8-9 ноября 2024 г. в РГГУ прошла IX конференция молодых учёных «Современные исследовательские подходы в науках об искусстве и культуре», организованная факультетом истории искусства РГГУ. Тема конференции этого года: «Искусство через века: множественность традиций и множественность современностей».
Искусство — это всегда обобщение опыта современности, и поэтому каждый период в развитии искусства формирует свою современность. Но и традиция — один из языков любого искусства, с помощью которого произведение разговаривает с современниками и потомками. На конференции было предложено обсудить множественность современностей и традиций: как художественный процесс с древности всякий раз формирует свою современность, и как традиции развиваются в разных планах, помогая взаимодействию различных искусств. Развитие искусства было рассмотрено не только как линейный процесс, но и как сложный творческий диалог, как раскрытие всякий раз ценностного потенциала культуры.
Первый день конференции был посвящён по преимуществу развитию классического искусства и множественности его традиций.
Пирумова Ксения Андреевна (СПбГУ, научный руководитель: Ходаковский Евгений Валентинович) в докладе «Рунические камни стиля Урнес в искусстве Северной Европы» осветила последний из орнаментальных стилей эпохи викингов, распространённый во второй половине XI – начале XII вв. Стиль получил свое название по оформлению резного портала норвежской деревянной церкви, в котором его характерные черты проявляются наиболее чётко. В докладе был рассмотрен феномен рунических камней, наглядно иллюстрирующих сквозь орнамент и надписи процесс формирования и эволюцию стиля Урнес, который, по одной из версий, должен называться именно в честь камней шведского происхождения. Докладчица указала основные мотивы, как языческие, так и христианские, этих камней, дошедших в большом количестве.
Зотов Тимофей Лидиевич (РГГУ, научный руководитель: Пивень Марина Георгиевна) в докладе «Иконографические особенности репрезентации триумфа при Лепанто в работах Тициана и Эль Греко» показал, как анализ ряда работ, изготовленных для дома Габсбургов, позволит определить символические и пропагандистские последствия победы в одном из ключевых морских сражений мировой истории, а также установить их связь с особенностями политической жизни Испании. В докладе было рассмотрено, как менялось понимание отдельных функций монархической власти.
Проничева Полина Сергеевна (УрФУ, научный руководитель: Винокуров Сергей Евгеньевич) в докладе «Цуба (гарда) японского меча: основные этапы развития декора в контексте смены эпох» раскрыла три основных этапа в истории декоративного решения цуба, инициированные коренными изменениями социально-политических процессов в государстве. Были рассмотрены примеры ранних цуба «мастеров-оружейников», представленные прорезным дизайном (Ко-Тосё и Ко-Кацуси). Дальнейший переход отрасли в руки ювелирных мастеров был ознаменован расширением декоративных приёмов и техник в украшении гарды японского меча. Наконец, следствием так называемой реставрации Мэйдзи в 1868 году в связи с упразднением воинского сословия (самураев) оружие и оружейные детали (в том числе, цуба) перешли во многом в разряд наградной или сувенирной продукции, рассчитанной на иностранных потребителей, ищущих богатого экзотизирующего декора.
Назарова София Олеговна (НИУ ВШЭ, научный руководитель: Абраменко Наталья Михайловна) в докладе «Особенности стенописи церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в селе Бронница Новгородского района» поставила в центр доклада церковь, которая со времён реконструкции Василия Петровича Стасова в 1828–1833 годах сохранила настенную живопись в скуфье купола и барабане, отмеченную ярко выраженным региональным принципом отбора изображаемых Святых, с необычными композиционными особенностями. В системе росписи Введенского храма такие наиболее местночтимые Святые как новгородские архиепископы, епископы и монахи располагаются в одном ряду с Отцами Церкви и святыми Нового Завета. Особенности системы стенописи Введенского храма могут говорить о развитии традиции Собора Новгородских Святых не только в иконописи, но и в монументальной живописи XIX века; а также отражать представления о самобытности Новгородской Церкви, где архиепископы, епископы, монахи находятся в диалоге с последующими поколениями прихожан и в непосредственной близости ко Христу, как Первосвященнику.
