РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




Книжная выставка «Непокоренный Ленинград: к 80-летию снятия блокады»
02.02.2024

Книжная выставка «Непокоренный Ленинград: к 80-летию снятия блокады»

27 января 1944 года закончился один из трагических эпизодов Великой Отечественной Войны, когда была полностью снята блокада Ленинграда, длившаяся 872 дня. Этому событию посвящена книжная выставка «Непокоренный Ленинград: к 80-летию снятия блокады», расположенная у входа в читальный зал Научной библиотеки.


На выставке представлена литература, знакомящая с обороной города на Неве, воспоминания участников боевых операций и жителей города, а также поэзия и проза, созданная современниками тех событий и посвященная блокадному периоду в жизни Ленинграда.

К началу войны Ленинград был центром советской промышленности, «колыбелью революции», средоточением культурных ценностей. Эти факторы предопределяли фашистский план по захвату города на Неве. Наступление вермахта на Ленинград началось 10 июля, в августе бои шли уже на подступах к городу, к 30 августа было перерезано железное сообщение, связывавшее Ленинград с Большой землей. К 8 сентября войска группы «Север» овладели Шлиссельбургом и отрезали Ленинград от всей страны с суши, началась блокада города, продлившаяся 872 дня. К этому времени из Ленинграда были эвакуированы оборонные предприятия, а также культурные ценности, в первую очередь коллекции Эрмитажа и других крупных музеев. Эвакуация населения города проводилась в меньших масштабах, и к началу сентября в городе оставалось около 3 миллионов жителей, снабжение осуществлялось только по воздуху и Ладожскому озеру. В первый день блокады, люфтваффе была произведена массированная бомбардировка города, в результате которой были уничтожены Бадаевские продовольственные склады, на которых хранился месячный запас продовольствия для города. За все время блокады по городу было выпущено более 150 тысяч снарядов и сброшено свыше 100 тысяч зажигательных и фугасных бомб. Целью бомбардировок было не только уничтожение инфраструктуры города, но и создание панических настроений среди жителей. В итоге войска вермахта остановились в пригородах Ленинграда, и линия фронта проходила всего в 4 км от Кировского завода и в 16 км от Зимнего дворца. В Ленинграде не было района, до которого не мог бы долететь вражеский снаряд. Фашисты были уверены, что город не сможет сопротивляться, не имея запасов продовольствия для обеспечения населения.

29 сентября 1941 года гитлеровское командование издало директиву, согласно которой Ленинград должен быть стерт с лица земли: «После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населенного пункта не представляет никакого интереса… Предполагается окружить город тесным кольцом и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сровнять его с землей. Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты…».

Обороной Ленинграда руководил первый секретарь ленинградского обкома А.А. Жданов. В начале сентября в город прибыл Г.К. Жуков, назначенный командующим Ленинградским фронтом. К концу сентября он предпринял ряд мер по укреплению обороны города и нанес несколько контрударов. Ставка верховного командование допускала возможность наихудшего сценария, при котором враг мог войти в город, и наиболее важные его объекты были заминированы.

К середине сентября, когда был закончен учёт всех съестных запасов, в городе сложилось катастрофическое продовольственное положение. 15 сентября впервые произошло снижение норм выдачи продуктов. Рабочим и инженерам, служащим, иждивенцам полагалось по 600, 400 и 300 граммов соответственно. 20 ноября были введены самые низкие нормы выдачи хлеба по карточкам - рабочие получали по 250, а служащие, иждивенцы и дети по 125 граммов хлеба в день. Хлеб состоял из примесей клейковины, жмыха, целлюлозы и других добавок. Кроме хлеба, люди не получали ничего. Начался настоящий голод. Когда 25 декабря 1941 года был увеличен хлебный паек рабочим ‑ на 100 граммов, остальным ‑ на 75, измученные голодом жители города вышли на улицы, чтобы поделиться радостью друг с другом. Несмотря на это, люди умирали от голода на работе, падали на улицах от истощения и не поднимались. В декабре 1941 года начали работать стационары для наиболее истощенных горожан, но помочь всем они не могли.

