РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




Состоялась третья встреча студенческого научного общества «Техники исследовательского чтения и письма»
07.12.2022

Состоялась третья встреча студенческого научного общества «Техники исследовательского чтения и письма»

6 декабря 2022 года в 396 аудитории РГГУ прошла третья и заключительная в осеннем семестре встреча студенческого научного общества «Техники исследовательского чтения и письма». Во встрече приняли участие студенты очной и заочной форм обучения Факультета рекламы и связей с общественностью, а также выпускники РГГУ.


На встрече был подробно разобран текст Квентина Меяйсу «Число и сирена. Чтение «Броска костей» Малларме». М.: Носорог, 2018. – 224 с. Данная работа была проблематизирована в двух контекстах, являющихся основными для СНО. Первый контекст – методология «исследования-как-расследования», которая генерировалась на двух предыдущих встречах и была финализирована концептами Мейясу. Поскольку труд Мейясу по своей сути – расследование, техники исследовательского письма оказались максимально релевантными. Второй контекст – исследовательское чтение. Работа Мейясу построена на изучении поэмы Стефана Малларме «Бросок костей». Была задействована оптика исследовательского чтения в двух преломлениях. Первое: Мейясу читает поэму Малларме. Второе: мы читаем то, как Мейясу читает Малларме, и последовательно читаем самого Малларме. Участники встречи рассмотрели тексты полифонически, и тем самым смогли сомкнуть чтение и письмо в исследовательском модусе.

Обращение к книге Мейясу стало логическим завершением работы первого сезона студенческого научного общества. На проятжении всего периода работы, участники последовательно проблематизировали методологию «исследования-как-расследования». Начало было положено в разборе текста Люка Болтански «Тайны и заговоры. По следам расследований», который был важен как первичный словарь генерируемой методологии, как исследовательская оптика. Затем концептуальная сетка была расширена с помощью добавления в нее релевантных аналитических ходов из работы Бруно Латура «Наука в действии. Следуя за учеными и инженерами внутри общества». Были уточнены письмо и чтение как исследовательские практики, изучены их этос и концептуальный алгоритм. И, в завершении, обратились к тексту Малларме, настоящему тексту-расследованию о другом тексте – перформативном по своей природе. И тем самым завершили формирование методологии «исследования-как-расследования» (посредством ракурса 1: чтение текста Мейясу), и в то же самое время опробовали ее (ракурс 2: чтение текста Малларме сквозь призму текста Мейясу о Малларме). Тем самым, было обнаружено скрытое в тексте число, которое закодировал в своей поэме Малларме и которое искал Мейясу, и вместе с Мейясу – студенты научного общества.

По итогам первого сезона работы студенческого научного общества «Техники исследовательского чтения и письма» планируется выпуск электронного сборника с исследовательскими текстами участников по обсуждаемой на встречах проблематике. Сборник разместят на канале общества в Телеграм, а также в социальных сетях факультета.

Научное общество продолжит свою работу в весеннем семестре учебного года. За анонсами и отчетами общества можно также следить в телеграм-канале «Техник исследовательского чтения и письма» https://t.me/tichip_rggu