РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Все новости


Искусство через века: множественность традиций и множественность современностей
15.11.2024

Искусство через века: множественность традиций и множественность современностей

8-9 ноября 2024 г. в РГГУ прошла IX конференция молодых учёных «Современные исследовательские подходы в науках об искусстве и культуре», организованная факультетом истории искусства РГГУ. Тема конференции этого года: «Искусство через века: множественность традиций и множественность современностей».


Искусство — это всегда обобщение опыта современности, и поэтому каждый период в развитии искусства формирует свою современность. Но и традиция — один из языков любого искусства, с помощью которого произведение разговаривает с современниками и потомками. На конференции было предложено обсудить множественность современностей и традиций: как художественный процесс с древности всякий раз формирует свою современность, и как традиции развиваются в разных планах, помогая взаимодействию различных искусств. Развитие искусства было рассмотрено не только как линейный процесс, но и как сложный творческий диалог, как раскрытие всякий раз ценностного потенциала культуры.

Первый день конференции был посвящён по преимуществу развитию классического искусства и множественности его традиций.

Пирумова Ксения Андреевна (СПбГУ, научный руководитель: Ходаковский Евгений Валентинович) в докладе «Рунические камни стиля Урнес в искусстве Северной Европы» осветила последний из орнаментальных стилей эпохи викингов, распространённый во второй половине XI – начале XII вв. Стиль получил свое название по оформлению резного портала норвежской деревянной церкви, в котором его характерные черты проявляются наиболее чётко. В докладе был рассмотрен феномен рунических камней, наглядно иллюстрирующих сквозь орнамент и надписи процесс формирования и эволюцию стиля Урнес, который, по одной из версий, должен называться именно в честь камней шведского происхождения. Докладчица указала основные мотивы, как языческие, так и христианские, этих камней, дошедших в большом количестве.

Зотов Тимофей Лидиевич (РГГУ, научный руководитель: Пивень Марина Георгиевна) в докладе «Иконографические особенности репрезентации триумфа при Лепанто в работах Тициана и Эль Греко» показал, как анализ ряда работ, изготовленных для дома Габсбургов, позволит определить символические и пропагандистские последствия победы в одном из ключевых морских сражений мировой истории, а также установить их связь с особенностями политической жизни Испании. В докладе было рассмотрено, как менялось понимание отдельных функций монархической власти.

Проничева Полина Сергеевна (УрФУ, научный руководитель: Винокуров Сергей Евгеньевич) в докладе «Цуба (гарда) японского меча: основные этапы развития декора в контексте смены эпох» раскрыла три основных этапа в истории декоративного решения цуба, инициированные коренными изменениями социально-политических процессов в государстве. Были рассмотрены примеры ранних цуба «мастеров-оружейников», представленные прорезным дизайном (Ко-Тосё и Ко-Кацуси). Дальнейший переход отрасли в руки ювелирных мастеров был ознаменован расширением декоративных приёмов и техник в украшении гарды японского меча. Наконец, следствием так называемой реставрации Мэйдзи в 1868 году в связи с упразднением воинского сословия (самураев) оружие и оружейные детали (в том числе, цуба) перешли во многом в разряд наградной или сувенирной продукции, рассчитанной на иностранных потребителей, ищущих богатого экзотизирующего декора.

Назарова София Олеговна (НИУ ВШЭ, научный руководитель: Абраменко Наталья Михайловна) в докладе «Особенности стенописи церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в селе Бронница Новгородского района» поставила в центр доклада церковь, которая со времён реконструкции Василия Петровича Стасова в 1828–1833 годах сохранила настенную живопись в скуфье купола и барабане, отмеченную ярко выраженным региональным принципом отбора изображаемых Святых, с необычными композиционными особенностями. В системе росписи Введенского храма такие наиболее местночтимые Святые как новгородские архиепископы, епископы и монахи располагаются в одном ряду с Отцами Церкви и святыми Нового Завета. Особенности системы стенописи Введенского храма могут говорить о развитии традиции Собора Новгородских Святых не только в иконописи, но и в монументальной живописи XIX века; а также отражать представления о самобытности Новгородской Церкви, где архиепископы, епископы, монахи находятся в диалоге с последующими поколениями прихожан и в непосредственной близости ко Христу, как Первосвященнику.

