О роли искусственного интеллекта в образовательном процессе, подмене критического мышления, идеологических играх и необходимости регулирования новых технологий.
8 апреля 2025 г. советник Президента Российской Федерации, научный руководитель Института научной информации и социального образования РГГУ Валерий Фадеев принял участие в заседании круглого стола «Угрозы искусственного интеллекта для образования и социальной сферы», которое прошло в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня».
Центральными темами обсуждения стали влияние искусственного интеллекта на систему образования, общественное сознание и ценностные ориентиры молодёжи.
«Мы стоим на пороге информационного идеологического бедствия. Российское общество пока недооценивает эту опасность», — выразил обеспокоенность Валерий Фадеев, отметив, что сегодняшние нейросети черпают свои «знания» преимущественно из источников, отражающих западную идеологию.
По мнению советника Президента, это прямым образом угрожает нашей культурной идентичности и влечёт за собой идеологическую дезориентацию молодёжи, так как системы ИИ способствуют формированию у школьников и студентов противоречащих отечественным историческим и культурным ценностям представлений об исторических фактах, устройстве мира и государственных границах.
Масштаб проблемы становится очевидным, если обратиться к статистическим данным. Согласно опросу Ассоциации организаторов студенческих олимпиад, 85% обучающихся в России активно используют нейросети, в том числе при написании курсовых и дипломных работ, что уже говорит о том, что современные школьники и студенты не приспособлены к классическому получению образования, включающему в себя поиск, чтение, анализ и критическое мышление. Молодёжь привыкла к быстрому потреблению короткой информации и воспринимает ИИ как авторитетный источник знаний.
«Нужен настоящий закон, необходим регулирующий орган, который мог бы сертифицировать доверенный искусственный интеллект и детский искусственный интеллект, применяемый в образовании», — поделился член СПЧ, предприниматель в сфере информационных технологий Игорь Ашманов, подчеркнув, что многие продукты на базе ИИ, например, умные колонки, позиционируются как детские игрушки. Однако, в отличие от других товаров, которые проходят сертификацию перед выходом в продажу, игрушки с искусственным интеллектом попадают в руки детей напрямую, минуя все этапы проверки.
По этой причине особое внимание в ходе дискуссии было уделено способам регуляции ИИ в образовательной и социальной сферах и необходимости выработки норм и стандартов, обеспечивающих безопасность и качество обучения.
Споры о целесообразности, эффективности, рисках и угрозах использования искусственного интеллекта в любой сфере человеческой деятельности ведутся давно. И хотя запятая пока ещё не нашла своего места в предложении «Запретить нельзя использовать», необходимость в разработке механизмов контроля искусственного интеллекта, способных обеспечить безопасное использование, очевидна.
Текст: Департамент коммуникаций
Фото: МИА «Россия сегодня»
На образовательном семинаре БРИКС и.о. проректора по международному сотрудничеству РГГУ Вера Заботкина представила инициативы по развитию программ двойных дипломов и внедрению цифровых технологий в гуманитарные науки.
В РГГУ провели заседание интеллектуального клуба на тему «Специализация против целостности/Педология против педагогики». В числе участников были Советник Президента и председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев, главный редактор журнала «Монокль» Татьяна Гурова, проректор НИУ ВШЭ Татьяна Васильева, заведующий кафедрой теологии и религиоведения КГУ Владимир Меньшиков.
Российский государственный гуманитарный университет остаётся верен своей миссии по сохранению исторической памяти — в РГГУ прошла патриотическая акция «Диктант Победы».
В автопробеге ко Дню Победы по маршруту «Москва — Ржев», приуроченному к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, приняли участие 16 студентов и сотрудников РГГУ.
Российский государственный гуманитарный университет и Африканско-Русская Энергетическая Ассоциация заключили соглашение о сотрудничестве. Документы подписали ректор РГГУ Андрей Логинов и гендиректор «Международного центра продвижения бизнеса» (член правления АРЭА) Юлия Берг.
Новый выпуск подкаста ректора РГГУ Андрея Логинова «Искусство поступать» с Валерием Тишковым — директором Института этнологии и антропологии РГГУ — об уникальной междисциплинарной модели воспитания специалистов-антропологов и их востребованности на мировом и российском рынке труда.
О взгляде на Победу с разных континентов, борьбе с фальсификацией истории, ценностях, которые передаются сквозь поколения — всё это и не только в международном диалоге стран БРИКС на площадке РГГУ.
В Российском государственном гуманитарной университете состоялся Международный научный форум «Великая Отечественная война 1941–1945 гг.: история, источники, историография. К 80-летию Победы». Мероприятие организовано Минобрнауки России совместно с РГГУ при поддержке Российского исторического общества (РИО). Ключевой темой стало сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне и её защита от фальсификаций в условиях информационной войны.
О новых перспективах для студентов, развитии российско-индонезийского академического диалога, культурных ценностях и взаимопонимании.
Австрийские студенты, изучающие русский язык и культуру, посетили Российский государственный гуманитарный университет и обсудили со студентами РГГУ специфику образовательных систем России и Австрии, поделились трудностями и преимуществами изучения языков, а также личными историями, убедившими их в необходимости укрепления межгосударственного диалога посредством студенческих обменов и перекрестного изучения языков и культур России и Австрии.