Мы продолжаем культурные прогулки в рамках молодежного форума «Наследие». Спешим поделиться нашими наблюдениями с последней экскурсии.
Особняк Гавриила Тарасова
Построен: 1909–1912 гг.
Архитектор: Иван Жолтовский
Адрес: Угол Спиридоновки и Большого Патриаршего переулка
Заказчик: Гавриил Тарасов
Декораторы: Игнатий Нивинский и Евгений Лансере
Особенности архитектуры:
Особняк отличается массивностью и монолитностью, благодаря облицовке, имитирующей гранит и мрамор. Фасады украшены характерным для ренессансных зданий декором, который был перенесён из итальянского палаццо Тьене, спроектированного Андреа Палладио. Однако Жолтовский изменил пропорции здания, сделав нижний этаж выше верхнего, подобно венецианскому Дворцу дожей.
История владельцев:
Гавриил Тарасов, купец и выходец из знатной армянской семьи, приобрёл участок на углу Спиридоновской улицы и Большого Патриаршего переулка в 1907 году. Надпись на фасаде дома гласит: «Gabrielus Tarasoff fecit» («Гаврил Тарасов сделал»), хотя сам он скончался до завершения строительства в 1911 году.
Послереволюционная судьба:
После Октябрьской революции дом перешёл в собственность государства. Здесь размещались различные учреждения, включая Верховный суд СССР и польское посольство. С 1960-х годов здание занимает Институт Африки РАН, чьи сотрудники работают среди великолепия итальянских интерьеров с колоннами, каминами и расписными потолками.
Интересные факты:
Семья Тарасовых оставила значительный след в истории Москвы. Среди её представителей — меценат Николай Тарасов и писатель Анри Труайя (Лев Тарасов), который эмигрировал из Советской России в детстве.
Интерьеры дома Тарасова:
Интерьеры особняка представляют собой попытку воссоздать атмосферу Высокого Возрождения в Москве начала XX века. Плафон вестибюля на первом этаже украшает копия фрески Андреа Мантеньи "Окно в небо" из Камеры дельи Спози в Мантуе. Вестибюль второго этажа соединяет парадную лестницу и лоджию, украшенные искусственными мраморными колоннами с бронзовыми капителями. Потолок зала украшен орнаментами и росписями, а оригинальный камин добавляет пространству легкости и элегантности. В последующие годы, уже после размещения в здании Института Африки, одна из стен вестибюля была украшена мозаичным панно работы Виктора Коновалова.
Внутренний двор и дополнительные элементы:
Внутренний двор особняка напоминает каре итальянского палаццо, объединяя два корпуса через проездную арку. Арка ныне застеклена и используется как библиотека Института. Во дворе находится небольшой сад и хозяйственные помещения. Окна рабочего кабинета и вестибюля оформлены серлианами, придающими зданию дополнительный шарм.
Заключение:
Особняк Гавриила Тарасова — уникальный пример синтеза итальянской архитектуры эпохи Возрождения и московского стиля начала XX века. Его богатое внутреннее убранство и историческая значимость делают этот дом одним из самых интересных памятников архитектуры российской столицы.
Текст: Эльза Попова
Фото: Елена Ершова
На первом заседании СНО были определены ключевые задачи и планы на следующий семестр. Среди них - анонсирование внеучебных научных и просветительских мероприятий факультета, активное участие в научных событиях РГГУ и за его пределами, а также запуск цикла встреч, семинаров и конференций, основанных на интересах студентов нашего факультета.
27-28 ноября 2024 г. в РГГУ прошла III Международная научная конференция «Мировые тренды и музейная практика в России». Мероприятие было организовано кафедрой музеологии факультета истории искусства РГГУ при поддержке ИКОМ России.
30 ноября 2024 г. в РГГУ прошла ежегодная конференция «Теории и практики современного искусства», посвящённая памяти Анны Юрьевны Чудецкой. Организатор мероприятия — кафедра кино и современного искусства факультета истории искусства РГГУ.
Куратор Артём Киракосов и художник Нина Кибрик, встретились со студентами факультета истории искусства на финисаже выставки «Лидия Тимошенко и её семейный круг художников».
27 ноября 2024 года прошло заседание семинара «Иерихон 2024», организованного в рамках программы «Музейно-парковый комплекс в Иерихоне» факультета истории искусства РГГУ.
Студенты факультета истории искусства приняли участие в серии семинаров, посвященных методологическим основам научного исследования. Ведущий — Сергей Юрьевич Штейн, опытный преподаватель и специалист в области методологии науки.
Студенты факультета истории искусства РГГУ ознакомились с процессом подготовки выставок в Московском музее современного искусства (MMOMA). Посещение экспозиции, предоставило молодым специалистам возможность детально исследовать собрание музея и пообщаться с выпускниками вуза, которые сегодня трудятся в культурном секторе.
Студенты факультета истории искусства РГГУ посетили Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Мы продолжаем культурные прогулки в рамках молодежного форума «Наследие». Спешим поделиться нашими наблюдениями с последней экскурсии.
8-9 ноября 2024 г. в РГГУ прошла IX конференция молодых учёных «Современные исследовательские подходы в науках об искусстве и культуре», организованная факультетом истории искусства РГГУ. Тема конференции этого года: «Искусство через века: множественность традиций и множественность современностей».