В Витаминном институте, подняв рецепты вековой давности, занялись изготовлением хвойной настойки, чтобы предупредить авитаминоз среди населения. Остатки горелого сахара с Бадаевских складов, перемешанные с землей, промывали и перерабатывали на кондитерской фабрике. В начале 1942 года нормы выдачи хлеба населению стали постепенно повышаться, но многие люди продолжали умирать от дистрофии. Чтобы выжить, весной ленинградцы собирали одуванчики и варили суп, из корневищ пекли лепёшки. В городе не осталось животных, все кошки и собаки были съедены. За годы блокады, по послевоенным подсчётам, в Ленинграде погибло около миллиона человек (большая часть от голода).

К концу войны женщины составляли основную часть городского населения. Немецкий интендант Цигельмайер, высчитавший, когда в городе должны умереть все жители, после войны говорил: «Как же вы выдержали?! Как вы выдержали?! Как вы могли? Это совершенно невозможно! Я писал справку, что люди на таком пайке физически не могут жить».

С наступлением зимы, в городе закончились запасы топлива, прекратилось централизованное отопление домов, не работали водопровод и канализация. Зима 1941-1942 годов была длиннее и холоднее обычной, среднемесячная температура была -18º. Жители города, чтобы согреться, разбирали на дрова деревянные постройки, жгли мебель, книги, воду брали из Невы. Из-за нехватки электроэнергии прекратилось движение городских трамваев. По воспоминания Д. С. Лихачёва, «остановка трамвайного движения добавила к обычной, ежедневной трудовой нагрузке ещё два-три часа пешеходного марша от места жительства к месту работы и обратно, это обусловливало дополнительное расходование калорий. Очень часто люди умирали от внезапной остановки сердца, потери сознания и замерзания в пути». Когда 15 апреля 1942 года было восстановлено пассажирское трамвайное движение, это стало праздником для горожан.

Во время блокады на улицах Ленинграда работало 1500 громкоговорителей, передававших населению информацию о воздушной тревоге. Звук метронома, вошедший в историю блокады как памятник сопротивления населения, сообщал быстрым ритмом воздушную тревогу, медленным ритмом - отбой. Артиллерийские обстрелы причиняли ущерб не только инфраструктуре города. Были разрушены исторические здания и памятники Ленинграда и Ленинградской области. Всего фашисты уничтожили за годы войны 15 мл. кв. метров жилой площади.

Несмотря на терзавший их голод, ленинградцы стоически переносили испытания, не пользуясь своим служебным положением. Так, сотрудники Всесоюзного института растениеводства, в фондах которых хранились тонны уникальных зерновых культур, не тронули не единого зернышка. 28 сотрудников института умерли от голода, но сохранили материалы, которые помогли послевоенному восстановлению сельского хозяйства. На своем рабочем месте от истощения скончался повар Д.И. Кютенен.

Для жителей Ленинграда единственной надеждой на спасение была доставка продовольствия по Ладожскому озеру - летом по воде, зимой по льду. Эта трасса получила название «Дорога жизни». Как только в конце ноября 1941 года Ладога покрылась льдом, руководство Ленинграда организовало через озеро переброску продовольствия в город на грузовых машинах, в обратную сторону вывозили обессиленных жителей города, первыми вывозили женщин, детей, больных, стариков. Все транспортные пути находились под постоянным огнём противника, машины ехали с открытыми дверями, чтобы можно было ее быстро покинуть. Летом 1942 года по дну Ладожского озера был проложен трубопровод для снабжения Ленинграда горючим, осенью - энергетический кабель. До весны 1943 года по Ладоге было доставлено 1,6 млн. тонн грузов, эвакуировано почти 1,5 млн. ленинградцев.

Ленинград продолжал борьбу. На улицах города было сооружено 4100 дотов и дзотов, установлено 35 километров баррикад и противотанковых препятствий, в зданиях оборудовано 22 тысячи огневых точек. Из жителей города было сформировано 10 дивизий народного ополчения, 7 из которых стали кадровыми. На оставшихся предприятиях работали женщины и подростки, которые восстанавливали военную технику, изготавливали оружие. Именно в Ленинграде, в 1942 году, начал производиться пистолет-пулемет Судаева (ППС), ставший вторым массовым автоматом (после ППШ), состоящим  на вооружении Красной армии. На Ижорском заводе, из стволов старых танков, собиралась пушка «Ленинградка». Несмотря на близость к фронта, всю войну работал Кировский завод.  

