Шестого июня в рамках торжественных мероприятий в монастыре состоялась Международная научная конференция «Ново-Иерусалимские чтения».
В мероприятии приняли участие более восьмидесяти человек. Среди них: студенты Российского государственного гуманитарного университета и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, учащиеся колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26, сотрудники Томского государственного университета, Института археологии РАН, Государственного историко-художественного музея «Новый Иерусалим», Государственного Исторического музея, Московского объединенного музея-заповедника.
Восемнадцатого июля 1994 года Священный синод Русской православной церкви принял постановление о возобновлении деятельности Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря под каноническим управлением Патриарха Московского и всея Руси.
Спустя тридцать лет монастырь отмечает эту дату не только возрождением монашеской жизни в обители, завершением крупномасштабных реставрационных и археологических работ, проводившихся в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре с 2008 по 2017 год, но и возрождением Музея Патриарха Никона как Центра по изучению духовной культуры Московского государства XVII – первой половины XVIII в.
Перед началом конференции в Воскресенском соборе монастыря архимандритом Феофилактом с братией была отслужена заупокойная лития о Патриархе Никоне, его родителях и жене, а также о преподобном Никите, столпнике Переяславском (1186), память которого совершается 6 июня, в честь этого святого и был наречен Патриарх Никон в младенчестве с именем Никита.
Организаторами конференции выступили Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, Институт археологии Российской академии наук, Благотворительный фонд по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, Российский государственный гуманитарный университет, Научный совет РАН «Роль религии в истории».
Конференцию открыли приветствия:
Архимандрита Феофилакта (Безукладникова),
наместника Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря;
Екатерины Евгеньевны Селютиной,
исполнительного директора Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря;
Анны Васильевны Антипенко,
генерального директора Государственного историко-художественного музея «Новый Иерусалим», Истра;
Леонида Андреевича Беляева,
заведующего отделом археологии Московской Руси Института археологии РАН, доктора исторических наук, член-корреспондента РАН, Москва;
Протоиерея Алексея Емельянова,
заведующего кафедрой библеистики Богословского факультета, декана факультета Церковного пения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Москва;
Владимира Алексеевича Колотаева,
декана факультета истории искусства Российского государственного гуманитарного университета, доктора филологических наук, доктора искусствоведения, Москва;
Марии Петровны Черной,
заведующей кафедрой археологии и исторического краеведения факультета исторических и политических наук Томского государственного университета, директора Научно-образовательного центра «Институт археологии, этнографии и физической антропологии», доктора исторических наук, профессора, Томск.
Конференцию вела Светлана Измайловна Баранова (РГГУ, ПСТГУ). В ходе заседаний были заслушаны доклады, посвященные новооткрытым источникам, связанным с жизнью Патриарха Никона и его детищем – Ново-Иерусалимским Воскресенским монастырем. Все доклады вводили в науку материал, которого ранее не было в обороте, или предлагали коренные культурно-исторические ре-атрибуции изучаемых объектов.
В докладе Альберта Григорьевича Богдича (РГАДА) «Неизвестное послание патриарха Никона Паисию Александрийскому и Макарию Антиохийскому: подлинник перевода» был впервые представлен найденный автором исследования редчайший документ: письмо от Патриарха Никона к Вселенским Патриархам Паисию Александрийскому и Макарию Антиохийскому, составленное и переведенное на греческий язык в период пребывания Святейшего Патриарха в Ново-Иерусалимском монастыре после ссоры с царем Алексеем Михайловичем, в ожидании готовившегося соборного суда над опальным патриархом (составлено 10 ноября 1666 г.). Текст письма сохранился только в греческом переводе, в Российском государственном архиве древних актов, но не в составе «дела Никона», почему до сих пор и не был известен. В письме-послании содержатся оправдания против выдвинутых обвинений и просьбы к патриархам заступиться за него перед царем и Православной церковью. Патриарх Никон неоднократно обращался с такими посланиями к «восточным святителям», но, как известно, тщетно. Редчайшая в наше время архивная находка стала важным вкладом в эпистолярное наследие Патриарха Никона, сравнительно недавно опубликованное С.К. Севастьяновой.
В свою очередь, Светлана Климентьевна Севастьянова (Сибирский институт управления, филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Новосибирск) представила междисциплинарное исследование «Новгородский омофор Патриарха Никона: комплексное исследование памятника», в котором рассказала о хранящемся в ризнице Софийского собора омофоре, вышитом золотом и шелком с жемчужными контурами фигур и надписями. Анализ изображений кремлей Москвы и Новгорода, семантика образов избранных святых и содержание надписи, позволили изменить атрибуцию артефакта: его связывали с митрополитом Никоном Новгородским и Великолукским, на деле же священническое облачение относится к периоду патриаршества Никона, а в подборе изображенных святых и в надписях различаются идеи Патриарха.
Окружение Патриарха Никона, вернее, биографии связанных с ним людей стали темой доклада Александра Григорьевича Авдеева (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет) «Феофилакт Федоров: от приходского священника в Туле до архиерейского домового строителя в Астрахани». Им рассмотрена, на основе новых архивных данных, история постепенного возвышения человека из простой семьи, Феофилакта (Феодосия) Федорова. Один из первых иноков Ново-Иерусалимского монастыря он стал пострижеником патриарха Никона, одним из близких ему учеников. При митрополите Акакии он стал экономом монастыря, позже иеромонахом. Он сопровождал Патриарха (ноябрь 1666 г.) на церковный Собор, а затем пытался оставить должность эконома и в конце концов к 1679 г. покинул Новый Иерусалим, став в 1681 г. одним из последних строителей Троицкой Астраханской обители (умер в 1691/1692 г.). Доклад стал прекрасным примером того, как биографика выявляет социальную мобильность в церковной иерархии Московского царства.
