РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Все новости


Погружение в искусство: студенты исследуют кураторство и современное искусство на выставке «Вперед, к Злотникову»
03.03.2025

Погружение в искусство: студенты исследуют кураторство и современное искусство на выставке «Вперед, к Злотникову»

Студенты 1 и 2 курсов магистратуры «Арт-менеджмент и галерейное дело» погрузились в специфику кураторской работы и познакомились с историей отечественного современного искусства благодаря проекту «Вперед, к Злотникову» в галерее ГРАУНД (куратор Никита Спиридонов и экспозиционер Катя Бочавар), который сопоставил советского живописца с мультимедийными художниками ХХ века - режиссерами, композиторами, видео-артистами и современными российскими авторами.



Сопоставление взято за основной экспозиционный принцип. Выставку открывает работа Злотникова из серии Сигнальные системы под музыкальное сопровождение представительницы советского музыкального андеграунда Софии Губайдулиной. Параллель с музыкой, как самым абстрактным видом искусства, не случайна. Фактически выставка - онтология беспредметного искусства хх века.

От фильма «Ритм 21» немецкого режиссера Ганса Рихтера - едва ли не первого прецедента абстрактного кинематографа до экспериментов СКБ Прометей из Казани. Писала про них тут. И визуальных партитур Джона Кейджа.

То есть выставка дает взгляд на искусство Злотникова в контексте мировых тенденций. Хотя интерес к его наследию лишь набирает обороты (тут не обошлось без галереи pop / off / art, которая за это активно взялась).

Экспозиция дает возможность поближе ознакомиться с типичными для Злотникова элементами — пятна «раздражители», как он их называл, и импульсы, создающие ритмы сигнальной системы. Важный элемент его рисунков - дуга, представлен также в виде небольшой скульптуры на 2-м этаже.


Уникальная экспозиция: наследие Злотникова в современном контексте

Преимущественно наследие автора — работы на бумаге (видимо несколько тысяч экземпляров). Злотников анализировал язык живописи средствами графических серий. Это не эскизы, а самостоятельные работы. У них также отсутствует нумерация.

Обратили внимание, что за столько лет бумага местами выцвела, где-то есть дефекты. На выставке представлены вещи от самой ранней абстракции 1952 года (когда автору было 20 с небольшим) до работы 2002 года, (когда ему уже за 70). Это и «Протосигналы», с которых Злотников ищет свою «азбуку», и очень мне понравился Библейский цикл (который длился 20 лет - 1960-70е) - экзистенциальные и метафизические поиски. Кульминация выставки - большие холсты, которые тот начал делать лишь с конца 1980-х.


Кураторские решения: создание диалога между искусствами

Интересное кураторское решение - в одном из залов также сопоставлено машинное и человеческое - текст про сигнальные системы, сгенерированный нейросетью deep seek. Злотников (1930-2016) чуть-чуть не дожил до возможности общения с компьютерным интеллектом. Но куратор продолжил этот диалог и через работы современных художников, которые вплетены в экспозицию очень деликатно. Например, пространственный мурал Саши Мороз или мультимедийная инсталляция «Машинное видение» Камиллы Юсуповой.


Андеграундный контекст возникновения сигнальной системы подчёркивается атмосферой залов галереи на Солянке.

Кружочки и пятна словно продолжаются дефектами на стенах. Но прежде всего куратор хотел подчеркнуть дух подполья, в котором это все создавалась. Ведь автор не мог знать, и не мог думать о себе в контексте зарубежного искусства. Хотя в целом его холсты вполне можно представить на стенах MoMA в Нью-Йорке, где-нибудь рядом с Ротко.

Что важно для студентов?

Этот проект наглядно продемонстрировал для магистрантов, как арт-менеджмент изучается на практике, на примере высококачественных художественных выставок и кураторских проектов. Такой подход позволяет студентам сохранять тесную связь с главным смыслом их деятельности — искусствоведением. Вместо подготовки исключительно арт-продюсеров и предпринимателей, программа направлена на воспитание профессионалов с искусствоведческим мировоззрением и глубоким пониманием искусства.