Несмотря на блокаду, в городе не прекращалась культурная жизнь. На протяжении всей войны были открыты Государственная Публичная библиотека и библиотека Академии наук, работали административные учреждения, типографии, поликлиники, детские сады, театры. В декабре 1941 года, в Эрмитаже, были проведены две научные конференции, посвященные 800-летнему юбилею азербайджанского поэта Низами и 500-летию узбекского поэта Навои. Среди участников был востоковед-тюрколог и переводчик Николай Лебедев, он читал стихи, находясь на последней стадии дистрофии.

Летом 1942 года вновь заработала городская филармония, где впервые была исполнена Седьмая «Ленинградская» симфония Дмитрия Шостаковича. Для исполнения симфонии требовалось почти сто музыкантов, а в оркестре осталось меньше 20, был объявлен набор в филармонию. Дирижер Карл Элиасберг, который сам лечился от дистрофии, обходил госпитали в поисках скрипачей, барабанщиков.

Исполнению этой симфонии в Ленинграде придавали такое большое значение, что Элиасберг получил от командующего Ленинградским фронтом генерала Л.А. Говорова разрешение на вызов любого нужного ему музыканта с фронта. После набора музыкантов, им выдавали дополнительный паек, так как многие не имели сил играть.

9 августа оркестр ленинградского радиокомитета под управлением Элиасберга исполнил симфонию, ставшую символом несгибаемости города. Концерт транслировался по радио, а также через репродукторы по всему городу, ее слушали все жители города. Советские артиллеристы даже провели специальную артиллерийскую операцию «Шквал», отвлекая артиллерию противника от центра города к его окраинам. Эта симфония произвела такое впечатление на мировую общественность, что портрет Шостаковича в форме пожарного (он начал писать симфонию в первые дни блокады, когда вступил в ополчение и тушил пожары), был напечатан на обложке американского журнала «Time».

Руководство города и командование фронтом делало всё возможное, чтобы прорвать блокаду. Попытки прорыва предпринимались в сентябре и октябре 1941 года, в январе 1942 года в период общего наступления Красной Армии, а затем в августе - октябре 1942 года в ходе Синявинской операции Ленинградского и Волховского фронтов. Символом беспримерного мужества защитников Ленинграда стал «Невский пятачок» - плацдарм на левом берегу Невы, напротив поселка Невская Дубровка. Свое название плацдарм получил потому, что на карте занимал участок размером с пятикопеечную монету. Отсюда неоднократно пытались перейти в наступление на Мгу и Синявино. Потерянный в апреле 1942 года плацдарм, был отбит солдатами 70-й стрелковой дивизии под командованием полковника Анатолия Краснова. Он ходил в атаку вместе с бойцами, был дважды ранен. Захватить плацдарм стоило больших усилий, но еще тяжелее было его оборонять. Солдаты проявляли массовый героизм и 16 октября 1942 года 70-я дивизия стала именоваться 45-й гвардейской. Имя Краснова было знакомо каждому ленинградцу. Постановлением СНК СССР от 27 ноября 1942 года, Краснову было присвоено звание генерал‑майора, в 36 лет он стал самым молодым генералом Красной Армии. Гитлер назвал Краснова своим личным врагом. Почти месяц 45-я гвардейская дивизия провела в смертельных боях на плацдарме. По мнению историков, только на самом Невском пятачке за все время обороны погибло более 50 тысяч красноармейцев.

Прорвать блокаду Красной армии удалось 18 января 1943 года в ходе операции «Искра», проводимой Ленинградским и Волховским фронтами. Общее наступление координировал Г.К. Жуков. Южнее Ладожского озера был создан коридор шириной 10 километров.

За 18 дней была построена железная дорога протяженностью 33 километра и возведена переправа через Неву. К моменту прорыва блокады в городе осталось менее 600 тысяч жителей. В феврале 1943 года в Ленинград пошли поезда с продовольствием, боеприпасами, сырьем. Пищевые комбинаты города стали переводиться на выпуск продукции мирного времени. В 1943 году на кондитерской фабрике имени Н. К. Крупской было произведено три тонны конфет «Мишка на Севере».

27 января 1944 года блокада была полностью снята во время Ленинградско‑Новгородской операции. По случаю этого важнейшего события, впервые за время войны, салют был дан не в Москве, а в освобожденном Ленинграде. Битва за Ленинград длилась с 10 июля 1941 года по 9 августа 1944 года и стала самой продолжительной за годы Великой Отечественной войны. 8 мая 1965 года Ленинграду было присвоено звание «Город‑герой».  

