26 февраля 2021 года на факультете культурологии состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Профессия – культуролог III: Практика и профессиональная траектория культуролога». Конференция продолжила серию мероприятий 2019 и 2020 гг.
Актуальность проведения мероприятия обусловлена тем, что профессиональная рефлексия – важная часть профессионального и личностного развития любого специалиста. В случае с культурологическим образованием, не подразумевающим узкой профессионализации, понимание его роли и смысла, преимуществ и недостатков может помочь и в профориентации молодых людей, желающих стать культурологами, и в развитии образовательных программ.
Целью конференции было формирование представления о профессиональных возможностях культуролога, повышение мотивации и уровня профессиональной подготовки обучающихся по направлению «Культурология». Основная аудитория конференции – студенты всех уровней обучения по направлению «Культурология», а также смежным направлениям; молодые профессионалы, работающие в сфере культуры; преподаватели, ведущие обучение по программе «Культурология».
Задачи конференции:
- сформулировать преимущества и ограничения культурологического образования;
- выявить специфику карьерной траектории культуролога и ее варианты;
- сформировать представление о социокультурных проектах и их реализация в современной России;
- представить возможности просветительской деятельности в цифровой среде и оффлайн
В конференции приняло участие более двадцати спикеров, представивших доклады и выступивших с сообщениями на круглом столе.
В первой части конференции было заслушано 14 докладов, посвященных различным аспектам профессиональной деятельности специалистов, получивших культурологическое образование на уровне бакалавриата и/или магистратуры, работающих в академической сфере или в различных организациях сферы культуры.
Заседание открыло вступительное слово Н.С. Галушиной, в котором были обозначены цели и задачи конференции, кратко обозначены итоги предыдущих конференций данной тематики, заданы направления обсуждения.
В докладе В.А. Косяковой, кандидата культурологии, доцента ВШЕК РГГУ, ст. науч. сотр. Центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ, на основе личного опыта исследовательницы были проанализированы различные возможные траектории профессиональной самореализации: в структуре формального высшего образования, а также в просветительской деятельности и в формате независимого исследования («Я-брендинг»).
Магистр культурологии, преподаватель кафедры культурологии и социальной коммуникации ШАГИ ИОН РАНХиГС, преподаватель МВШСЭН, редактор журнала «НЛО», куратор О.М. Аннанурова проанализировала возможности культурологического образования в сферах вузовского преподавания, музейной работы, издательской деятельности, отметив преимущества и лакуны культурологического образования в сравнении с искусствоведческим/музеологическим и филологическим.
Доклад А.Д. Мишиной, магистра культурологии, менеджера цифровых проектов и команд в сфере культуры, RDI.Digital Russia, партнера Ассоциации Менеджеров Культуры, был сфокусирован на идее, что культурологическая подготовка становится глубокой и перспективной базой для профессионального развития на пересечении культуры, технологий и бизнеса. Работая с внедрением определенных технологий в процессы культурных институций, у культуролога есть возможность грамотно оценить модели взаимодействия с аудиторией, которые они предлагают. Это позволяет на начальных этапах сделать выбор в пользу той или иной технологии. Тем временем при взаимодействии с бизнесом, например, привлекая инвестиции в культурные проекты, культурологическое образование помогает обнаружить и грамотно выстроить аргументацию, подтверждающую или опровергающую перспективность этих вложений.
А.В. Коровина (магистр культурологии, коммуникационное агентство Promoage) продолжила эту логику на примере собственных проектов: благодаря междисциплинарному характеру, культурология служит гуманитарной базой, на которую можно нарастить любые навыки. Наличие этого фундамента позволяет подходить к проекту и его наполнению более осмысленно, соотносить его с социокультурным контекстом, использовать ресурсы дискурса для его продвижения, строить более глубокие гипотезы при анализе потребностей целевой аудитории, применять различные исследовательские инструменты в решении профессиональных задач и находить сильные аргументы, защищая идею.
М.В. Казакова, к.э.н., ст. науч. сотр. Центра изучения проблем центральных банков ИПЭИ РАНХИГС, вед. науч. сотр. научного направления «Макроэкономика и финансы» Института Гайдара, студентка программы профессиональной подготовки «Менеджмент в сфере культуры» МВШСЭН, поделилась опытом профессиональной переподготовки. Получение образования в области менеджмента культурных проектов становится для специалистов в экономике возможностью личностного и профессионального роста и модификации профессиональной карьеры.
Доклад В.В. Романовой (соискатель исторического факультета МГУ, науч. сотр., экскурсовод, выставка «Алмазный фонд», Гохран РФ) отразил опыт прохождения стажировки в Министерстве культуры Российской Федерации и тех возможностей профессионального и карьерного развития, которые дает подобная стажировка.
