С 23 по 25 октября 2024 г. в НИУ ВШЭ проходила XV Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО) с участием представителей ведущих вузов России и зарубежья, посвящённая глобальным инициативам университетов стран БРИКС, взаимодействию вузов с бизнесом, ИИ-технологиям в образовании и другим актуальным темам. От РГГУ в работе круглого стола и проектной сессии по психологической безопасности и психическому здоровью участвовал руководитель Психологической службы РГГУ Д.Н. Кондратьев.
Основные вопросы конференции отражали проблематику исследований в высшем образовании. Как сочетаются между собой разные понимания эффективности и благополучия? Как меняется физическое и психологическое благополучие студентов во время обучения? Как вузы поддерживают физическое и психологическое благополучие студентов? Какие общие тенденции прослеживаются в этой сфере и в чём разница в подходах и моделях?
В рамках конференции с приветственным словом к участникам круглого стола «Психологическое благополучие в вузах: как измерять и что делать?» обратилась А.А. Брайнес, заместитель директора Департамента государственной молодёжной политики и воспитательной деятельности Министерства науки и высшего образования РФ.
Анна Александровна отметила:
«Психологическое благополучие — это комплексное понятие, куда включается и физическое, и ментальное здоровье, и ценностные ориентиры личности. Важно проследить за тем, что входит в сферу психологического благополучия, как его можно измерить, какие есть инструменты для его формирования не только среди студентов, но и среди всех акторов образовательного процесса».
Директор Центра психологического консультирования ВШЭ И.В. Макарова в ходе своего выступления обозначила основные темы для обсуждения, посвящённые подходам к оценке измерений благополучия и эффективности современными качественными и количественными методами, верификации методического инструментария, валидности исследований. В центре внимания был вопрос выделения принципов и маркеров для анализа состояния психического здоровья и психологического благополучия обучающихся в вузах студентов.
Руководитель Психологической службы Департамента по работе с молодёжью РГГУ Д.Н. Кондратьев принял участие в работе круглого стола и выступил на проектной сессии для руководителей психологических служб, уделив особое внимание запросам по оценке качества и эффективности оказания психологической помощи от нескольких участников образовательного процесса: самих студентов, профессорско-преподавательского состава (ППС), работников и руководства университета, а также Минобрнауки.
Денис Николаевич представил модель психологической службы социально-гуманитарного вуза на примере РГГУ, рассказав, как в совокупности формируется и оценивается психологический климат в коллективе, выделяются и учитываются особенности студентов по итогам индивидуальных консультаций, работы в группах (тематической и клинической), на лекционно-тренинговых занятиях, в просветительской деятельности и психодиагностике.
По итогам дискуссии были поддержаны предложения представителей и участников из РАО, НИУ ВШЭ, МГППУ, РАНХиГС, РГГУ, СПбГУ, МИФИ, Пермского ГУ и др. по развитию нескольких моделей оценки качества и эффективности оказания психологической помощи и поддержки; о необходимости формирования единого реестра методик и методического инструментария; о единых индикаторах эффективности: удовлетворённости студентов, доступности оказываемой помощи, количества запросов от администраций, ППС и др.
Участники договорились о продолжении дискуссии на новых площадках и форумах. По итогам работы круглого стола и проектной сессии будет выпущен меморандум, в котором будут выделены ключевые замечания и предложения для их использования в дальнейших исследованиях.
Текст: Денис Кондратьев
Фото: Психологическая служба