11 мая в Музейном центре РГГУ состоялось открытие Пятого Международного месяца фотографии в Москве "Фотобиеннале-2004", на котором был представлен цикл работ Галины Байбазаровой "Хокку" из проекта "Современная пикториальная фотография".
11 мая в Музейном центре РГГУ состоялось открытие Пятого Международного месяца фотографии в Москве "Фотобиеннале-2004", на котором был представлен цикл работ Галины Байбазаровой "Хокку" из проекта "Современная пикториальная фотография".
"В работах Галины Байбазаровой все рифмуется с тишиной, покоем, но не с немотой, хотя молчание в эстетике дзэн-буддизма ценится гораздо больше пространных объяснений. Само название выставки вызывает к жизни сопряжение фотографической живописи со словесным искусством. И если хокку (хайку) как жанр возникает в японской поэзии в качестве зачина, трехстишия шуточного рэнга, означает в буквальном переводе "начальные стихи", то цикл фотографий Галины Байбазаровой представляется мне личностной моделью чего-то всеобъемлющего, может быть моделью космоса, когда "начальные стихи" мира не отличишь, не вычленишь из бесконечности.
Вглядываясь в эти своеобразные иероглифы, даешь волю воображению: то ли конец осени - предвестье зимы, то ли начало весны, когда из подтаявшего снега выглядывают и зеленые, новые травинки, и прошлогодние, загадочные в своей пожухлости. Созерцательность, любование малым - вот отличительная черта творчества Галины Байбазаровой. По графической ассоциации возникает в памяти хокку великого Басе:
За колосок ячменя
Я схватился, ища опоры.
как труден разлуки миг! (перевод В. Марковой).
Тонально-композиционные решения фотоэтюдов этого цикла позволяют говорить о живописной пластичности изображения. как рождается эта пластика, ведь самая совершенная оптика способна лишь точно фиксировать, но не способна перевыражать пространство? Для этого нужен художник, который смотрит на окружающий мир не только через объектив, но и сквозь кристалл своих эстетических представлений об этом мире. Это - случай художника-интерпретатора, каковым мне и представляется Галина Байбазарова. Случайна ли перекличка с японской традиционной эстетикой? Согласно ей человек в природе растворяется, не внося в нее своих чувств. Но именно так - стихийно, внезапно он постигает истинную природу вещей.
Художник Байбазарова своими работами будто перекликается с японским живописцем Тэссаем, который подписывал все свои произведения девизом "Совершенствовать в себе спокойствие и чистоту". Фотографии в традиции японского пейзажа выявляют естественный образ природы в стиле "тщательной кисти", а созерцание природы в состоянии вечного покоя отличается безыскусностью, непосредственностью, наполненной глубоким смыслом, как и положено в хокку.
Размышляя о природе таланта Байбазаровой, возрадуемся тому эмоциональному переживанию, импульсом которому послужила эстетика другой традиции, искусство другого народа, оставив открытым вопрос, что важнее - выявить красоту, или сотворить ее."