РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Все новости


Факультет маркетинга и рекламы РГГУ — изучай, запускай, масштабируй
18.04.2025

Факультет маркетинга и рекламы РГГУ — изучай, запускай, масштабируй

Новый выпуск подкаста ректора РГГУ Андрея Логинова «Искусство поступать» с Аланом Абаевым — деканом факультета маркетинга и рекламы РГГУ — о том, как в Российском государственном гуманитарном университете выстраивают образование на стыке гуманитарных знаний и цифровых технологий и готовят специалистов, которые с первых курсов разрабатывают стартапы и выходят в мир с готовым бизнес-планом.



Андрей Логинов:
— Уважаемые коллеги, дорогие друзья, мы продолжаем серию наших встреч, направленных на знакомство абитуриентов Российского государственного гуманитарного университета с нашими Институтами, факультетами и направлениями подготовки. Сегодня у нас в гостях руководитель одного из таких подразделений — факультета маркетинга и рекламы, входящего в состав Института социально-экономических наук, — Алан Лазаревич Абаев, доктор наук, профессор, человек, который с самого начала новой эпохи жизни нашей страны — то есть с начала девяностых годов — уже занимается вопросами маркетинга, связей с общественностью, рекламой. Другими словами, всеми вопросами, которые связаны с продвижением и решением задач в сложных социальных структурах.

Алан Абаев:
— Мы начинали с кафедры маркетинга, потом кафедра маркетинга стала называться кафедрой маркетинга и рекламы. Развитие шло таким образом, что, достигнув определённого количества поступающих, нам стало тесно на кафедре. Было принято решение основать факультет. Изначально он назывался факультетом рекламы и связей с общественностью (в течение 6 лет). Теперь мы называемся факультетом маркетинга и рекламы Института социально-экономических наук.
И здесь есть логика, так как факультет будет объединять в себе все направления маркетинговой деятельности. Это и маркетинг, и реклама, и те самые социальные и маркетинговые коммуникации, которые так развились, что стали большим отдельным направлением.

Андрей Логинов:
— Мы всегда исходили из того, что это, во-первых, новая наука. По древности, по истории развития её нельзя даже сравнивать с такими науками, как филология, философия, культурология, психология и так далее. Но в то же время — это наука, сложившаяся в последние десятилетия, в первую очередь в Америке и европейских странах. Она возникла в то время, когда в Советском Союзе эта дисциплина даже не рассматривалась как таковая — она заменялась набором других дисциплин. Но то, что в итоге выходили специалисты, которые не хуже западных коллег справлялись с поставленными государственными и общественными задачами, мы с Вами можем подтвердить.

Алан Абаев:
— Если говорить про маркетинг как науку, то, действительно, как Вы совершенно верно говорите, она сложилась недавно. За ориентир можно брать 60–70-е годы 20-го века — это в европейской и американской традиции. Более того, могу сказать, что ещё в начале 2000-х годов в общем-то шёл спор о том, является ли маркетинг научной дисциплиной, или это только некое прикладное дополнение к каким-то экономическим дисциплинам? Всё-таки сейчас мы можем смело говорить, что это наука. И действительно, именно в 90-е годы появился интерес, и развернулась широкая попытка объяснить, что такое пиар, что такое реклама, что такое маркетинг. Хотя, должен сказать, что ещё в 70-х годах в Советском Союзе была опубликована книга, в которой рассказывалось о том, как вести элементы маркетинговой деятельности при торговле с зарубежными странами.
В 90-е годы это понимание расширялось, стало становиться обычным, привычным. Но при этом в 90-е годы нельзя было сказать, что маркетинг структурно, как дисциплина, как наука в России выстроен в понятийном смысле.
Конечно, понятийный аппарат маркетинга в России, можно сказать, выстраивается, если не прямо сейчас на наших глазах, то с относительно недавнего времени. Естественно, если говорить про пиар, про рекламу, — понятия есть, знания эти есть. Но системный подход как к науке — это то, что формируется прямо сейчас. И мы, в том числе, принимаем в этом участие.

