Уважаемые коллеги!
23 мая (четверг) 2017 г.
СОСТОИТСЯ 08 (56) ЗАСЕДАНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО НАУЧНОГО СЕМИНАРА «ПРОБЛЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ XVIII ВЕКА»
Форма: научный доклад
Тематическое направление: графика как исторический источник
Тема: Графика официальной жизни русского двора XVIII в.: новые материалы
Докладчик: д.ист.н. Агеева Ольга Гениевна (ведущий научный сотрудник, Институт российской истории РАН)
Ключевые аспекты: в архивных собрания хранятся рисунки, схемы и планы, посвященные официальным событиям жизни императорского двора России XVIII в. Они могут быть объединены воедино и составить группу изобразительных материалов по истории придворной жизни, дополняющую письменные источники.
Самым ранним из документов является неопубликованный рисунок тушью из ОР РНБ, посвященный погребению представительницы царского дома. Его сравнение с рукописными источниками позволило уточнить атрибуцию изображения. Вопреки подписи на обороте листа, рисунок посвящен погребению царевны Натальи Алексеевны 1717 г. Письменные источники также позволили назвать по именам около 180 из 200 изображенных лиц. Так как это первое изображение нового европеизированного погребения Романовых, то интерес представляет изображение печальной атрибутики – траурной короны, балдахина, черных попон на лошадях, щитов с российским гербом, жезлов маршалов и др.
Особой группой праздничной графики являются ортогональные и аксонометрические планы праздничных парадов в честь праздника Богоявления (6 января ст.ст.), дней коронования и тезоименитства Елизаветы Петровны (25 апреля и 5 сентября). Они представлены несколькими листами 1726 – 1765 гг. Для истории военных парадов России планы незаменимы, так как только они показывают различные виды расстановки войск – на льду Невы, по улицам и каналам Петербурга, порядок полков и места расположения артиллерии. Что касается текстов планов со сведениями о численности и составе полков, то они дублируются письменными источниками,
дополняющими планы общими сведениями о ходе торжеств. Большинство изображений имеет декоративное оформление в виде картушей и фигурных рамок, подкрашенных акварелью. Большинство планов парадов - образцы офицерской графики. Они служили подносными листами. Меньшая часть представляет копии планов тушью и выполнена в XIX в.
К делопроизводственным документам следует отнести «рабочий» план расстановки в Георгиевском зале 29 ноября 1798 г. участников церемонии поднесения Павлу I звания мальтийского гроссмейстера. Документ позволяет «увидеть», как выглядело это торжество в его кульминационный момент. Особую ценность представляют введенная Павлом расстановка высочайшей фамилии и высших чинов у трона, полукружие орденских групп и цепочки конногвардейцев, места для других участников торжества.
Место проведения: Государственный институт искусствознания, библиотека
Время: 17.00
Всех желающих принять участие в семинаре прошу зарегистрироваться по электронной почте: culture.18.century@gmail.com
До встречи!
Куратор семинара: к. иск. Алла Александровна Аронова
24 марта 2025 г. на кафедре музеологии факультета истории искусства Российского государственного гуманитарного университета прошло заседание круглого стола «Культурное наследие: проблемы изучения и актуализации».
7 марта 2025 г. в аудитории «Чердак» Учебного центра «Арт-дизайн» Российского государственного гуманитарного университета прошёл кинопоказ фильма «Девчата».
Студенты факультета истории искусства, Учебно-научного центра региональной истории, краеведения и москвоведения РГГУ посетили Центральный Дом Российской Армии имени М.В. Фрунзе — бывшую усадьбу Салтыковых на Суворовской площади.
В мире искусства и истории порой встречаются загадки, способные увлечь даже самых искушённых исследователей. Одной из таких тайн стали китайские печи, заказанные Петром I, — символ его стремления к инновациям и международным связям.
Студенты 1 и 2 курсов магистратуры «Арт-менеджмент и галерейное дело» погрузились в специфику кураторской работы и познакомились с историей отечественного современного искусства благодаря проекту «Вперед, к Злотникову» в галерее ГРАУНД (куратор Никита Спиридонов и экспозиционер Катя Бочавар), который сопоставил советского живописца с мультимедийными художниками ХХ века - режиссерами, композиторами, видео-артистами и современными российскими авторами.
На факультете истории искусства Российского государственного гуманитарного университета прошел семинар «Иерихон 2025», посвященный российским археологическим исследованиям в Палестине. Мероприятие собрало студентов, ученых и специалистов ведущих музеев страны, чтобы обсудить достижения Иерихонской экспедиции Института археологии РАН и поделиться впечатлениями от работы в Святой Земле.
На факультете истории искусства прошла очередная серия встреч, посвященных методологическим основам научного исследования, под руководством кандидата искусствоведения, доцента кафедры кино и современного искусства Сергея Юрьевича Штейна.
Научно-исследовательская программа «Музейно-парковый комплекс Российской Федерации в Иерихоне: музейные практики, искусствоведение» направлена на целостное изучение и разностороннее использование в культурно-просветительных целях Музейно-паркового комплекса РФ в г. Иерихоне (Палестина, г. Иерихон, ул. Дмитрия Медведева).
16 декабря 2024 года в РГГУ прошел международный семинар «Вещь: время и место», собравший ученых и исследователей из различных стран и регионов России. Семинар предоставил площадку для обсуждения роли материальных объектов в контексте культурного наследия, а также их значения в различных временных и пространственных рамках.
23 декабря в 600 аудитории 6 корпуса РГГУ состоялось празднование 25-летия факультета истории искусства. Праздник собрал студентов, преподавателей и выпускников. Встречу организовал студенческий совет ФИИ.