Алексеева Анастасия Алексеевна (СПбГИК, научный руководитель: Свиридова Любовь Олеговна) в докладе «Сарматский миф в художественной культуре Речи Посполитой XVI–XVII вв.» рассмотрела феномен сарматского портрета, возникший в результате влияния национальной идеологии Речи Посполитой XVI – XVIII вв. как высшее выражение политического барокко. К XVI в. в стране сложилась уникальная политическая и социальная обстановка, позволившая шляхте идентифицировать себя как потомков сарматов. Ориентирами для шляхетского сословия становятся исключительность польского народа, рыцарские качества и приверженность католической вере. Жизнь по канонам сарматизма отразилась в произведениях художественной культуры того времени.

Захарова Ангелина Константиновна (УрФУ, научный руководитель: Винокуров Сергей Евгеньевич) в докладе «“Христу прислуживают ангелы” Алессандро Маньяско: иконографические и идейные особенности воплощения евангельского сюжета» говорила о произведении итальянского художника, датированном 1705 годом. Сцена Божественного триумфа, как правило, размещалась в трапезной и являла изобилие небесных и земных благ. Живописец использует уже выработанные в XVII в. иконографические мотивы, но при этом старается погрузить зрителя в атмосферу суеты и бренности, дополняя свою интерпретацию говорящими деталями.

Новикова Елизавета Владимировна (УрФУ, научный руководитель: Стихина Мария Игоревна) в докладе «“Аллегория живописи” Андрея Матвеева: механизм взаимодействия с европейскими образцами» на основе сравнительного описания и анализа произведений выявила механизм взаимодействия между картинами-прототипами кисти европейских мастеров и оригинальным произведением отечественного живописца.

Кутюхина Мария Андреевна (РГГУ, научный руководитель: Клюшина Елена Витальевна) в докладе «Становление школы спортивной живописи в Ньюмаркете в первой половине XVIII в.» проследила генезис и развитие особой жанровой формы, так называемой спортивной живописи, традиции которой сложились в Ньюмаркете в первой половине XVIII в. и сыграли значительную роль при формировании специфики английской художественной школы второй половины XVIII – первой трети XIX вв. В докладе была уточнена терминология, используемая при анализе живописных произведений, объединённых темой репрезентации скачек, установлены культурно-исторические предпосылки зарождения жанра спортивной живописи в Великобритании, определены основные иконографические типы, которым отдавали предпочтение мастера, работавшие в этом жанре.

Охременко Евгения Эдуардовна (РГГУ, научный руководитель: Шапиро Бэлла Львовна) в докладе «Анализ связи музейного подлинника церемониального “русского платья” Александры Фёдоровны с церемониальными портретами императрицы. Церемониальное платье как предмет музейного собрания» рассказала, как в течение последних 20 лет российские исследователи в области русского костюма сделали ряд открытий мирового уровня. Благодаря археологическим находкам и пополнениям собраний музеев новыми предметами костюма, активно стала появляться подробная информация о культуре и предметах быта правителей Отечества. Новые экспозиции и выставки, посвящённые придворному костюму Российских императоров, вызвали неподдельный интерес музейной публики и вдохновили историков и архивистов к публикациям. На основе собранных музейными сотрудниками материалах можно выработать полную последовательную картину культуры придворных церемоний при дворе императоров и связать существующие предметы церемониального костюма с непосредственными текстовыми доказательствами применения этих предметов костюма в конкретных ситуациях. Однако придворный костюм всё ещё остаётся не до конца изученным предметом и необходимо продолжать поиск дополнительных сведений и вещественных источников.

Саркисова Милослава Микаэловна (РГГУ, научный руководитель: Клюшина Елена Витальевна) в докладе «Королевская иконография: символика и отражение викторианской эпохи в портрете Королевы Виктории и Принца Альберта кисти Ф.К. Винтерхальтера» рассмотрела детали парадного портрета кисти Франца Ксавьера Винтерхальтера, 1859 г. В докладе была показана непосредственная связь между индивидуальными творческими поисками мастера и опытом работы в жанре парадного портрета, полученным им в Мюнхене и Риме; выявлены элементы, свидетельствующие о некотором влиянии французской портретной школы. Визуальные образы, продуманные Винтерхальтером, отражают не только личность монарха, его интересы, но и идеалы викторианского общества и общемировые тенденции. Поэтому стилистический анализ был неотделим от интерпретации иконографии и символики, обусловленных социально-политической обстановкой, а также необычными гендерно-иерархическими отношениями Королевы Виктории и Принца Альберта.