В докладе И.М. Грибовой, ученого секретаря Музея-панорамы «Бородинская битва», были отражены те трудности, с которыми приходится столкнуться при работе в бюджетном учреждении культуры, опыт привлечения финансирования с помощью грантов, наиболее интересные проекты музея, в том числе связанные с включением в профессиональные музейные объединения – как в России, так и на международном уровне.
К.И. Филатова (начальник отдела организации социокультурных мероприятий РГБ) посвятила свой доклад социокультурным проектам российской государственной библиотеке как способу расширить спектр деятельности и аудиторию библиотеки, првлечь посетителей и сделать бренд РГБ еще более узнаваемым.
Ряд докладов был посвящен отдельным проектам или систематической проектной деятельности. Так, М.А. Сазоненко, аспирант НИУ ВШЭ, рассказала о проекте «Гендер/ножницы/бумага», связанному с изучением и популяризацией советской культуры – в частности, материалов для творчества и бумажных игр, содержащихся на страницах детских советских журналов. Автором была разработана программа лекций и семейных мастер-классов, посещенных детскому творчеству советского периода. Был также создан передвижной формат выставки, который экспонировался в галереях, музеях, школах и на конференциях.
Е.А. Попова, куратор проектов общественной организации РОО СТР «Круг», координатор программы «Социальный театр» магистратуры продюсерского факультета ГИТИСа, представила проекты фундаментом которых является систематическая работа с телом. В спектаклях решаются реабилитационные и эстетические задачи, что позволяет людям с интеллектуальной недостаточностью (и обычным горожанам) обретать в социуме аутентичную культурную выразительность. Через поиск выразительных средств и эксперименты с театральным языком возникает новая модель коммуникации, новая модель культуры.
Магистрант университета Лидса (Великобритания) Е.О. Белоусова представила доклад, посвященный Creative Practice as Research (художественная практика как метод исследования), которая является широко применимой оптикой в художественных направлениях, таких как создание текстов, арт-менеджмент, перформанс, и тому подобное. Доклады был посвящен потенциалу культурологической оптики в творческом направлении, а также её ограничениям; культурно обусловленным коннотациям социальных, художественных и художественно-социальных проектов; просветительскомву и политическомву аспектам художественной практики в рамках теории культуры.
Е.О. Федорова, культурно-языковой коуч, поставила в центр обсуждения проблему культурного перевода: именно культурологическая база позволяет совместить возможности языкового образования и освоения культурных компетенций.
В докладе Ж.Г. Галиевой данная проблема была продолжена: появляются новые типы культурной и просветительской работы, особенно на фоне всеобщего выхода онлайн во время пандемии. Докладчица рассказала о личном опыте организатора коммерческого книжного клуба и культур-тренера - специалиста по подбору индивидуальной образовательной программы, помогающего взрослым людям разобраться в современной и классической культуре.
Конференция завершилась круглым столом, на котором присутствовали и спикеры первого отделения, и ряд молодых культурологов – магистров и аспирантов. Заседание открыл доклад В.Н. Мерзляковой, посвященный «твердым» и «мягким» навыкам – тому, какие компетенции ожидаются от культуролога на современном рынке труда. В обсуждении вопросов круглого стола приняли участи М.С. Яралова, магистр культурологии, аспирант ФК РГГУ, А.С. Тигай, магистр филологии, редактор, издательство «Белая ворона», преподаватель итальянского языка, З.К. Саламова, магистр культурологии, аспирант ФК РГГУ, преподаватель, Школа философии и культурологии ФГН ВШЭ, Ю.А. Белавари, магистр культурологии, таргетолог, фонд благотворительного проекта «Свет.дети», основатель бюро таргетинговых коммуникаций Нейропропаганда, Д.А. Баранова, магистр культурологии, специалист отдела маркетинга BDO Unicon Outsourcing, Ю.А. Магера, культуролог, аспирант ФК РГГУ, старший преподаватель, Институт классического Востока и античности ФГН ВШЭ, организатор и куратор конференции "Мир комиксов", А.М. Орлова, кандидат искусствоведения, член Творческого союза художников России, член правления SIBMAS, куратор/координатор выставочных проектов и культурных мероприятий Российской государственной библиотеки искусств (РГБИ), куратор клуба «Книга художника» в РГБИ, а также преподаватели ФК РГГУ В.А. Косякова, Н.С. Галушина, Ж.В. Уманская, О.В. Гавришина.
На круглом столе профессиональная идентичность и карьерные возможности культурологов обсуждались на материале прозвучавших в ходе конференции докладов и на основе личного опыта участников.
Аудиторией конференции были студенты, магистранты и аспиранты факультета культурологии и других факультетов, которые активно участвовали в обсуждении, предлагали вопросы и давали комментарии к выступлениям.
Запись конференции (полная) и круглого стола (частичная) опубликована на Youtube-канале ФК РГГУ - https://youtu.be/iW8DWvUQzU0