Алексеева Анастасия Алексеевна (СПбГИК, научный руководитель: Свиридова Любовь Олеговна) в докладе «Сарматский миф в художественной культуре Речи Посполитой XVI–XVII вв.» рассмотрела феномен сарматского портрета, возникший в результате влияния национальной идеологии Речи Посполитой XVI – XVIII вв. как высшее выражение политического барокко. К XVI в. в стране сложилась уникальная политическая и социальная обстановка, позволившая шляхте идентифицировать себя как потомков сарматов. Ориентирами для шляхетского сословия становятся исключительность польского народа, рыцарские качества и приверженность католической вере. Жизнь по канонам сарматизма отразилась в произведениях художественной культуры того времени.
Захарова Ангелина Константиновна (УрФУ, научный руководитель: Винокуров Сергей Евгеньевич) в докладе «“Христу прислуживают ангелы” Алессандро Маньяско: иконографические и идейные особенности воплощения евангельского сюжета» говорила о произведении итальянского художника, датированном 1705 годом. Сцена Божественного триумфа, как правило, размещалась в трапезной и являла изобилие небесных и земных благ. Живописец использует уже выработанные в XVII в. иконографические мотивы, но при этом старается погрузить зрителя в атмосферу суеты и бренности, дополняя свою интерпретацию говорящими деталями.
Новикова Елизавета Владимировна (УрФУ, научный руководитель: Стихина Мария Игоревна) в докладе «“Аллегория живописи” Андрея Матвеева: механизм взаимодействия с европейскими образцами» на основе сравнительного описания и анализа произведений выявила механизм взаимодействия между картинами-прототипами кисти европейских мастеров и оригинальным произведением отечественного живописца.
Кутюхина Мария Андреевна (РГГУ, научный руководитель: Клюшина Елена Витальевна) в докладе «Становление школы спортивной живописи в Ньюмаркете в первой половине XVIII в.» проследила генезис и развитие особой жанровой формы, так называемой спортивной живописи, традиции которой сложились в Ньюмаркете в первой половине XVIII в. и сыграли значительную роль при формировании специфики английской художественной школы второй половины XVIII – первой трети XIX вв. В докладе была уточнена терминология, используемая при анализе живописных произведений, объединённых темой репрезентации скачек, установлены культурно-исторические предпосылки зарождения жанра спортивной живописи в Великобритании, определены основные иконографические типы, которым отдавали предпочтение мастера, работавшие в этом жанре.
Охременко Евгения Эдуардовна (РГГУ, научный руководитель: Шапиро Бэлла Львовна) в докладе «Анализ связи музейного подлинника церемониального “русского платья” Александры Фёдоровны с церемониальными портретами императрицы. Церемониальное платье как предмет музейного собрания» рассказала, как в течение последних 20 лет российские исследователи в области русского костюма сделали ряд открытий мирового уровня. Благодаря археологическим находкам и пополнениям собраний музеев новыми предметами костюма, активно стала появляться подробная информация о культуре и предметах быта правителей Отечества. Новые экспозиции и выставки, посвящённые придворному костюму Российских императоров, вызвали неподдельный интерес музейной публики и вдохновили историков и архивистов к публикациям. На основе собранных музейными сотрудниками материалах можно выработать полную последовательную картину культуры придворных церемоний при дворе императоров и связать существующие предметы церемониального костюма с непосредственными текстовыми доказательствами применения этих предметов костюма в конкретных ситуациях. Однако придворный костюм всё ещё остаётся не до конца изученным предметом и необходимо продолжать поиск дополнительных сведений и вещественных источников.
Саркисова Милослава Микаэловна (РГГУ, научный руководитель: Клюшина Елена Витальевна) в докладе «Королевская иконография: символика и отражение викторианской эпохи в портрете Королевы Виктории и Принца Альберта кисти Ф.К. Винтерхальтера» рассмотрела детали парадного портрета кисти Франца Ксавьера Винтерхальтера, 1859 г. В докладе была показана непосредственная связь между индивидуальными творческими поисками мастера и опытом работы в жанре парадного портрета, полученным им в Мюнхене и Риме; выявлены элементы, свидетельствующие о некотором влиянии французской портретной школы. Визуальные образы, продуманные Винтерхальтером, отражают не только личность монарха, его интересы, но и идеалы викторианского общества и общемировые тенденции. Поэтому стилистический анализ был неотделим от интерпретации иконографии и символики, обусловленных социально-политической обстановкой, а также необычными гендерно-иерархическими отношениями Королевы Виктории и Принца Альберта.
После перерыва основное внимание докладчиков было уделено искусству переходных эпох.