Исключительно яркий и наполненный идеями доклад произнес игумен Никон (Головко) из Русской Духовной Миссии в Иерусалиме («Русское паломничество в Иерусалим конца XIX – начала XX века глазами Запада»). В нем он не только описал состояние русского паломничества в Святой Земле в XIX в., но и продемонстрировал различия между западными христианами, приезжавшими в Палестину небольшими (100–200 человек максимум) группами, и огромным (2500–3000) потоком паломников из России. Различия прежде всего в целеполагании: западные христиане в массе своей молоды, образованы и стремятся приобрести полезные знания о евангельской и общей библейской географии, в то время как православные русские на 80% очень пожилые люди, принадлежащие к нижнему слою общества. Они приезжают ради духовного опыта сопричастности к евангельским событиям и, при возможности, упокоения на Святой Земле.
В сообщении молодого ученого из Республики Беларусь, Валерия Владимировича Артюховича, «Каменный крест с изображением сцены “Чуда Георгия о змие” и избранными святыми с территории Беларуси» был дан обзор традиции установки каменных крестов и простых валунов в качестве погребальных и моленных памятников, а также подробно рассмотрена иконография сцены, высеченной на одном из валунов. Как известно, в Новом Иерусалиме в работах по созданию копии иерусалимского храма Гроба Господня решающую роль сыграли художники и ремесленники из белорусских земель, особенно Орши и других центров, вплоть до Вильно, и доклад о каменной резьбе народного белорусского надгробия пришелся на чтениях как нельзя кстати.
В докладе Владимира Анатольевича Левушкина (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет) был представлен документальный материал, раскрывающий жизненный путь новомучеников Нового Иерусалима: сщмчч. Митрополита Серафима (Чичагова), епископа Ионы (Лазарева), мч. Михаила Строева. Особое место в докладе заняли материалы, относящиеся к деятельности архимандрита Серафима (Чичагова), бывшего настоятелем Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря в 1904 г. Отмечалось, что, хотя архимандрит Серафим пробыл на этой должности только четырнадцать месяцев, масштаб осуществленных им работ поражает. Был проведен ремонт всех монастырских зданий, включая ограду монастыря и хозяйственные постройки, приведено в порядок все церковное имущество. Об этом свидетельствуют материалы дела из фонда Московской Конторы Святейшего Синода, хранящиеся в РГАДА. Автор особо отметил нынешнюю роль Ново-Иерусалимского монастыря в деле почитания духовных подвигов новомучеников Нового Иерусалима.
Вторая часть конференции была отведена темам «История и архитектура Воскресенского собора Ново- Иерусалимского монастыря» и «Музей Патриарха Никона». Участники конференции посетили Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря. Затем С.И. Баранова (РГГУ, ПСТГУ) и О.Н. Глазунова (ИА РГГУ) ознакомили гостей с экспозицией Музея Патриарха Никона.
В рамках конференции состоялось открытие фотовыставки, посвященной тридцатилетию возобновления монашеской жизни в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре. Участникам конференции также была представлена выставка изданий последних лет, посвященных истории Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.
Текст: Факультет истории искусств
Фото: Факультет истории искусств
На конференции, посвященной развитию и сохранению традиций религиозного искусства, ведущие специалисты из различных научных учреждений обсудят актуальные вопросы формирования иконографии святых, особенности средневекового и современного искусства, а также влияние религиозных традиций на художественную культуру разных эпох.
На первом заседании СНО были определены ключевые задачи и планы на следующий семестр. Среди них - анонсирование внеучебных научных и просветительских мероприятий факультета, активное участие в научных событиях РГГУ и за его пределами, а также запуск цикла встреч, семинаров и конференций, основанных на интересах студентов нашего факультета.
27-28 ноября 2024 г. в РГГУ прошла III Международная научная конференция «Мировые тренды и музейная практика в России». Мероприятие было организовано кафедрой музеологии факультета истории искусства РГГУ при поддержке ИКОМ России.
30 ноября 2024 г. в РГГУ прошла ежегодная конференция «Теории и практики современного искусства», посвящённая памяти Анны Юрьевны Чудецкой. Организатор мероприятия — кафедра кино и современного искусства факультета истории искусства РГГУ.
Куратор Артём Киракосов и художник Нина Кибрик, встретились со студентами факультета истории искусства на финисаже выставки «Лидия Тимошенко и её семейный круг художников».
27 ноября 2024 года прошло заседание семинара «Иерихон 2024», организованного в рамках программы «Музейно-парковый комплекс в Иерихоне» факультета истории искусства РГГУ.
Студенты факультета истории искусства приняли участие в серии семинаров, посвященных методологическим основам научного исследования. Ведущий — Сергей Юрьевич Штейн, опытный преподаватель и специалист в области методологии науки.
Студенты факультета истории искусства РГГУ ознакомились с процессом подготовки выставок в Московском музее современного искусства (MMOMA). Посещение экспозиции, предоставило молодым специалистам возможность детально исследовать собрание музея и пообщаться с выпускниками вуза, которые сегодня трудятся в культурном секторе.
Студенты факультета истории искусства РГГУ посетили Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Мы продолжаем культурные прогулки в рамках молодежного форума «Наследие». Спешим поделиться нашими наблюдениями с последней экскурсии.