Текст: Екатерина Карцева
Фото: Екатерина Карцева

Поделиться новостью в Телеграм!
Факультет истории искусства
читайте также
03 марта 2025
Погружение в искусство: студенты исследуют кураторство и современное искусство на выставке «Вперед, к Злотникову»

Студенты 1 и 2 курсов магистратуры «Арт-менеджмент и галерейное дело» погрузились в специфику кураторской работы и познакомились с историей отечественного современного искусства благодаря проекту «Вперед, к Злотникову» в галерее ГРАУНД (куратор Никита Спиридонов и экспозиционер Катя Бочавар), который сопоставил советского живописца с мультимедийными художниками ХХ века - режиссерами, композиторами, видео-артистами и современными российскими авторами.

13 февраля 2025
«Иерихон 2025»: Святая Земля глазами российских археологов

На факультете истории искусства Российского государственного гуманитарного университета прошел семинар «Иерихон 2025», посвященный российским археологическим исследованиям в Палестине. Мероприятие собрало студентов, ученых и специалистов ведущих музеев страны, чтобы обсудить достижения Иерихонской экспедиции Института археологии РАН и поделиться впечатлениями от работы в Святой Земле.

28 января 2025
Методологический семинар С.Ю. Штейна «Искусство метода»

На факультете истории искусства прошла очередная серия встреч, посвященных методологическим основам научного исследования, под руководством кандидата искусствоведения, доцента кафедры кино и современного искусства Сергея Юрьевича Штейна.

20 января 2025
Искусство и наследие: научные исследования в музейном комплексе «Иерихон»

Научно-исследовательская программа «Музейно-парковый комплекс Российской Федерации в Иерихоне: музейные практики, искусствоведение» направлена на целостное изучение и разностороннее использование в культурно-просветительных целях Музейно-паркового комплекса РФ в г. Иерихоне (Палестина, г. Иерихон, ул. Дмитрия Медведева).

25 декабря 2024
«Вещь: время и место – международный семинар 2024 года»

16 декабря 2024 года в РГГУ прошел международный семинар «Вещь: время и место», собравший ученых и исследователей из различных стран и регионов России. Семинар предоставил площадку для обсуждения роли материальных объектов в контексте культурного наследия, а также их значения в различных временных и пространственных рамках.

25 декабря 2024
Факультету Истории Искусства – 25 лет!

23 декабря в 600 аудитории 6 корпуса РГГУ состоялось празднование 25-летия факультета истории искусства. Праздник собрал студентов, преподавателей и выпускников. Встречу организовал студенческий совет ФИИ.

23 декабря 2024
Экскурсия студентов по выставке «Наука реставрации – опыт поколений»

Студенты исторического факультета посетили выставку «Наука реставрации - опыт поколений» в реставрационном центре им. Грабаря, где увидели редкие произведения искусства, восстановленные после различных повреждений.

21 декабря 2024
«‎Первый шаг сделан: результаты стартового заседания СНО»

На первом заседании СНО были определены ключевые задачи и планы на следующий  семестр. Среди них - анонсирование внеучебных научных и просветительских мероприятий факультета, активное участие в научных событиях РГГУ и за его пределами, а также запуск цикла встреч, семинаров и конференций, основанных на интересах студентов нашего факультета.

13 декабря 2024
В РГГУ прошла научная конференция «Мировые тренды и музейная практика в России»

27-28 ноября 2024 г. в РГГУ прошла III Международная научная конференция «Мировые тренды и музейная практика в России». Мероприятие было организовано кафедрой музеологии факультета истории искусства РГГУ при поддержке ИКОМ России.

05 декабря 2024
В РГГУ обсудили, где живёт современное искусство

30 ноября 2024 г. в РГГУ прошла ежегодная конференция «Теории и практики современного искусства», посвящённая памяти Анны Юрьевны Чудецкой. Организатор мероприятия — кафедра кино и современного искусства факультета истории искусства РГГУ.