Андрей Логинов:
—Чтобы успокоить наших абитуриентов, которые задумаются, стоит ли учиться такому предмету, вокруг которого ещё не сложилось общее единство взглядов (естественно, надо успокоить их в этом отношении), можно сказать, что и public relations, и коммуникации, и маркетинг, и реклама, и связи с общественностью — все эти специальности всегда заточены на сегодняшний день. Они актуальны, они оправданы. Подготовка, которую даёт наш университет, наши коллеги в других университетах и вузах, — она действительно оправдана. Выпускники получают хорошую работу, и они реально себя показывают в жизни.
Более того, жизнь сегодня стала очень изменчивой. Правила игры, если так можно выразиться, и в экономике, и в общественных отношениях видоизменяются, возникают новые вызовы. Надо быстро на них реагировать. Всё усложняется, и подготовка по тем специальностям, которые представлены на Вашем факультете, — она действительно формирует хорошего, адаптированного к этим вызовам специалиста, обладающего глубокими теоретическими знаниями, широким кругозором, набором методов, лайфхаков, способов, как быстро решить поставленную задачу.
У многих молодых людей (да и не только у них: у многих учёных, специалистов) сегодня возникает такая идея, что наконец-то наступает некое завершение, знаете, как после тяжёлых трудов, что наконец-то мы можем успокоиться, ведь мы изобрели искусственный интеллект; сейчас самая главная задача — накормить его как следует большим количеством данных, бигдейта, а дальше он сам начнёт за нас решать те или иные задачи. Действительно, цифровые технологии в сфере общественных отношений — тех задач, которые будут решать наши выпускники, — играют большую роль. Вы не можете это не признать. Мы каким-то образом реагируем на эти вызовы?

Алан Абаев:
— Безусловно, современные цифровые технологии очень сильно изменили сферу рекламы, маркетинговых коммуникаций и в целом маркетинга. Это сказывается как на инструментах, которыми сейчас пользуются специалисты, так и на тех решениях, которые принимаются.
Мы сотрудничаем в этом направлении с коллегами с нашего факультета, занимающимися цифровыми технологиями; мы с ними очень тесно взаимодействуем. Сами тоже открываем программы, дисциплины по цифровизации, которые так или иначе связаны с цифровыми технологиями, потому что цифровая экономика, которая сейчас формируется на наших глазах, изменения в цифровой экономике, цифровая революция, так сказать, — всё это настолько влияет на сферу рекламы, что появляются не только инструменты, не только решения, но и новые методы, которые нужно использовать в работе.

Андрей Логинов:
— Насколько я знаю, на Вашем факультете связке «учёба-диплом-работа» уделяется повышенное внимание. То есть, начиная со старших курсов, если не раньше, Вы чётко понимаете, кто более или менее готов для работы в той или иной компании, организации.

Алан Абаев:
— Мы стараемся выстраивать траекторию студента, каждого отдельного студента, в зависимости от того, к чему он расположен. Не только для студентов, но и для абитуриентов на Днях открытых дверей мы проводим опрос, который показывает, кем в сфере рекламы они смогут работать в будущем. То есть мы с самого начала стараемся показать, что для них более предпочтительно. Конечно, с учётом и их собственных желаний. Когда же дело доходит до защиты диплома, то все дипломы наших выпускников, по сути своей, — это бизнес-план.
Это чёткая привязка к предприятию, к его нуждам, проблемам и задачам в сфере маркетинга. Без конкретной реализации, внедрения какой-то позиции мы дипломы не рассматриваем вообще. И также мы очень активно развиваем стартап-направление, где студенты сами пытаются реализовать какие-то собственные идеи. Это у нас успешно получается. Наши выпускники, кто защитил диплом по стартап-направлению, получают гранты — общероссийские гранты на развитие своих проектов.

Андрей Логинов:
— Какие экзамены (ЕГЭ) должны сдать Ваши абитуриенты?

Алан Абаев:
— Естественно, базовые экзамены — это обществознание и русский язык. Третий экзамен — на выбор, это может быть иностранный язык или информатика.

Андрей Логинов:
— С какого курса студенты уже начинают ходить на практику, получать практические навыки работы?