Сахарова Наталья Юрьевна (РГГУ, научный руководитель: Клюшина Елена Витальевна) в докладе «Образ маргинала в творчестве Рафаэлли: к проблеме иконографии социального изгоя в изобразительном искусстве Франции второй половины XIX в.» указала, что одной из иконографических особенностей живописного и графического творчества Жана Франсуа Рафаэлли было исследование образа деклассированного человека — нищих, бродяг, людей, живущих на улице, пьяниц. В своих городских мизансценах мастер показывал жизнь маргиналов и социальных изгоев в быстро меняющемся Париже последней трети XIX в. Рафаэлли умел мастерски передать не только их внешний облик, но и характер. В докладе были проанализированы истоки обращения художника к этой специфической иконографии, предложены принципы типологизации сцен с изображениями маргиналов, а также определена степень влияния Рафаэлли на современных ему мастеров.
Гохфельд Александра Викторовна (РГГУ, научный руководитель: Клюшина Елена Витальевна) в докладе «Визуальные интерпретации образов мастерских французских художников второй половины XIX в. – начала XX в.» напомнила, что начиная с XIX в., изображение ателье художника, как особого пространства в жизни мастера, становится одной из центральных тем в европейском изобразительном искусстве. Доклад был посвящён визуальной интерпретации мастерских французских художников второй половины XIX – начала XX вв. Были указаны функции ателье художников, отразившиеся в этих изображениях, благодаря чему была уточнена терминология и определены основные иконографические типы, к которым обращались мастера живописи, графики и фотохудожники в указанный период.
Цугуй Дарья Дмитриевна (УрФУ, научный руководитель: Винокуров Сергей Евгеньевич) в докладе «Гравюра по рисункам К. Брожа (1836–1901) как источник визуальной информации о театральной жизни Москвы и Санкт-Петербурга» предложила анализ гравюр, восстановленных по эскизам художника К. Брожа, выявляя их значение для изучения отечественного театрального искусства XIX в. Были указаны ключевые театральные спектакли, запечатленные на гравюрах, а также детали сценических действий и декораций, которые отражают особенности театральной эстетики времени. Эти гравюры позволяют реконструировать не только сюжетные линии спектаклей, но и атмосферу театральных представлений.
Степпе Екатерина Михайловна (РГГУ, научный руководитель: Клюшина Елена Витальевна) посвятила доклад «“Маленькое иллюстрированное сольфеджио” Пьера Боннара: художественно-графическое осмысление новых подходов к детскому музыкальному образованию рубежа XIX-XX вв.» переосмыслению графического подхода в контексте музыкальной грамоты с целью подготовки увлекательного и легко адаптируемого для детей музыкального пособия. Особую фантазийность и изобретательность работе Боннара придаёт его чуткость в понимании детской психологии. Мироощущение его иллюстраций настолько свежее, а почерк столь неровный, будто учебник нарисован ребёнком, а не взрослым. В этом есть доля истины: на время подготовки иллюстративного материала Боннар сам стал учеником своего зятя и по совместительству автора учебника Клода Террасса. Именно эта готовность смотреть на мир музыки глазами ребёнка позволила Боннару переосмыслить стереотипный и излишне академичный подход к музыкальному обучению. Одновременно с этим, Боннар стал продолжателем другой важной традиции, соединив в книге музыкальную теорию и образность семейных ценностей, сделав лейтмотивом книги тему материнства.
Городко Роман Николаевич (УрФУ, научный руководитель: Винокуров Сергей Евгеньевич) в докладе «Роспись “Святой Варфоломей и святая Варвара” в кирхе пос. Домново: к вопросу об иконографических источниках» говорил о наиболее сохранившейся росписи этой кирхи. Были установлены источники этой росписи, путём сравнения сюжетов и композиции с росписями других храмов Западной Европы.
Огнева Софья Николаевна (РГГУ, научный руководитель: Морозова Софья Сергеевна) представила доклад «Удвоение смысла в интерпретации произведений французского реализма XIX века художниками ХХ столетия. На примере картины С. Дали “Археологический отголосок ‘Анжелюса’ Милле”», посвящённый границам интерпретации одних живописных произведений в других произведениях. Было показано, что Дали не только привносит новые смыслы в реалистический прототип, но и переосмысляет значение первичных для реализма смыслов.