 

Воспоминания о блокаде

Во время блокады, многие ленинградцы вели дневники, которые позднее легли в основу книг о самых тяжелых испытаниях, выпавших на долю жителей города. Блокадные дневники - особый пласт документальных источников. Их вели авторы всех возрастов, от школьников до людей преклонного возраста.

По мнению исследователей, это не типичное явление, можно  объяснить только уникальностью условий, при которых дневник становился одним из способов   самосохранения. Для многих ленинградцев ведение дневника было инструментом психологического самосохранения. Осознавая масштаб происходящего, жители города считали себя участниками важнейших событий в истории страны и фиксировали происходящее для будущих поколений. Еще в 1942 году, Ленинграде была создана комиссия по составлению хроники блокадных лет и все собранные материалы должны были храниться в Институте истории.

Неслучайно, на Нюрнбергском процессе, среди доказательств преступлений фашистов на территории СССР, были продемонстрированы записи, сделанные 11-летней ленинградской девочкой Таней Савичевой, которая на 9 листочках из записной книжки «буднично» отразила уход из жизни ее близких родственников, последней записью, было: «осталась одна Таня».

«Блокадная книга» - документальная хроника, подготовленная писателями-фронтовиками Даниилом Граниным и Алесем Адамовичем. В основу книги легли воспоминания 200 блокадников, рассказы которых авторы записывали на магнитофонную пленку, а потом переносили на бумагу (около 4000 страниц), также использовались дневники и письма переживших блокаду ленинградцев. Как вспоминал Гранин, когда Адамович предложил ему начать работать над темой блокады, он вначале отказался, посчитав, что о ней все известно, но начав сбор материалов, понял, как он заблуждался. Авторы, участники Великой Отечественной, а Гранин воевал на Ленинградском фронте, были не готовы к разрывающим душу рассказам блокадников: «Представляете себе: попал снаряд в квартиру, осколком убило девочку. У матери не было сил похоронить ее. Зима, она положила ее между окнами и жила с ней до весны, до лета, чтобы потом похоронить. Как человек мог в этих условиях жить и не расчеловечиться?!». Гранин считал, что эта книга о героизме, но героизме «внутрисемейном, внутриквартирном», о пределах человека и его духовной силе. Перед первой публикацией отрывков книги в журнале «Новый мир» в 1977 году, авторам пришлось изъять более 60 фрагментов, которые, по мнению редакторов, разрушали героический образ ленинградцев. Первое издание книги вышло в 1982 году в Москве, так как ленинградские власти считали, что не нужно афишировать страдания жителей во время блокады. Вскоре  авторы стали получать сотни писем от блокадников, наполненных новыми историями из жизни города. Люди просили дополнить книгу новыми историями. Книга выдержала несколько переизданий.

«Военный дневник и блокадные письма: 22 июня 1941-1 июня 1945» написан ленинградской школьницей Таней Вассоевич. С первого дня войны и до победного мая 1945 года Таня вела дневник, который дополняли удивительные рисунки, выполненные цветными карандашами, превращая его в произведение детского изобразительного искусства. Дневник Тани не напечатан, это факсимильное издание, позволяющее увидеть его глазами девочки, пережившей самые страшные моменты своей жизни. Таня прожила в Ленинграде с начала блокады до весны 1942 годов, потеряв за это время маму и брата, умерших от голода.  Четырнадцатилетняя школьница фиксировала все события своей жизни: участие в трудовых работах, походы с мамой в библиотеку, изменение норм хлеба на человека, которая снижалась с 400 до 125 граммов в сутки на человека и многое другое. Во время блокады, людей хоронили в братских могилах, но Таня смогла договориться со сторожем Смоленского кладбища: «Вова и мама похоронены в настоящих гробах, которые я покупала на Среднем проспекте у второй линии. Худяков (сторож) вырыл могилы за крупу и хлеб». Понимая, что это было сделано полулегально, в дневнике зарисовка с планом кладбища сделана с помощью придуманного школьницей шифра. Весной Таню эвакуировали из города, а после окончания войны, она с папой вернулась в Ленинград.

Книга «Дни великих испытаний» написана Георгием Алексеевичем Князевым (1887-1969), возглавлявшим архив Академии наук с 1929 по 1963 годы. Свой дневник Князев начал вести с 1895 года, а в годы Великой Отечественной Войны он делал ежедневные записи, которые легли в основу этой книги.

