая идея, что наконец-то наступает некое завершение, знаете, как после тяжёлых трудов, что наконец-то мы можем успокоиться, ведь мы изобрели искусственный интеллект; сейчас самая главная задача — накормить его как следует большим количеством данных, бигдейта, а дальше он сам начнёт за нас решать те или иные задачи. Действительно, цифровые технологии в сфере общественных отношений — тех задач, которые будут решать наши выпускники, — играют большую роль. Вы не можете это не признать. Мы каким-то образом реагируем на эти вызовы?
Алан Абаев:
— Безусловно, современные цифровые технологии очень сильно изменили сферу рекламы, маркетинговых коммуникаций и в целом маркетинга. Это сказывается как на инструментах, которыми сейчас пользуются специалисты, так и на тех решениях, которые принимаются.
Мы сотрудничаем в этом направлении с коллегами с нашего факультета, занимающимися цифровыми технологиями; мы с ними очень тесно взаимодействуем. Сами тоже открываем программы, дисциплины по цифровизации, которые так или иначе связаны с цифровыми технологиями, потому что цифровая экономика, которая сейчас формируется на наших глазах, изменения в цифровой экономике, цифровая революция, так сказать, — всё это настолько влияет на сферу рекламы, что появляются не только инструменты, не только решения, но и новые методы, которые нужно использовать в работе.
Андрей Логинов:
— Насколько я знаю, на Вашем факультете связке «учёба-диплом-работа» уделяется повышенное внимание. То есть, начиная со старших курсов, если не раньше, Вы чётко понимаете, кто более или менее готов для работы в той или иной компании, организации.
Алан Абаев:
— Мы стараемся выстраивать траекторию студента, каждого отдельного студента, в зависимости от того, к чему он расположен. Не только для студентов, но и для абитуриентов на Днях открытых дверей мы проводим опрос, который показывает, кем в сфере рекламы они смогут работать в будущем. То есть мы с самого начала стараемся показать, что для них более предпочтительно. Конечно, с учётом и их собственных желаний. Когда же дело доходит до защиты диплома, то все дипломы наших выпускников, по сути своей, — это бизнес-план.
Это чёткая привязка к предприятию, к его нуждам, проблемам и задачам в сфере маркетинга. Без конкретной реализации, внедрения какой-то позиции мы дипломы не рассматриваем вообще. И также мы очень активно развиваем стартап-направление, где студенты сами пытаются реализовать какие-то собственные идеи. Это у нас успешно получается. Наши выпускники, кто защитил диплом по стартап-направлению, получают гранты — общероссийские гранты на развитие своих проектов.
Андрей Логинов:
— Какие экзамены (ЕГЭ) должны сдать Ваши абитуриенты?
Алан Абаев:
— Естественно, базовые экзамены — это обществознание и русский язык. Третий экзамен — на выбор, это может быть иностранный язык или информатика.
Андрей Логинов:
— С какого курса студенты уже начинают ходить на практику, получать практические навыки работы?
Алан Абаев:
— У нас уже на втором курсе есть, так называемая, учебная практика, но мы, проанализировав, как это происходит в других вузах и у нас, всё-таки пришли к выводу, что учебную практику нужно проходить в вузе, то есть в РГГУ; и мы ориентируем студентов на то, чтобы в ходе этой учебной практики они расширяли знания в тех гуманитарных направлениях, о которых мы говорим. А вот уже с третьего курса у студентов есть специализированная, скажем, профессионально-творческая практика, и на четвёртом курсе — уже преддипломная практика.
Андрей Логинов:
— Уважаемые коллеги, дорогие друзья, сегодня у нас в гостях был декан факультета маркетинга и рекламы Алан Лазаревич Абаев. Мы рассуждали о той замечательной специальности, профессионалов в сфере которой готовят на факультете маркетинга и рекламы РГГУ, говорили об особенностях, нюансах обучения и подготовки, и, конечно, о том будущем, которое ждёт выпускников этого факультета. Спасибо!
Текст: Департамент коммуникаций
Фото: Департамент коммуникаций
10 июня 2025 г. в Российском государственном гуманитарном университете состоялась встреча студентов, изучающих хинди, с преподавателями из Бенаресского индуистского университета и университета Махатмы Ганди Каши Видьяпит (Индия, г. Варанаси).
Советник Президента Российской Федерации, научный руководитель Института наследия и современного общества РГГУ Валерий Фадеев провёл круглый стол на тему «Подготовка учебного пособия по экономике в рамках ценностного подхода в преподавании экономики для включения в образовательные программы высшего образования модуля «Основы российской государственности».
Проректор по международному сотрудничеству РГГУ Вера Заботкина встретилась с главой Фонда тюркоязычных народов Патриаршим архидиаконом Русской православной церкви отцом Константином с целью обсуждения совместных проектов в области тюркологических исследований и развития диалога между представителями науки и Русской православной церкви.
10 июня 2025 г. президент России Владимир Путин, открывая заседание Совета Безопасности РФ, подчеркнул важность выстраивания системной государственной политики в сфере сохранения и защиты традиционных ценностей на долгосрочную перспективу.
Замглавы Минобрнауки России Константин Могилевский выступил с докладом на XIII Общем собрании Российского исторического общества.
Выступление председателя РИО Сергея Нарышкина на XIII Общем собрании Российского исторического общества.
В Высшей школе экономики состоялось XIII Общее собрание Российского исторического общества. Среди участников были замглавы Минобрнауки России Константин Могилевский, Председатель РИО Сергей Нарышкин, ректор РГГУ Андрей Логинов и научный руководитель РГГУ Ефим Пивовар.
9 июня ректор РГГУ принял участие в заседании Совета ректоров вузов Москвы и Московской области, направленном на обсуждение и доработку проекта стратегии развития образования Российской Федерации до 2036 года.
10 июня 2025 г. в Астане стартовала VIII Международная Летняя школа молодых архивистов, организованная Архивом Президента РК. В этом году форум посвящён теме «Цифровая трансформация архивов и сохранение документального наследия». В работе Школы примут участие более 100 специалистов из разных стран.
С 6 по 8 июня команда Департамента коммуникаций РГГУ в Мастерской управления «Сенеж» приняла участие в первом очном модуле стратегического трека «Министерство контента» от проекта #ТопБЛОГ президентской платформы «Россия – страна возможностей».