Васюкова Ульяна Евгеньевна (Гуманитарный университет профсоюзов, научный руководитель: Семенова Марианна Борисовна) представила доклад «Реформация феномена маски в условиях взаимосвязи театрального искусства и настроений общества в начале XX века», где показала, как закономерная интеграция феномена маски с меняющимся мировоззрением общества в сложившихся исторических условиях привела к изменению функции русского театра XX в. Инновационный подход к театральным постановкам влиял на реформу маски и театрального искусства в целом, отражая и записывая изменения времени, меняя восприятие театра публикой. Феномен маски предназначен для сохранения культурного кода в искусстве и вообще в национальной и мировой культуре.
Буркман Илья Александрович (УрФУ, научный руководитель: Рабинович Евгений Ильич) в докладе «Фрейдистское толкование балета Игоря Стравинского “Весна священная”» показал, что в XX и XXI вв. деятели искусства и науки часто обращаются к психоанализу и трудам З. Фрейда для формирования и анализа художественных произведений. Совпадение года выхода работы Фрейда «Тотем и табу» и премьеры «Весны священной» И.Ф. Стравинского навело на сопоставление работы Фрейда со смыслами, которые вкладывал в своё произведение композитор. Стравинский показал то же самое, что и Фрейд: тотемизм как глубинное переживание и запрет как основание для культурного творчества и написания оригинальных синтетических произведений в ходе развития человеческой чувственности.
Маркова Александра Леонидовна (РГГУ, научный руководитель: Шапиро Бэлла Львовна» в докладе «Стилистические решения в интерпретации балета “Свадебка”» напомнила, как балет, поворотный для истории танца сочетанием народной стихии и новейших технических достижений, поразил мир своей ритмической сложностью и необычной оркестровкой. Этот балет, представляющий традиционный свадебный ритуал, породил множество сценических интерпретаций, которые варьировались от строго классических до невероятно авангардных и смелых трактовок. Каждая из этих версий предлагала новую перспективу, отражая изменения в художественном языке и культурном контексте. Постановка 2024 г. в Театре «Новая Опера» внесла вклад в осмысление современного художественного языка.
Второй день конференции был посвящён в основном поискам в современном художественном процессе, а также проблематизациям истории и современности в искусстве.
Кретова Татьяна Владимировна (РГГУ, научный руководитель: Пивень Марина Георгиевна) в докладе «Репрезентация образа королевы лангобардов Теодолинды в иконографической программе росписей капеллы собора в Монце» обратилась к фресковому циклу, украшающему стены капеллы Теодолинды в соборе Иоанна Крестителя города Монцы. Это уникальный и достаточно хорошо сохранившийся памятник позднеготического ломбардского искусства XV в. Необычное размещение цикла, совершенно светского исторического содержания, в храме привлекало внимание исследователей. В иконографической программе цикла заложены смыслы, позволяющие интерпретировать значение средневековой королевы для политической и религиозной власти ломбардского общества в XV в. и выдвинуть новые предположения о цели и заказчике изготовления росписей.
Якимова София Владимировна (ГАУГН, научный руководитель: Щедрина Ирина Олеговна) своим докладом ««Современное» как рецепция архаики: проблема повторяемости в искусстве» поставила теоретическую проблему. Современное принято определять как относящееся к настоящему времени, существующему в данный период, эпоху, но философы культуры не раз показывали, что современные идеи зачастую являются рецепцией античных, средневековых и т.д. идей. Является ли современное искусство современным или же его более удачно определить как актуальное; стоит ли рассматривать архаичные, но вновь популярные темы и мотивы как современное искусство или же стоит назвать их безвременными?
Тетеркина Анастасия Сергеевна (РГГУ, научный руководитель: Артемьева Ольга Эдуардовна) в докладе «Проблема трансформации документального факта в системе современных экранных медиа» показала, что при исследовании репрезентации объективной реальности нужно учитывать самостоятельность художественного пространства, важно обратить внимание на субъективное видение автора, а также зрителя с не менее сложной и острой способностью искажать уже обработанную картину мира. Усугубляют ситуацию технологии XXI в. и трансформирующиеся тенденции визуального восприятия, размывая границы действительности и искажая сущность запечатлённого среза времени и пространства.
