Студенты факультета истории искусства приняли участие в серии семинаров, посвященных методологическим основам научного исследования. Ведущий — Сергей Юрьевич Штейн, опытный преподаватель и специалист в области методологии науки.
3 октября / Семинар №1/ Вводная лекция для «начинающих» (уровень бакалавров).
Сергей Юрьевич Штейн осветил методологические основы и логику формирования научного знания, уделив особое внимание цели и задачам научно-исследовательской деятельности, а также типам константных проблемных ситуаций, с которыми может столкнуться исследователь. На практической части семинара типовой алгоритм студенческого исследования (в том числе последовательность определения основных «матричных компонентов»: предмет, объект, цель, проблема, тема и пр.) разбирался на реальных примерах участников встречи.
30 октября/ Семинар №2/ Вступительный методологический семинар для «продолжающих» (уровень магистров и аспирантов).
Объясняя логику формирования научного знания, С.Ю. Штейн рассказал студентам и аспирантам о специфике проведения исследований в рамках фундаментальной дисциплины, в том числе о ключевых аспектах, определяющих характер реализация исследования, о типах научного руководства, а также о возможностях институциализации в научной среде. В заключительной части семинара состоялось обсуждение методологических аспектов научных работ присутствующих студентов.
21 ноября / Семинар №3/ Методологический семинар «для начинающих».
В лекционной части обсуждались основные матричные компоненты: предмет, объект, цель. Подробное внимание уделялось типам проблемных ситуаций, с которыми может столкнуться исследователь. Основная часть семинара была посвящена разбору матриц участников: на их примере были разобраны вопросы масштаба исследования (соотношения предмета и объекта) и применимости интерпретационных подходов при исследовании изобразительных искусств.
Семинары Сергея Юрьевича Штейна позволили участникам глубже понять методологию научного исследования, освоить ключевые аспекты планирования и реализации проектов, а также научиться эффективно решать возникающие в процессе работы проблемы. Практическая направленность занятий помогла закрепить теоретические знания на конкретных примерах, что особенно важно для будущих исследователей.
Текст: Рамиля Войтова
Фото: Сергей Штейн