Алан Абаев:
— У нас уже на втором курсе есть, так называемая, учебная практика, но мы, проанализировав, как это происходит в других вузах и у нас, всё-таки пришли к выводу, что учебную практику нужно проходить в вузе, то есть в РГГУ; и мы ориентируем студентов на то, чтобы в ходе этой учебной практики они расширяли знания в тех гуманитарных направлениях, о которых мы говорим. А вот уже с третьего курса у студентов есть специализированная, скажем, профессионально-творческая практика, и на четвёртом курсе — уже преддипломная практика.

Андрей Логинов:
— Уважаемые коллеги, дорогие друзья, сегодня у нас в гостях был декан факультета маркетинга и рекламы Алан Лазаревич Абаев. Мы рассуждали о той замечательной специальности, профессионалов в сфере которой готовят на факультете маркетинга и рекламы РГГУ, говорили об особенностях, нюансах обучения и подготовки, и, конечно, о том будущем, которое ждёт выпускников этого факультета. Спасибо!

Текст: Департамент коммуникаций
Фото: Департамент коммуникаций

Поделиться новостью в Телеграм!
Главное
читайте также
16 мая 2025
Студенты РГГУ — финалисты конкурса научных работ по москвоведению

13 мая 2025 г. в Библиотеке-читальне им. А.С. Пушкина прошла церемония награждения участников конкурса научных студенческих работ в рамках V ежегодной научно-практической конференции «История Москвы: методология, источниковедение, историография, популяризация». В торжественном мероприятии приняли участие студенты направления «Историческое краеведение» исторического факультета ИАИ РГГУ

15 мая 2025
Латинский код в русском университете: в РГГУ говорят по-португальски

О преподавании бразильского варианта португальского языка в российских вузах, сертификации CELPE-Bras и расширении академического сотрудничества между Россией и Бразилией.

14 мая 2025
В числе первых: РГГУ вошёл в состав Сетевого университета БРИКС

С 12 по 13 мая в формате видеоконференцсвязи состоялись рабочая встреча и тематическая конференция Международного управляющего совета Сетевого университета БРИКС. В мероприятиях приняла участие и.о. проректора РГГУ по международному сотрудничеству Вера Ивановна Заботкина.

09 мая 2025
Поздравление ректора РГГУ А.В. Логинова с 80-летием Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня РГГУ вместе со всей страной вспоминает тех, кто отчаянно сражался за свободу нашей Родины от немецко-фашистской оккупации.

07 мая 2025
Трибунал на площадке НЦ «Россия» — как оживает история

В преддверии праздника Великой Победы представители РГГУ посетили спектакль-реконструкцию «Нюрнбергский приговор: уроки истории для настоящего и будущего» в Национальном центре «Россия».

05 мая 2025
Ничего для нас без нас

30 апреля на выставке «Сокровища Севера» в Москве прошла презентация Интерактивного атласа КМНСС и ДВ — уникальной цифровой платформы, созданной Ассоциацией КМНССиДВ России совместно с РГГУ.

05 мая 2025
Институт филологии и истории РГГУ — мечта, воплощённая в реальность

Новый выпуск подкаста ректора РГГУ Андрея Логинова «Искусство поступать» с Игорем Шайтановым — представителем Института филологии и истории РГГУ — о трёх китах настоящей Высшей школы: традиции, людях и большой идее.

01 мая 2025
«Наш цветок в букете ко Дню Победы»: в РГГУ открыли три выставки о войне

О том, как война меняет судьбы, о страхе и мужестве, жизни на линии фронта, сохранении памяти, культурного наследия и человеческом взгляде на события военных лет.

30 апреля 2025
«Когда мы вместе — нам ничего не страшно»: День донора в РГГУ

28 апреля в Российском государственном гуманитарном университете состоялась традиционная акция День донора.

29 апреля 2025
В РГГУ состоялся концерт, посвящённый Дню Победы

29 апреля 2025 г. в аудитории 227 состоялся концерт, посвящённый празднованию 80-летия Великой Победы — одной из самых значимых дат в истории нашей страны.