Дневник Князева – это история жизни и быта ленинградцев в годы блокады, но прежде всего, это живое свидетельство работы Академии наук. Князев подробно описывает неорганизованность и суету первых военных месяцев, спасение и эвакуацию архивов Института русской литературы, Пулковской обсерватории, личных архивов ученых, умерших во время войны, сохранение музейных и библиотечных ценностей. Также подробно Князев показывает ежедневные обстрелы, условия работы в Академии, когда зимой температура в помещении составляла - 7 градусов, скудный  обед в столовой не без иронии называет «билетом смерти от истощения».  Но, даже в самые тяжелые дни, Академия не прекращала свою работу.

В январе 1942 года Князев писал: «Мне хочется передать все, что мы переживаем в дни чудовищно-жестокой и грандиозной войны, передать просто и искренне, без ходуль, без маски, без “мантии и пера на шляпе”. Просто рассказать, как мы жили и умирали». В блокадном Ленинграде Князев прожил до августа 1942 года и вернулся в город в июне 1944 года. 

Книга ««Я знаю, что так писать нельзя»: Феномен блокадного дневника» - это сборник текстов из дневников блокадников, посвященных выживанию в осажденном городе. В книге представлены воспоминания людей самых разных возрастов и профессий - учителя Алексея Бардовских, начальника штаба оборонительных работ Октябрьского района Анисима Никулина, занимавшегося организацией работ по рытью траншей для погребения умерших, журналиста Александра Гришкевича и др. Школьник Владимир Томилин назвал свои записи «Дневник голодного человека».

Подросток каждый день писал о том, что он ел, или не ел вообще в самые тяжелые периоды блокады. Дневник представлен в книге в факсимильном варианте и это делает его самым впечатляющим документом.

Автор книги «Воспоминания о блокаде» Владислав Михайлович Глинка, всю блокаду провел в Ленинграде. Работал санитаром в эвакогоспитале, хранителем коллекции музея Института русской литературы, главным хранителем Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа. Особенностью блокадных мемуаров Глинки, по сравнению с многочисленными воспоминаниями очевидцев, можно назвать сцены, характеризующие гибель целого пласта работников культуры в условиях голода 1941-1942 годов.

 

«Город воинствующей поэзии»: блокадный Ленинград в художественных произведениях

В годы Великой Отечественной Войны писатели и поэты не только силой пера боролись с врагом. С первых дней войны почти половина состава ленинградского отделения Союза писателей СССР (около 150 человек) ушла на фронт. В конце июня 1941 года создается Ленинградская армия народного ополчения.

Из вступивших в ополчение литераторов сформировали «взвод писателей», который был передан 1-й Кировской дивизии народного ополчения. Среди них были А.А. Бартэн, П.Т. Журба, Ю.И. Слонимский, И.Г. Ямпольский и др.

Уже 12 июля дивизия заняла позиции на Лужском оборонительном рубеже и участвовала в обороне Ленинграда. Участвуя в боях, солдаты этого взвода также вошли в состав редакции дивизионной газеты «За Советскую Родину», газета проработала до сентября 1941 года, когда было  расформировано народное ополчение. Ленинградские  писатели продолжили службу в строевых частях армии и флота, а также в других фронтовых газетах.

Всего, за годы Великой Отечественной войны на фронтах пали 27 ленинградских писателей, 46 погибли в блокадном городе.

Одним из таких писателей был Вадим Шефнер. Когда началась Великая Отечественная война, Шефнер служил в батальоне аэродромного обслуживания под Ленинградом, а с 1942 года был фронтовым корреспондентом газеты «Знамя победы», закончил войну в звании старшего лейтенанта. В 1943 году в блокадном Ленинграде была издана его книга стихов «Защита»,  в 1943-1945 годах поэт работает над своим самым крупным поэтическим произведением - поэмой «Встреча в пригороде», в которой нашли отражение события обороны Ленинграда. Самым значительным произведением Шефнера о войне, была повесть «Сестра печали». Она во многом автобиографична, и посвящена подвигу ленинградцев, чья молодость пришлась на самые трудные для страны годы. О своем отношении к городу, Шефнер писал в своем дневнике: «Если бы Ленинград сдали, я бы покончил с собой. Город без меня я могу себе представить, но себя без города - Ленинграда - я представить себе не мог».