Химач Виктория Викторовна (РГХПУ им. С. Г. Строганова, научный руководитель: Лаврентьевна Екатерина Александровна) посвятила доклад «Эволюция традиционных искусств: скульптура, живопись и графика в условиях цифровых технологий» влиянию цифровых технологий на традиционные виды искусства, такие как графика, живопись и скульптура. Были рассмотрены изменения в методах реализации произведений, вызванные цифровыми инструментами, а также размывание границ между аналоговыми и цифровыми подходами. Особое внимание уделялось в докладе новым формам художественного выражения, таким как 3D-моделирование и виртуальная живопись, которые открывают перед художниками новые возможности.
Сунгурова Марьям Зауровна (Международная академия бизнеса и управления, научный руководитель: Ененко Елена Артемовна) в докладе «История возникновения шрифта Helvetica: теория возникновения, развитие и использование» рассмотрела один из самых узнаваемых и универсальных шрифтов, который оказал значительное влияние на дизайн и типографику XX и XXI вв. Была рассмотрена история его возникновения, развития и применения в различных областях. Особый акцент был сделан на влиянии, которое оказывает использование этого шрифта на общие дизайнерские решения.
Смирнова Екатерина Сергеевна (УрФУ, научный руководитель: Авдеева Вера Владимировна) в докладе «Искусство аутсайдеров как пример современного художественного процесса Уральского региона» показала многообразие искусства аутсайдеров на Урале. Докладчица выделила три ярких типа художников-аутсайдеров на примере уральских представителей этого явления: первый тип — Михаила Миани из Первоуральска, который отличается открытостью по отношению к специалистам и публике — «сам себя продаёт», занимается продвижением, востребован; второй тип — более интровертный — Дмитрий Девятов из Екатеринбурга; третий художник — Юрий Трофимов из Алапаевска — представляет собой пограничный тип, сочетающий черты двух первых.
Маркова Алла Олеговна (РГГУ, научный руководитель: Штейн Сергей Юрьевич) в докладе «Искусство, опаленное войной: Студия военных художников имени М.Б. Грекова Министерства обороны Российской Федерации» показала, как художественные методы студийцев, их стремление к реалистическому изображению и эмоциональной глубине, взаимодействие с историческими событиями обогащают понимание отечественного батального жанра. Грековцы не только изображают прошлые и настоящие военные конфликты, но и анализируют их, пытаясь понять и передать их значение в отечественной истории.
Колчина Марина Павловна (УрФУ, научный руководитель: Авдеева Вера Владимировна) в докладе «Текстиль как медиум в современном искусстве, на примере работ уральских художников» показала, что этот доступный и податливый материал имеет огромные пластические возможности, обладает разнообразием цвета, оттенков и текстур. По выводам докладчицы, мы сейчас наблюдаем «текстильный бум». Художники изготовляют гобелены, вышивки, текстильные скульптуры, задействуют текстиль в цифровых коллажах, работают с нитями. Докладчица привела примеры из художественной жизни Урала. Например, Алиса Горшенина является автором текстильных скульптур. Екатерина Поединщикова ткань применяет в качестве холста, а Ксения Маркелова из ткани и силикона лепит своих кукол. Анастасия Богомолова работает над инсталляциями с использованием маминых платьев, Женя Мачнева ткёт индустриальные гобелены.
Осадчая Арина Олеговна (УрФУ, научный руководитель: Стихина Мария Игоревна) посвятила доклад «Обращение к архитектурному наследию Урала в проекте храма Благовещения Пресвятой Богородицы во имя Святых Божиих строителей (2010–2016)» тому, как современные архитекторы ищут художественно-образные ориентиры в дореволюционной эпохе. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы во имя Святых Божиих строителей в Екатеринбурге был рассмотрен как реплика храмов Урала — Троицких соборов в Соликамске (1684–1697) и Верхотурье (1703–1710). В докладе обсуждались критерии оценки художественных достижений в подобной архитектуре.
Член Оргкомитета, профессор А.В. Марков, подвёл итоги конференции, указав на необходимость развития концептуального аппарата искусствоведения, существенность собственных наблюдений и нахождения неожиданных параллелей, археологической и полевой работы. Было предложено рекомендовать статьи на основе докладов в рецензируемые издания РГГУ: «Артикульт», «Подлинник. Вопросы атрибуции и реставрации», «Вестник РГГУ. Философия. Социология. Искусствоведение» — а также в философский журнал УрФУ «Koinon» и другие партнёрские рецензируемые издания.
Текст: Александр Марков
Фото: Александр Марков