Студенты 1 и 2 курсов магистратуры «Арт-менеджмент и галерейное дело» погрузились в специфику кураторской работы и познакомились с историей отечественного современного искусства благодаря проекту «Вперед, к Злотникову» в галерее ГРАУНД (куратор Никита Спиридонов и экспозиционер Катя Бочавар), который сопоставил советского живописца с мультимедийными художниками ХХ века - режиссерами, композиторами, видео-артистами и современными российскими авторами.
Сопоставление взято за основной экспозиционный принцип. Выставку открывает работа Злотникова из серии Сигнальные системы под музыкальное сопровождение представительницы советского музыкального андеграунда Софии Губайдулиной. Параллель с музыкой, как самым абстрактным видом искусства, не случайна. Фактически выставка - онтология беспредметного искусства хх века.
От фильма «Ритм 21» немецкого режиссера Ганса Рихтера - едва ли не первого прецедента абстрактного кинематографа до экспериментов СКБ Прометей из Казани. Писала про них тут. И визуальных партитур Джона Кейджа.
То есть выставка дает взгляд на искусство Злотникова в контексте мировых тенденций. Хотя интерес к его наследию лишь набирает обороты (тут не обошлось без галереи pop / off / art, которая за это активно взялась).
Экспозиция дает возможность поближе ознакомиться с типичными для Злотникова элементами — пятна «раздражители», как он их называл, и импульсы, создающие ритмы сигнальной системы. Важный элемент его рисунков - дуга, представлен также в виде небольшой скульптуры на 2-м этаже.
Уникальная экспозиция: наследие Злотникова в современном контексте
Преимущественно наследие автора — работы на бумаге (видимо несколько тысяч экземпляров). Злотников анализировал язык живописи средствами графических серий. Это не эскизы, а самостоятельные работы. У них также отсутствует нумерация.
Обратили внимание, что за столько лет бумага местами выцвела, где-то есть дефекты. На выставке представлены вещи от самой ранней абстракции 1952 года (когда автору было 20 с небольшим) до работы 2002 года, (когда ему уже за 70). Это и «Протосигналы», с которых Злотников ищет свою «азбуку», и очень мне понравился Библейский цикл (который длился 20 лет - 1960-70е) - экзистенциальные и метафизические поиски. Кульминация выставки - большие холсты, которые тот начал делать лишь с конца 1980-х.
Кураторские решения: создание диалога между искусствами
Интересное кураторское решение - в одном из залов также сопоставлено машинное и человеческое - текст про сигнальные системы, сгенерированный нейросетью deep seek. Злотников (1930-2016) чуть-чуть не дожил до возможности общения с компьютерным интеллектом. Но куратор продолжил этот диалог и через работы современных художников, которые вплетены в экспозицию очень деликатно. Например, пространственный мурал Саши Мороз или мультимедийная инсталляция «Машинное видение» Камиллы Юсуповой.
Андеграундный контекст возникновения сигнальной системы подчёркивается атмосферой залов галереи на Солянке.
Кружочки и пятна словно продолжаются дефектами на стенах. Но прежде всего куратор хотел подчеркнуть дух подполья, в котором это все создавалась. Ведь автор не мог знать, и не мог думать о себе в контексте зарубежного искусства. Хотя в целом его холсты вполне можно представить на стенах MoMA в Нью-Йорке, где-нибудь рядом с Ротко.
Что важно для студентов?
Этот проект наглядно продемонстрировал для магистрантов, как арт-менеджмент изучается на практике, на примере высококачественных художественных выставок и кураторских проектов. Такой подход позволяет студентам сохранять тесную связь с главным смыслом их деятельности — искусствоведением. Вместо подготовки исключительно арт-продюсеров и предпринимателей, программа направлена на воспитание профессионалов с искусствоведческим мировоззрением и глубоким пониманием искусства.
Текст: Екатерина Карцева
Фото: Екатерина Карцева
Студенты 1 и 2 курсов магистратуры «Арт-менеджмент и галерейное дело» погрузились в специфику кураторской работы и познакомились с историей отечественного современного искусства благодаря проекту «Вперед, к Злотникову» в галерее ГРАУНД (куратор Никита Спиридонов и экспозиционер Катя Бочавар), который сопоставил советского живописца с мультимедийными художниками ХХ века - режиссерами, композиторами, видео-артистами и современными российскими авторами.
На факультете истории искусства Российского государственного гуманитарного университета прошел семинар «Иерихон 2025», посвященный российским археологическим исследованиям в Палестине. Мероприятие собрало студентов, ученых и специалистов ведущих музеев страны, чтобы обсудить достижения Иерихонской экспедиции Института археологии РАН и поделиться впечатлениями от работы в Святой Земле.
На факультете истории искусства прошла очередная серия встреч, посвященных методологическим основам научного исследования, под руководством кандидата искусствоведения, доцента кафедры кино и современного искусства Сергея Юрьевича Штейна.
Научно-исследовательская программа «Музейно-парковый комплекс Российской Федерации в Иерихоне: музейные практики, искусствоведение» направлена на целостное изучение и разностороннее использование в культурно-просветительных целях Музейно-паркового комплекса РФ в г. Иерихоне (Палестина, г. Иерихон, ул. Дмитрия Медведева).
16 декабря 2024 года в РГГУ прошел международный семинар «Вещь: время и место», собравший ученых и исследователей из различных стран и регионов России. Семинар предоставил площадку для обсуждения роли материальных объектов в контексте культурного наследия, а также их значения в различных временных и пространственных рамках.
23 декабря в 600 аудитории 6 корпуса РГГУ состоялось празднование 25-летия факультета истории искусства. Праздник собрал студентов, преподавателей и выпускников. Встречу организовал студенческий совет ФИИ.
Студенты исторического факультета посетили выставку «Наука реставрации - опыт поколений» в реставрационном центре им. Грабаря, где увидели редкие произведения искусства, восстановленные после различных повреждений.
На первом заседании СНО были определены ключевые задачи и планы на следующий семестр. Среди них - анонсирование внеучебных научных и просветительских мероприятий факультета, активное участие в научных событиях РГГУ и за его пределами, а также запуск цикла встреч, семинаров и конференций, основанных на интересах студентов нашего факультета.
27-28 ноября 2024 г. в РГГУ прошла III Международная научная конференция «Мировые тренды и музейная практика в России». Мероприятие было организовано кафедрой музеологии факультета истории искусства РГГУ при поддержке ИКОМ России.
30 ноября 2024 г. в РГГУ прошла ежегодная конференция «Теории и практики современного искусства», посвящённая памяти Анны Юрьевны Чудецкой. Организатор мероприятия — кафедра кино и современного искусства факультета истории искусства РГГУ.