Писатель и поэт Виссарион Саянов жил и работал в блокадном Ленинграде, был военкором фронтовой газеты «На страже Родины», ответственным редактором журналов «Ленинград» и «Звезда». В начале войны написал стихотворение «Клятва наркому», на слова которой композитор Дмитрий Шостакович создал одноимённую патриотическую песню. Во время войны Саянов пишет заключительную часть романа-эпопеи о русских летчиках «Небо Ленинграда», над которым он работал с 1933 года. Действие романа охватывают события с апреля 1941 года по январь 1943 года и описывает боевой путь нескольких поколений русских летчиков, воюющих с фашистами. В основу романа «Ленинградский дневник» легли записи, которые регулярно вел Саянов во время войны. Как писал автор: «на его страницах читатель найдет рассказ о наиболее интересном из увиденного и пережитого в годы великих испытаний советского народа».

Писательница Вера Кетлинская, всю войну провела в блокаде, руководила ленинградским отделением Союза писателей в 1941-1942 годах. По заданию Совинформбюро, Кетлинская писала по четыре очерка в месяц для европейских и американских читателей, в которых рассказывалось о борьбе и страданиях ленинградцев. В январе 1942 года начала работать над романом «В осаде», посвященном жизни тыла и фронта. В нем показана первая страшная зима блокады, труд за гранью человеческих сил в осаждённом городе, борьба с голодом и холодом, дорога жизни, боевые действия и многое другое. За это произведение Кетлинская получила в 1948 году Сталинскую премию.

В Ленинграде, единственным средством связи и коммуникации было радио. «Распорядок жизни строился сообразно работе этого замечательного организма», – говорил о роли радиовещания актер В. Яхонтов. Эти слова в полной мере относятся к ленинградскому радио, музой которого была Ольга Берггольц. Поэтесса, никогда не выступавшая по радио, пришла в радиокомитет в октябре 1941 года и предложила свою помощь. Получив назначение в литературно-драматическую редакцию, она почти каждый день читала стихотворные сводки и поэмы. Выступления Берггольц по радио, как и стук работающего метронома, стали одним из символов осажденного города. Неслучайно фашисты внесли ее в список лиц, которые должны быть немедленно расстреляны после взятия Ленинграда. Зимой 1942 года, когда у нее умирает от голода муж, а город переживает самые страшные месяцы, Берггольц создает «Февральский дневник», поэму, где отразились переживания поэтессы. В нем представлена повседневная жизнь города: тишина, прерываемая разрывами бомб; мрачные улицы с неубранными телами, последние кусочки хлеба. Даниил Гранин вспоминал о Берггольц: «В истории ленинградской эпопеи она стала символом, воплощением героизма блокадной трагедии. Ее чтили, как чтут блаженных, святых». На гранитной стеле Пискаревского мемориального кладбища, где захоронено почти 500 тыс. ленинградцев, умерших во время блокады и обороны города, были высечены слова Ольги Берггольц: «…Никто не забыт и ничто не забыто».

Поэтесса Вера Инбер была свидетелем всех испытаний, которые выпали на долю города на Неве. Отказалась покидать Ленинград, так как ее муж Илья Страшун, был директором Первого мединститута и не мог уехать из города. Инбер причислили к оперативной писательской группе Балтийского флота, она выступала на радио, где вела передачу «Москва-Ленинграду», читала стихи в госпиталях, в прифронтовой полосе. В годы блокады Инбер вела дневник, в котором описывала каждый блокадный день. В 1946 года он будет издан под названием «Почти три года» и станет ее лучшей прозой. В дневнике очень мало размышлений или оценок, скорее он напоминает сводку событий в городе, свидетелем которых была Инбер. Это живое свидетельство того страшного времени, когда бомбежки, голод и смерть превратились в повседневный быт ленинградцев. Написанная в 1942 году поэма «Пулковский меридиан» стала лучшим образцом творчества Инбер. Поэму называли манифестом борющегося духа, поэзией, которая ежедневно помогала выжить, не сойти с ума от голода и смертей вокруг. За нее Инбер получила в 1946 году Сталинскую премию.