После перерыва основное внимание докладчиков было уделено искусству переходных эпох.

Сахарова Наталья Юрьевна (РГГУ, научный руководитель: Клюшина Елена Витальевна) в докладе «Образ маргинала в творчестве Рафаэлли: к проблеме иконографии социального изгоя в изобразительном искусстве Франции второй половины XIX в.» указала, что одной из иконографических особенностей живописного и графического творчества Жана Франсуа Рафаэлли было исследование образа деклассированного человека — нищих, бродяг, людей, живущих на улице, пьяниц. В своих городских мизансценах мастер показывал жизнь маргиналов и социальных изгоев в быстро меняющемся Париже последней трети XIX в. Рафаэлли умел мастерски передать не только их внешний облик, но и характер. В докладе были проанализированы истоки обращения художника к этой специфической иконографии, предложены принципы типологизации сцен с изображениями маргиналов, а также определена степень влияния Рафаэлли на современных ему мастеров.

Гохфельд Александра Викторовна (РГГУ, научный руководитель: Клюшина Елена Витальевна) в докладе «Визуальные интерпретации образов мастерских французских художников второй половины XIX в. – начала XX в.» напомнила, что начиная с XIX в., изображение ателье художника, как особого пространства в жизни мастера, становится одной из центральных тем в европейском изобразительном искусстве. Доклад был посвящён визуальной интерпретации мастерских французских художников второй половины XIX – начала XX вв. Были указаны функции ателье художников, отразившиеся в этих изображениях, благодаря чему была уточнена терминология и определены основные иконографические типы, к которым обращались мастера живописи, графики и фотохудожники в указанный период.

Цугуй Дарья Дмитриевна (УрФУ, научный руководитель: Винокуров Сергей Евгеньевич) в докладе «Гравюра по рисункам К. Брожа (1836–1901) как источник визуальной информации о театральной жизни Москвы и Санкт-Петербурга» предложила анализ гравюр, восстановленных по эскизам художника К. Брожа, выявляя их значение для изучения отечественного театрального искусства XIX в. Были указаны ключевые театральные спектакли, запечатленные на гравюрах, а также детали сценических действий и декораций, которые отражают особенности театральной эстетики времени. Эти гравюры позволяют реконструировать не только сюжетные линии спектаклей, но и атмосферу театральных представлений.

Степпе Екатерина Михайловна (РГГУ, научный руководитель: Клюшина Елена Витальевна) посвятила доклад «“Маленькое иллюстрированное сольфеджио” Пьера Боннара: художественно-графическое осмысление новых подходов к детскому музыкальному образованию рубежа XIX-XX вв.» переосмыслению графического подхода в контексте музыкальной грамоты с целью подготовки увлекательного и легко адаптируемого для детей музыкального пособия. Особую фантазийность и изобретательность работе Боннара придаёт его чуткость в понимании детской психологии. Мироощущение его иллюстраций настолько свежее, а почерк столь неровный, будто учебник нарисован ребёнком, а не взрослым. В этом есть доля истины: на время подготовки иллюстративного материала Боннар сам стал учеником своего зятя и по совместительству автора учебника Клода Террасса. Именно эта готовность смотреть на мир музыки глазами ребёнка позволила Боннару переосмыслить стереотипный и излишне академичный подход к музыкальному обучению. Одновременно с этим, Боннар стал продолжателем другой важной традиции, соединив в книге музыкальную теорию и образность семейных ценностей, сделав лейтмотивом книги тему материнства.

Городко Роман Николаевич (УрФУ, научный руководитель: Винокуров Сергей Евгеньевич) в докладе «Роспись “Святой Варфоломей и святая Варвара” в кирхе пос. Домново: к вопросу об иконографических источниках» говорил о наиболее сохранившейся росписи этой кирхи. Были установлены источники этой росписи, путём сравнения сюжетов и композиции с росписями других храмов Западной Европы.

Огнева Софья Николаевна (РГГУ, научный руководитель: Морозова Софья Сергеевна) представила доклад «Удвоение смысла в интерпретации произведений французского реализма XIX века художниками ХХ столетия. На примере картины С. Дали “Археологический отголосок ‘Анжелюса’ Милле”», посвящённый границам интерпретации одних живописных произведений в других произведениях. Было показано, что Дали не только привносит новые смыслы в реалистический прототип, но и переосмысляет значение первичных для реализма смыслов.

Васюкова Ульяна Евгеньевна (Гуманитарный университет профсоюзов, научный руководитель: Семенова Марианна Борисовна) представила доклад «Реформация феномена маски в условиях взаимосвязи театрального искусства и настроений общества в начале XX века», где показала, как закономерная интеграция феномена маски с меняющимся мировоззрением общества в сложившихся исторических условиях привела к изменению функции русского театра XX в. Инновационный подход к театральным постановкам влиял на реформу маски и театрального искусства в целом, отражая и записывая изменения времени, меняя восприятие театра публикой. Феномен маски предназначен для сохранения культурного кода в искусстве и вообще в национальной и мировой культуре.

Буркман Илья Александрович (УрФУ, научный руководитель: Рабинович Евгений Ильич) в докладе «Фрейдистское толкование балета Игоря Стравинского “Весна священная”» показал, что в XX и XXI вв. деятели искусства и науки часто обращаются к психоанализу и трудам З. Фрейда для формирования и анализа художественных произведений. Совпадение года выхода работы Фрейда «Тотем и табу» и премьеры «Весны священной» И.Ф. Стравинского навело на сопоставление работы Фрейда со смыслами, которые вкладывал в своё произведение композитор. Стравинский показал то же самое, что и Фрейд: тотемизм как глубинное переживание и запрет как основание для культурного творчества и написания оригинальных синтетических произведений в ходе развития человеческой чувственности.

Маркова Александра Леонидовна (РГГУ, научный руководитель: Шапиро Бэлла Львовна» в докладе «Стилистические решения в интерпретации балета “Свадебка”» напомнила, как балет, поворотный для истории танца сочетанием народной стихии и новейших технических достижений, поразил мир своей ритмической сложностью и необычной оркестровкой. Этот балет, представляющий традиционный свадебный ритуал, породил множество сценических интерпретаций, которые варьировались от строго классических до невероятно авангардных и смелых трактовок. Каждая из этих версий предлагала новую перспективу, отражая изменения в художественном языке и культурном контексте. Постановка 2024 г. в Театре «Новая Опера» внесла вклад в осмысление современного художественного языка.

Второй день конференции был посвящён в основном поискам в современном художественном процессе, а также проблематизациям истории и современности в искусстве.

Кретова Татьяна Владимировна (РГГУ, научный руководитель: Пивень Марина Георгиевна) в докладе «Репрезентация образа королевы лангобардов Теодолинды в иконографической программе росписей капеллы собора в Монце» обратилась к фресковому циклу, украшающему стены капеллы Теодолинды в соборе Иоанна Крестителя города Монцы. Это уникальный и достаточно хорошо сохранившийся памятник позднеготического ломбардского искусства XV в. Необычное размещение цикла, совершенно светского исторического содержания, в храме привлекало внимание исследователей. В иконографической программе цикла заложены смыслы, позволяющие интерпретировать значение средневековой королевы для политической и религиозной власти ломбардского общества в XV в. и выдвинуть новые предположения о цели и заказчике изготовления росписей.

Якимова София Владимировна (ГАУГН, научный руководитель: Щедрина Ирина Олеговна) своим докладом ««Современное» как рецепция архаики: проблема повторяемости в искусстве» поставила теоретическую проблему. Современное принято определять как относящееся к настоящему времени, существующему в данный период, эпоху, но философы культуры не раз показывали, что современные идеи зачастую являются рецепцией античных, средневековых и т.д. идей. Является ли современное искусство современным или же его более удачно определить как актуальное; стоит ли рассматривать архаичные, но вновь популярные темы и мотивы как современное искусство или же стоит назвать их безвременными?

Тетеркина Анастасия Сергеевна (РГГУ, научный руководитель: Артемьева Ольга Эдуардовна) в докладе «Проблема трансформации документального факта в системе современных экранных медиа» показала, что при исследовании репрезентации объективной реальности нужно учитывать самостоятельность художественного пространства, важно обратить внимание на субъективное видение автора, а также зрителя с не менее сложной и острой способностью искажать уже обработанную картину мира. Усугубляют ситуацию технологии XXI в. и трансформирующиеся тенденции визуального восприятия, размывая границы действительности и искажая сущность запечатлённого среза времени и пространства.

Химач Виктория Викторовна (РГХПУ им. С. Г. Строганова, научный руководитель: Лаврентьевна Екатерина Александровна) посвятила доклад «Эволюция традиционных искусств: скульптура, живопись и графика в условиях цифровых технологий» влиянию цифровых технологий на традиционные виды искусства, такие как графика, живопись и скульптура. Были рассмотрены изменения в методах реализации произведений, вызванные цифровыми инструментами, а также размывание границ между аналоговыми и цифровыми подходами. Особое внимание уделялось в докладе новым формам художественного выражения, таким как 3D-моделирование и виртуальная живопись, которые открывают перед художниками новые возможности.

Сунгурова Марьям Зауровна (Международная академия бизнеса и управления, научный руководитель: Ененко Елена Артемовна) в докладе «История возникновения шрифта Helvetica: теория возникновения, развитие и использование» рассмотрела один из самых узнаваемых и универсальных шрифтов, который оказал значительное влияние на дизайн и типографику XX и XXI вв. Была рассмотрена история его возникновения, развития и применения в различных областях. Особый акцент был сделан на влиянии, которое оказывает использование этого шрифта на общие дизайнерские решения.

Смирнова Екатерина Сергеевна (УрФУ, научный руководитель: Авдеева Вера Владимировна) в докладе «Искусство аутсайдеров как пример современного художественного процесса Уральского региона» показала многообразие искусства аутсайдеров на Урале. Докладчица выделила три ярких типа художников-аутсайдеров на примере уральских представителей этого явления: первый тип — Михаила Миани из Первоуральска, который отличается открытостью по отношению к специалистам и публике — «сам себя продаёт», занимается продвижением, востребован; второй тип — более интровертный — Дмитрий Девятов из Екатеринбурга; третий художник — Юрий Трофимов из Алапаевска — представляет собой пограничный тип, сочетающий черты двух первых.

Маркова Алла Олеговна (РГГУ, научный руководитель: Штейн Сергей Юрьевич) в докладе «Искусство, опаленное войной: Студия военных художников имени М.Б. Грекова Министерства обороны Российской Федерации» показала, как художественные методы студийцев, их стремление к реалистическому изображению и эмоциональной глубине, взаимодействие с историческими событиями обогащают понимание отечественного батального жанра. Грековцы не только изображают прошлые и настоящие военные конфликты, но и анализируют их, пытаясь понять и передать их значение в отечественной истории.

Колчина Марина Павловна (УрФУ, научный руководитель: Авдеева Вера Владимировна) в докладе «Текстиль как медиум в современном искусстве, на примере работ уральских художников» показала, что этот доступный и податливый материал имеет огромные пластические возможности, обладает разнообразием цвета, оттенков и текстур. По выводам докладчицы, мы сейчас наблюдаем «текстильный бум». Художники изготовляют гобелены, вышивки, текстильные скульптуры, задействуют текстиль в цифровых коллажах, работают с нитями. Докладчица привела примеры из художественной жизни Урала. Например, Алиса Горшенина является автором текстильных скульптур. Екатерина Поединщикова ткань применяет в качестве холста, а Ксения Маркелова из ткани и силикона лепит своих кукол. Анастасия Богомолова работает над инсталляциями с использованием маминых платьев, Женя Мачнева ткёт индустриальные гобелены.

Осадчая Арина Олеговна (УрФУ, научный руководитель: Стихина Мария Игоревна) посвятила доклад «Обращение к архитектурному наследию Урала в проекте храма Благовещения Пресвятой Богородицы во имя Святых Божиих строителей (2010–2016)» тому, как современные архитекторы ищут художественно-образные ориентиры в дореволюционной эпохе. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы во имя Святых Божиих строителей в Екатеринбурге был рассмотрен как реплика храмов Урала — Троицких соборов в Соликамске (1684–1697) и Верхотурье (1703–1710). В докладе обсуждались критерии оценки художественных достижений в подобной архитектуре.

Член Оргкомитета, профессор А.В. Марков, подвёл итоги конференции, указав на необходимость развития концептуального аппарата искусствоведения, существенность собственных наблюдений и нахождения неожиданных параллелей, археологической и полевой работы. Было предложено рекомендовать статьи на основе докладов в рецензируемые издания РГГУ: «Артикульт», «Подлинник. Вопросы атрибуции и реставрации», «Вестник РГГУ. Философия. Социология. Искусствоведение» — а также в философский журнал УрФУ «Koinon» и другие партнёрские рецензируемые издания.

Текст: Александр Марков
Фото: Александр Марков

Поделиться новостью в Телеграм!
Факультет истории искусства
читайте также
10 января 2025
Методологический семинар С.Ю. Штейна «Искусство метода»

На факультете истории искусства прошла очередная серия встреч, посвященных методологическим основам научного исследования, под руководством кандидата искусствоведения, доцента кафедры кино и современного искусства Сергея Юрьевича Штейна.

25 декабря 2024
«Вещь: время и место – международный семинар 2024 года»

16 декабря 2024 года в РГГУ прошел международный семинар «Вещь: время и место», собравший ученых и исследователей из различных стран и регионов России. Семинар предоставил площадку для обсуждения роли материальных объектов в контексте культурного наследия, а также их значения в различных временных и пространственных рамках.

25 декабря 2024
Факультету Истории Искусства – 25 лет!

23 декабря в 600 аудитории 6 корпуса РГГУ состоялось празднование 25-летия факультета истории искусства. Праздник собрал студентов, преподавателей и выпускников. Встречу организовал студенческий совет ФИИ.

23 декабря 2024
Экскурсия студентов по выставке «Наука реставрации – опыт поколений»

Студенты исторического факультета посетили выставку «Наука реставрации - опыт поколений» в реставрационном центре им. Грабаря, где увидели редкие произведения искусства, восстановленные после различных повреждений.

21 декабря 2024
«‎Первый шаг сделан: результаты стартового заседания СНО»

На первом заседании СНО были определены ключевые задачи и планы на следующий  семестр. Среди них - анонсирование внеучебных научных и просветительских мероприятий факультета, активное участие в научных событиях РГГУ и за его пределами, а также запуск цикла встреч, семинаров и конференций, основанных на интересах студентов нашего факультета.

13 декабря 2024
В РГГУ прошла научная конференция «Мировые тренды и музейная практика в России»

27-28 ноября 2024 г. в РГГУ прошла III Международная научная конференция «Мировые тренды и музейная практика в России». Мероприятие было организовано кафедрой музеологии факультета истории искусства РГГУ при поддержке ИКОМ России.

05 декабря 2024
В РГГУ обсудили, где живёт современное искусство

30 ноября 2024 г. в РГГУ прошла ежегодная конференция «Теории и практики современного искусства», посвящённая памяти Анны Юрьевны Чудецкой. Организатор мероприятия — кафедра кино и современного искусства факультета истории искусства РГГУ.

03 декабря 2024
«Лидия Тимошенко и её семейный круг художников»: новое открытие для студентов

Куратор Артём Киракосов и художник Нина Кибрик, встретились со студентами  факультета истории искусства на финисаже выставки «Лидия Тимошенко и её семейный круг художников».

30 ноября 2024
Археология через призму рисунка

27 ноября 2024 года прошло заседание семинара «Иерихон 2024», организованного в рамках программы «Музейно-парковый комплекс в Иерихоне» факультета истории искусства РГГУ.

25 ноября 2024
Семинары по методологии научного исследования: от основ до продвинутого уровня

Студенты факультета истории искусства приняли участие в серии семинаров, посвященных методологическим основам научного исследования. Ведущий — Сергей Юрьевич Штейн, опытный преподаватель и специалист в области методологии науки.