РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




Состоялось первое заседание студенческого научного семинара «Исторические коннотации в рекламе»
26.12.2022

Состоялось первое заседание студенческого научного семинара «Исторические коннотации в рекламе»

16 ноября 2022 года в 15:35 в аудитории 733 (корп. 5) состоялось первое заседание студенческого научного семинара "Исторические коннотации в рекламе", посвящённое теме "Мифологические образы в рекламе: теории мифа и нарратива", где докладчики поделились исследованиями этих понятий, представили их сферы применения для привлечения покупателя.


В заседании приняли участие студенты групп СКиР-1 и СКиР-2 факультета рекламы и связей с общественностью, всего 51 человек.

В ходе работы участники семинара поделились с аудиторией приёмами использования различных образов персонажей и сюжетных поворотов в рекламе.

 

1 доклад был на тему "Теория мифа в рекламе" (Мегек Анастасия, Шумилова Анастасия, 1 курс, ФРиСО СКиР-1.)

Основываясь на трудах Джозефа Кемпбела, американского исследователя мифологии, автора трудов по сравнительной мифологии и религиоведению, докладчики обосновали почему «Мифология - это не ложь, а поэзия и метафора». В своём исследовании обратились к трудам Дж. Кэмибелла о героических мифах, а также познакомили слушателя с понятием "архитипа" Юнга.

Раньше мифы были лишь в виде сказок, но сейчас мифы встречаются повсеместно в рекламе. Особенно часто можно встретить их в виде вымышленных существ. Яркими примерами служат Кролик Квики от «Nesquik», Мистер Пропер, который очистит пол за минуту, Мойдодыр, способный подарить свежесть нашей одежде и многие другие. В данной работе поднимались вопросы о том, что такое мифы, какими функциями они апеллируют, как влияют на сознание человека. Были рассмотрены типичные мифические противостояния: добро/зло, сила/слабость, жизнь/смерть и другие. Выступающие разобрали также и виды мифов, чтобы наглядно показать, какой именно стоит использовать в той или иной рекламе.

2 доклад: "Драматизация сюжетов в рекламе" (Глушан Мария, 1 курс, ФРиСО СКиР-1.)

В этой работе подробно рассказывается о драматизации в рекламных сюжетах, приводятся примеры рекламных кампаний популярных брендов (Ariel, Dinopolis). Зрителей познакомили с правильным построением драмы, видами конфликтов, видами драматических ситуаций. Докладчица подробно разобрала, что первопричиной столкновений в драме является угроза, а правильное построение последовательных действий для создания правильного экшен-сюжета благотворно скажутся на развитии драматической ситуации. Для этого требуется правильное определение конфликта, его развитие до высшей точки Напряжения и грамотное завершение. Аудиторию познакомили с понятием кризиса и его основательностью в драматическом жанре, а также с "саспенсом", мастером которого считается Альфред Хичкок. Говоря о саспенсе, выступающая пояснила, что данное средство является одним из самых мощных для воздействия на зрителя. И в завершении была разобрана важность xeппи-энда и его варианты в рекламе.

3 доклад: "Теория нарратива и реклама. Персонажи" (Четвертакова Мария, Павлова Екатерина, Оськина Ксюша, 1 курс, ФРиСО СКиР-2.)

Выступающие осветили тему нарратива. Они объяснили, что это последовательность происходящих событий в рекламе, литературе или кино, а также познакомили слушателей с несколькими видами персонажей, которые очень часто используются в сюжетах рекламных видеороликов. Был рассмотрен образ персонажа-протагониста (герой, обладающий исключительно положительными качествами( моющее средство Fairy)), персонаж-антогонист, чей смысл жизни в доставлении неприятностей протагонисту (боль в горле, микробы, грязь), а также красавица-девушка, чаще всего главная героиня, отважно борющаяся со злодеем (домохозяйка из рекламы Fairy) и помощники- персонажи, которые помогают протагонисту и антагонисту в его действиях (Mr. Clean). Доклад сопровождался яркими примерами уже существующих рекламных кампаний.

4 доклад: "Теория нарратива и реклама. Действия в сюжете"(Мыльцева Дарья, Бершаковская Алина, Шувалова Елизавета, 1 курс, ФРиСО СКиР-2.)

В своей презентации рассказали об вводных (инициирующих) действиях в рекламе, разобрали семантическое поле понятия «инициация» и механизмы инициирующего действия (иллюстрации из выпуска журнала Vogue, Vanity F.). Обсудили такие аспекты как «Призыв к действию» (Свеча логотипа Amnesty Internationalявно улучшает ситуацию: петля сгорает) и «Встреча с ментором». Поговорили об ухудшающих действиях (“There are better ways to make career” jobsintown), механизмах обострения ситуации, препятствиях, беде (иллюстрация: "Рекламист умер, истекая кровью, потому что его «осенила» крупная идея") и ухудшающих функциях (Иллюстрация слогана рекламы журнала Popular Science: «Есть более простой путь к знаниям»). Также они упомянули об этапах развития сюжета, таких как: «Герою запрещают что-либо делать», «Герой нарушает запрет», «Злодей пытается разузнать» и др. Подробно разобрали тему «Улучшающее действие» (реклама химического средства glassex), рассказали о его видах и о героических действиях. Разобрали классификацию битв (Join the shopping revolution- Egaro). Во время своего выступления они объяснили, что такое сексуальные функции и важный аспект маркетинговых коммуникаций - прославление.

5 доклад: : "Теория нарратива и реклама. Волшебные средства" (Фурсова Алиса, Иванова Юлия, 1 курс, ФРиСО СКиР-2.)

В своём докладе выступающие рассказали аудитории, что волшебное средство - это наделённый сверхъестественной силой предмет, который помогает герою или злодею победить, а также раскрыли его виды (оружие, средства передвижение, предметы). Обсудили такую важную вещь как порядок размещения продукции. Зрители узнали, что он является одним из видов маркетинговой коммуникации, благодаря которой происходит интеграция рекламируемоего продукта в какой-нибудь контекст ( фильм «Матрица: Перезагрузка» сцена преследования с участием Сadillac CTS, CADILLAC EXT и мотоцикл Ducati). Они уточнили, что очень важное место среди волшебного оружия занимает лазерный меч из «Звездных войн». Но его идея родилась до появления «Звездных войн». Ее использовали в мифе о короле Артуре и его мече Экскалибуре, а также в северных мифах о пылающем мече.

6 доклад: "Роль "злодеев" в рекламе" (Смертина Серафима, Шамиева Елизавета, Копорева Эрика 1 курс, ФРиСО СКиР-1.)

Докладчики рассказали зрителям об образах злодеев в рекламе. Они описали характеристики, свойственные их внешности, поведению, психологии, а также поведали о роли и влиянии отрицательных персонажей в рекламной сфере.

Злодеи бывают разные: большие, маленькие, лысые, уродливые, злые. Встречаются и «роковые женщины», которые представляют из себя красивых, уверенных в себе, сексуальных, но очень злых и коварных персонажей. Тем не менее, можно заметить тенденцию, что в голливудском кино злодеи приобретают все более привлекательную внешность. Ярким примером выступает Роберт Де Ниро, который сыграл роль отрицательных персонажей 19 раз. Обратили внимание на то, что всех отрицательных персонажей объединяет одно - вечное противоборство с героями.

Исследователи называют злодеев понятием «катализатор». В химии так называют вещество, изменяющее скорость химических реакций. Именно поэтому проводится условная связь между злодеем и катализатором, ведь злодей ускоряет и драматизирует действие, создавая трагические проблемы герою или человечеству. Был сделан акцент на то, что в рекламе зачастую отрицательные персонажи помогают привлечь внимание покупателя, добавляют красок в сюжет, делая его более продаваемым.

Красочные и интересные доклады, дополненные примерами, смогли заинтересовать слушателей. При поддержке научного руководителя участники научного семинара смогли глубоко и разносторонне изучить все заявленные для рассмотрения темы. Ребятам очень понравился этот формат изучения истории рекламы, некоторые студенты высказали своё мнение по поводу прошедшего заседания:

 

Филипенкова Полина (1 группа "Современные коммуникациии реклама" ФРиСО, 1 курс):

"Этого научного семинара многие из студентов ждали, многие к нему старательно готовились. Как и всё на свете, он прошёл не без неожиданностей - небольшие проблемы с техникой, но решены они были оперативно. В целом впечатление осталось положительное, выступавшие постарались внести свою долю креатива и энергии в ознакомление с теоретическим материалом, сделав его не только интересным в визуальном плане, но и практически полезным."

Бершаковская Алина (2 группа "Современные коммуникации реклама" ФРиСО, 1 курс):

"Я поучаствовала в научной конференции, выступала в группе. Мероприятие получилось очень интересным и познавательным. Узнали много нового о коммуникациях и нарративах. У каждой группы была своя очень красивая презентация. Не было никакого напряжения, наоборот, хотелось поскорее выступить и рассказать свой проект. Большое спасибо Нане Размиковне за такое интересное мероприятие!"

 

В заключении хотелось бы выразить благодарность декану ФРиСО, завкафедрой ИКиР, д.э.н., профессору Абаеву А.Л. и научному руководителю семинара, к.ф.н, доценту кафедры ИКиР, Джавршян Н.Р. за организацию и проведение такого важного и полезного для студентов-первокурсников научного мероприятия.

Материал при участии 1 и 2 группы, 1 курса СКиР, факультета ФРиСО, подготовили Терентьева Дарья и Андреева Владислава.