Художница Ольга Матюшина всю войну провела в Ленинграде. Осенью 1941 г. от взрывной волны фугасной бомбы она ослепла, занятия живописью стали невозможны и Матюшина обратилась к литературе. Сначала самостоятельно, а потом с помощью подруги, взявшей на себя обязанности секретаря, Ольга Константиновна стала вести дневниковые записи. Матюшина вспоминала: «Быть художником с плохим зрением — невозможно. Но для писателя слух много значит. А если к нему прибавить ещё знание предмета, воображение, ощущение, интуицию и хотя бы очень слабое, но какое-то наличие видения, — ещё можно работать. Опять начала писать, учиться снова видеть жизнь». Матюшина испытала все трудности и лишения, которые выпали на долю ленинградцев, и в своих дневниках описывала героизм жителей города. В 1944 году Матюшина была награждена медалью «За оборону Ленинграда». В представлении к награде, было написано: «С начала Отечественной войны и до настоящего времени, несмотря на свое слабое состояние здоровья и слепоту, работает над созданием образов ленинградцев. Состоит в группе самозащиты, принимала активное участие в отражении налетов вражеских бомбардировщиков». В 1946 году была опубликована повесть «Песнь о жизни», в основу которой легли блокадные дневники. В 1950 г. была издана вторая книга Матюшиной – «Жизнь побеждает» посвященная детям, искалеченным во время войны.

Писатель Александр Чаковский с начала войны редактировал первые выпуски «Боевого киносборника», с января 1942 года работал корреспондентом газет «Знамя победы» и «Фронтовая правда» Волховского фронта.

Во время войны Чаковский начал работать над трилогией «Это было в Ленинграде» (1944-1947), где были показаны героические будни осажденного города. В 60-е годы Чаковский работает над свои главным произведением - романом «Блокада», изданным в 1975 году.

Эпопея посвящена обороне Ленинграда, большое внимание было уделено битве за осажденный город, боевым действиям 1941 года, работе легендарной «Дороги жизни». В тоже время, во время публикации романа в журнале «Знамя», с гневным отзывом выступил маршал Г.К. Жуков, считавший, что автор сильно искажает факты.

Писатель и переводчик Николай Чуковский участвовал в советско-финской войне, с первых дней Великой Отечественной войны работал военным корреспондентом газеты «Красный Балтийский флот», во время блокады Ленинграда участвовал в обороне города. Награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». Свой главный свой труд, над которым он работал с 1946 по 1954 годы, Чуковский опубликовал в 1955 году.

Роман «Балтийское небо» - это документально-художественное произведение, основанное на материалах, собранных писателем во время войны и посвящено героизму летчиков «Рассохинской эскадрильи», защищавшим запертый в Финском заливе Балтийский флот. Роман принес ему известность и одобрение критики, назвавшей его ярким литературным событием. Прототипами главных героев стали герои Советского Союза Георгий Дмитриевич Костылев и Игорь Александрович Каберов.

Писательница Лидия Гинзбург пережила блокаду Ленинграда, работала штатным редактором городского радиокомитета. Тяжелые испытания, выпавшие на долю жителей Ленинграда, Гинзбург описала в книге «Записки блокадного человека».

Над рукописью Гинзбург работала более 40 лет, под первой публикацией книги 1984 года, стоят даты 1942 - 1962 - 1983. Лидия Яковлевна несколько раз перерабатывала текст, написанный еще в военное время, в том числе и по соображениям цензурного характера. Главная героиня смогла пережить голод и холод, она стояла в длинных очередях за куском хлеба, от которого зависела жизнь ее семьи, видела, как умирают ее близкие, но не сдалась, так же, как не сдался город. В «Прозу военных лет», вошли произведения, написанные в 1942-1945 годах, Гинзбург называла ее «промежуточной литературой», поскольку она объединяла в себе документальное и художественное начало.

Поэт и переводчик Всеволод Рождественский с первых дней войны вступил в народное ополчение, работал военным корреспондентом в газетах «На защиту Ленинграда», «Ленинградская правда», «Ленинский путь», участвовал в обороне Ленинграда. Вот что вспоминал Рождественский об этом времени: «Голод туманил голову, отнимал последние силы. Ленинград медленно вымирал – не столько от вражеской бомбардировки, сколько от отсутствия хлеба и тепла». Поэт написал несколько пронзительных произведений, среди них «Стучался враг в ворота Ленинграда», «»Пулковские высоты, «Салют освобождения» и др.

Текст: Никульшин Николай Владимирович
Фото: